Особенности кредитования малого и среднего бизнеса

Автор работы: k*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

В первой части курсовой рассмотрим понятие малого и среднего бизнеса, ознакомимся с видами и формами кредитования МСБ, а также с методикой оценки кредитоспособности предприятий МСБ. Во второй главе проведем анализ рынка кредитования МСБ, рассмотрим некоторые программы кредитования, применяемы российскими банками, ознакомимся с зарубежным опытом государственной поддержки МСБ, и посмотрим на примере Сбербанка РФ кредитование МСБ. В третьей главе данной курсовой, отражены существующие проблемы кредитования МСБ, государственная поддержка МСБ, а также взглянем на перспективы развития МСБ на ближайшие годы.

Содержание

Введение
1. Основы кредитования малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие кредитования малого и среднего бизнеса в России. Правовые аспекты.
1.2 Виды и формы кредитования малого и среднего бизнеса
1.3 Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
2. Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в РФ
2.1 Программы кредитования малого и среднего бизнеса на примере российских банков
2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса в Сбербанке РФ
2.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
3. Перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в РФ
3.1 Проблемы и перспективы кредитования банками малого и среднего бизнеса
3.2 Поддержка малого и среднего бизнеса в 2011 году
3.3 Развитие рынка кредитования малого и среднего бизнеса в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Текст курсовой весь.docx

— 1.01 Мб (Скачать документ)

проблем финансирования МСБ новые институты, было бы гораздо эффективнее адаптировать уже имеющиеся. Таким проверенным инструментом являются малые банки. Их размеры просто не позволяют работать с крупными предприятиями. Если для банков, специализирующихся на кредитовании МСБ, изменить требования резервирования, то они могли бы стать эффективным институтом финансирования МСБ. О том, что малые банки в большей степени склонны к кредитованию МСБ, свидетельствует следующая статистика. Если доля кредитов МСБ в совокупном кредитном портфеле российских банков по состоянию на 1 августа 2010 года составила 15%, то в кредитном портфеле из топ-тридцатки - только 12,6%. Развитие МСБ  – важная государственная задача. Одно из ключевых условий ее решения  – создание соответствующей инфраструктуры финансирования. Прямое субсидирование малых предприятий неэффективно, коррупциногенно и ведет к растранжированию денег налогоплательщиков. Гарантийные фонды также не проявили себя в качестве генераторов  роста МСБ. Развитие микрофинансовых организаций неизбежно потребует длительного периода встраивания этого института в российские реалии. Таким образом, для более активного кредитования МСБ наиболее эффективным было бы стимулирование банков. Банки можно повернуть лицом к малому бизнесу с помощью двух мер: субсидированием процентной ставки по кредитам МСБ и снижением требований к резервам по этим кредитам. Последнюю меру можно было бы распространить только  на банки, специализирующиеся на работе с МСБ. Для малых предприятий вполне действенна система лизингового финансирования. В данном случае основные риски покрываются правом собственности лизингодателя на предмет лизинга и его страхованием. Проблемы здесь, как правило, связаны с высокими банковскими процентными ставками и значительно меньшими сроками кредита, чем сроки амортизации. Есть и другой момент: несмотря на то,  что достаточно давно существует закон о лизинге, на практике его применение крайне затруднено. Сегодня востребованы и другие формы учетно-ссудных операций, такие как факторинг, вексельное кредитование. Как показывает практика,  данные операции позволяют значительно ускорить оборачиваемость средств в расчетах, дают возможность увеличивать оборотные средства, позволяют избежать «кассовых разрывов».  Такие механизмы начали активно использоваться региональными банками, необходимы они и для мелкого и среднего бизнеса. Есть и другая проблема: сегодня уже в большей степени нужны  долгосрочные кредиты. При осуществлении краткосрочного кредитования не возникает предпосылок к интеграции капиталов взаимодействующих промышленных предприятий и банков. Краткосрочное кредитование служит инструментом формирования тактического взаимодействия банка и промышленного предприятия, обладая потенциальными возможностями объединить на взаимовыгодной основе интересы получения прибыли банком - кредитором и предприятием-заемщиком лишь на короткое время. Даже многократная пролонгация краткосрочных кредитов принципиально не меняет ситуации. Наоборот, в случае долгосрочного кредитования фирм длительные сроки формируют стратегию действий банка и предприятия в целях осуществления крупных инвестиционных проектов. В результате банк фактически становится соисполнителем проекта и уже начинает искать пути стратегического взаимодействия для взаимовыгодного партнерства. А это очень важно, так как соотношение сроков имеющихся пассивов  и потребных активов определяет возникновение реального ограничения по объемам долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Выход за рамки указанного ограничения может вызвать кризис ликвидности коммерческого банка и привести к потере банком финансовой устойчивости. Кроме того, увеличение сроков кредитования вызывает рост кредитного риска, что особенно значимо в условиях нестабильной экономики кризисного периода. Также авторы считают, что в рамках существующей концепции по развитию малого предпринимательства необходимо решить две тесно увязанные проблемы: развитие малого предпринимательства и увеличение числа коммерческих банков, кредитующих региональный бизнес. До сих пор создать такую эффективную связку не удавалось. Поэтому закономерно, что равноправным элементом концепции, кроме развития инфраструктуры для малого и среднего предпринимательства, должно быть создание в регионах эффективной банковской системы, которая способна выступать в качестве его партнера. Необходимы также программы обучения персонала кредитных организаций по работе с малыми предприятиями. Сейчас банкиры в основном слабо владеют такими навыками. А это ведет к повышению рисков подобных операций, что никак не способствует росту кредитования данного сектора экономики. Только конкретные меры будут способствовать усилению роли банков в кредитовании малого бизнеса.Таким образом, государство должно в первую очередь поддерживать МСБ на этапе становления и первоначального развития, где пока еще  бессильны банки, а также способствовать решению основных проблем малого бизнеса, таких как отсутствие основных средств для предоставления залога, низкая финансовая грамотность предпринимателей, высокие административные барьеры. Кредитование малого бизнеса по-прежнему остается одним из самых перспективных направлений на рынке кредитования. В ближайшем будущем по мере увеличения доступности кредитных ресурсов этот рынок может вырасти на порядок. Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга подвел некоторые итоги 2010 года и определил перспективы развития малого и среднего бизнеса в новом 2011 году:

  1. Страховые взносы. Значительно возрастет финансовая нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Положения Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривают повышение размера страховых взносов с 26% до 34%. По оценкам Минфина, повышение взносов в 2011 году на 8% станет наиболее значительным перераспределением денег между государством и бизнесом. По подсчетам министерства, дополнительные затраты для бизнеса составят 928 млрд рублей, что эквивалентно 2,1% ВВП в условиях нынешнего года.
  2. Незаконные проверки. Предприниматели будут лучше защищены от незаконных проверок со стороны контролирующих органов. По Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января проведение плановой проверки органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, будет относиться к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
  3. Микрофинансирование. Появится возможность создавать микрофинансовые организации, выдающие микрозаймы до 1 млн рублей. Федеральный закон от 02.07.2010 N151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступает в силу в начале января 2011 года, предусматривает возможность создания микрофинансовых организаций, осуществляющих выдачу микрозаймов (заем на сумму до 1 млн рублей). Предполагается, что данный документ даст новый импульс для активного развития кредитования малого бизнеса, легализует значительное количество небанковских организаций, работающих в этой области, и в конечном итоге сформирует цивилизованную деловую среду.
  4. Госзакупки. Будет простимулировано участие в государственных торгах. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 N290-ФЗ увеличивается конфиденциальность участников государственных торгов. Меры направлены на предотвращение сговора относительно цены лота. Создается стимул у всех обезличенных участников открытого аукциона в электронной форме торговаться на понижение цены. Следовательно, сделан еще один шаг в пользу достижения цели экономии при заключении госконтрактов.
  5. Лицензирование. Будут ужесточены лицензированные требования по отдельным видам деятельности. Закон о внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу 06.12.2010) ужесточает лицензионные требования к производителям аудиовизуальных материалов (видеоматериалов), компьютерных программ и баз данных на любых видах носителей. Так, в выдаче лицензии на воспроизведение (изготовление) аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда. Кроме того, наличие на праве собственности производственного оборудования для осуществления указанной деятельности будет одним из лицензионных требований для получения лицензии.

Уведомление о начале деятельности. Можно будет представлять уведомление о начале предпринимательской деятельности по электронной почте. Изменения в Постановлении Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» с 1 января позволяют юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, предполагающим оказывать гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания, осуществлять производство отдельных видов пищевой продукции либо заниматься оптовой или розничной торговлей, представить уведомление о начале своей деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя. При этом подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа направляется заявителю в день его регистрации также за электронной цифровой подписью уполномоченного органа. Изменения отвечают общей тенденции постепенного перехода на электронный документооборот, направлены на упрощение порядка уведомления о начале деятельности, уменьшение расходов предпринимателей. В настоящее время существует один нюанс, относительно кредитов для малого и среднего бизнеса. Существуют так называемые проблемные кредиты. Это кредит, для погашения которого в соответствие с условиями договора у заемщика нет финансовых возможностей. Такие долги уходят коллекторам. Коллекторы – это сотрудники коллекторского агентства, занимающегося возвращением задолженностей с населения и организаций. Коллекторство – это достаточно новый бизнес в России. Однако говорить о том, что он мало развит, не приходится. На сегодняшний день насчитывается весьма изрядное количество коллекторских агентств. Коллекторы – это не только выпускники юридических учебных заведений, но и профессиональные экономисты, финансисты, аналитики, охранники и, конечно, психологи. Целью работы коллекторского агентства является фактический возврат долгов, так как денежное вознаграждение коллекторов зависит от процента возвращаемой суммы. Долги малого бизнеса уходят коллекторам за 1 %, как сообщает нам сайт РБК. Несколько крупных банков впервые объявили тендеры по продаже проблемных кредитов малого и среднего бизнеса. Пока объем предложения со стороны банков невелик, около 1 млрд руб., но по прогнозам экспертов, он будет расти. О том, что с конца прошлого года банки стали предлагать коллекторам приобрести портфели просроченной задолженности компаний малого бизнеса, рассказали "Ъ" несколько участников рынка. "Такая тенденция наметилась во второй половине прошлого года,— отмечает директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства Артем Плохов.— До этого банки продавали только просроченные кредиты физлиц, однако в октябре 2010 года один из крупных банков объявил тендер по продаже долгов некрупных юрлиц, вслед за ним такие портфели выставили на продажу еще несколько банков". Банки всегда активно привлекали коллекторов к взысканию задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса по агентской схеме, но в последнее время они действительно предлагаются к продаже, подтверждает гендиректор коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. По оценкам экспертов, на кредиты компаниям малого и среднего бизнеса приходится около 10% всех корпоративных кредитов. "Традиционно к сегменту малого и среднего бизнеса относят компании с годовым объемом продаж от 400 млн руб., однако это среднерыночный показатель, который существенно колеблется от банка к банку",— отмечает зампред правления Юникредит-банка Эдуард Иссопов. Доля просроченной задолженности в этом сегменте традиционно высокая, 15-20% от портфеля, указывает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников.  Пока объем долгов малого и среднего бизнеса, выставленных на продажу, невелик. Суммарное предложение, скорее всего, превышает 1 млрд руб., считает господин Плохов. По данным "Секвойя кредит консолидейшн", совокупный объем долгов, выставленных банками на продажу в прошлом году,— около $3 млрд. Долги предприятий малого и среднего бизнеса занимают в этом портфеле около 1%. По словам участников рынка, тендеры на продажу портфелей просроченных кредитов компаний малого бизнеса проводили МДМ-банк, Росбанк, Райффайзенбанк. "Мы рассматриваем потенциальную возможность дальнейшей продажи части проблемного портфеля кредитов микро- и среднему бизнесу",— подтверждает предправления Райффайзенбанка Павел Гурин. По его словам, средний срок просрочки по предлагаемым к продаже портфелям — более года. "Это портфель незначительного объема как в масштабах нашего банка, так и в масштабах рынка цессии",— добавляет он. В МДМ-банке официально сообщили, что "банк реализует комплексную программу мер, которая включает в себя, в частности, продажу проблемных активов и привлечение к работе коллекторских агентств". Источник "Ъ" в банке подтвердил факт проведения тендеров по продаже долгов малого и среднего бизнеса. В Росбанке отказались от комментариев. Появление предложений о продаже проблемных кредитов со стороны банков в посткризисный период связано с тем, что только сейчас появилась возможность реально оценить перспективы таких заемщиков, отмечают эксперты. "В кризис большая часть компаний малого и среднего бизнеса испытывали проблемы, и было довольно сложно оценить, кто же сможет восстановить платежеспособность. Потому банки в большинстве случаев шли на реструктуризацию,— говорит руководитель блока "Малый, средний и розничный бизнес" Промсвязьбанка Елена Махота.— Сейчас же уже понятно, в отношении каких компаний оказанные меры поддержки не возымели результата, и банки продают их долги". Кроме того, сейчас объем выставляемых на продажу розничных кредитов пошел на убыль, и коллекторы рассматривают и более сложные варианты, добавляет она. "Долги малого и среднего бизнеса сложно продать,— соглашается Эдуард Иссопов,— поэтому в острую фазу кризиса банки продавали в первую очередь долги физ. лиц".  Со временем интерес банков к продаже таких долгов будет расти, прогнозируют эксперты, однако выручить за такие долги банкам много не удастся. "Коллекторским агентствам интереснее работать с такими долгами по агентской схеме, поскольку в случае с небольшими компаниями сложно оценить вероятность возврата. За время приобретения портфеля и начала работы коллектора с ним компания-должник может быть признана банкротом или ликвидирована, и тогда взыскать с нее уже ничего не удастся",— поясняет госпожа Докучаева. По ее словам, дисконт по таким портфелям выше, чем по розничным, сейчас они продаются за 1-2% от суммы долга, в то время как кредиты физлиц — за 3-5%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Поддержка малого и среднего бизнеса в 2011 году.

Становление малого бизнеса в Российской Федерации  является важной задачей, так как именно предпринимательская деятельность может стать основой для осуществления позитивных процессов экономики. Однако для выполнения всех поставленных задач, для реализации заложенного потенциала и использования всех преимуществ малого бизнеса необходима его поддержка со стороны государства. Мировой опыт показывает, что во многих развитых странах разработана государственная политика поддержки и развития малого бизнеса. Для реализации политики содействия создаются специальные государственные организации. В Соединенных Штатах Америки – это Администрация по делам малого бизнеса, которая оказывает всестороннюю поддержку малому и среднему бизнесу. Система поддержки малого бизнеса начинает формироваться и в России. Толчком к созданию, развитию малых предприятий стал Закон «О предпринимательской деятельности», который создал условия для существования предпринимательской деятельности. Постановление Правительства, направленные на поддержку малого предпринимательства, предусматривают льготы малому бизнесу 2011.Целью данной программы является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства, основа которых –  качественные и эффективные меры государственной поддержки. Реализация программы охватывает до 250 тысяч малых предприятий. Приоритетным направлением развития выбран агропромышленный комплекс и сфера производства импортозамещающей продукции. Кроме того, налогообложение малого бизнеса 2011 предполагает наличие поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают введение упрощенной системы. Данные поправки предусматривают, что налог на прибыль, добавленную стоимость будут заменены единым налогом. При этом малые предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога. Право на уплату единого налога получили предприятия с годовым оборотом не более 10 миллионов рублей в год и с количеством сотрудников не более 20. Новой системой не смогут воспользоваться организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды, частные нотариусы. Становление малого бизнеса зависит от ряда политических и социально-экономических условий, сформированных в государстве. Быстрый рост числа предприятий обусловлен развитием новых технологий, оборудования и техники. Важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса является политическая обстановка и состояние экономики в государстве,  правовое обеспечение, налоговая политика и уровень жизни населения. В настоящее время условия для развития бизнеса не самые оптимальные. Предпринимательская деятельность сможет реализоваться в полной мере только при условии формирования производственной сферы. Таким образом, первоочередные меры по развитию малого предпринимательства, должны осуществляться в следующих направлениях: финансово-кредитное, нормативно-правовое, организационное, информационно-техническое, кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности. В программе поддержки малого бизнеса необходимо предусмотреть формирование торгового рынка и рынка ценных бумаг, эффективных институтов рыночной инфраструктуры, информационной, аудиторской и консультационной деятельности. Комплексная государственная поддержка должна также включать подготовку и переподготовку кадров, и привлечение населения. Также необходимо определить меры, которые обеспечат поддержку внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций. 
 
 
 
 

3.3 Развитие кредитования рынка малого и среднего бизнеса.

Одним из способов развития кредитования малого предпринимательства является так называемая двухуровневая система кредитования, когда банки предоставляют средства региональным кредитным институтам, а те распределяют их среди субъектов предпринимательской деятельности. Региональные банки получают доступ к долгосрочным ресурсам, а использовать их имеют право лишь на кредитование малого предпринимательства. Подобную схему реализует Российский банк развития (РосБР), который на 100% принадлежит федеральному правительству. РосБР взаимодействует с 1540 кредитными институтами во всех федеральных округах, а с 66 банками заключены договоры об открытии кредитных линий на общую сумму более 4,6 млрд руб. РосБР реализует разработанные механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в пределах предоставленных на эти цели государственных гарантий Российской Федерации, а также за счет собственных средств. Деятельность РосБР связана с решением важнейших задач: созданием на территории Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства равных возможностей получения государственной финансовой поддержки; обеспечением доступа субъектов малого предпринимательства к среднесрочным и долгосрочным финансовым ресурсам; созданием системы государственного гарантирования рисков, возникающих при кредитовании субъектов малого предпринимательства; стимулированием кредитных организаций к работе с субъектами малого предпринимательства. Государственные гарантии обеспечивают исполнение обязательств банка, возникающих в результате заимствований на внутреннем финансовом рынке Российской Федерации путем размещения собственных облигаций банка, привлечения займов, а также другими способами, предусмотренными законодательством РФ. Средства, привлекаемые банком под государственные гарантии, являются целевыми и в течение всего срока заимствований направляются на кредитование региональных банков для последующего кредитования ими субъектов малого предпринимательства и на непосредственное кредитование субъектов малого предпринимательства. Государственные гарантии предоставляются на безвозмездной основе, без предъявления эквивалентных требований к банку и без проверки финансового состояния банка. Устойчивый рост экономики и возросшие финансовые возможности позволяют государству проводить эффективную кредитную политику, направленную и на развитие агропромышленного комплекса страны. Особое внимание обращается на необходимость кредитования строительства и модернизацию современных животноводческих комплексов. Правительство РФ возмещает из бюджета затраты крестьянских хозяйств на уплату процентов по кредитам в размере 95% ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Оставшиеся 5% поступают из бюджета региона. Таким образом, возникает режим льготного кредитования крестьянских хозяйств. Решение о возобновлении программ поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета было принято в 2004 г. С 2005 по 2007 г. финансовая поддержка малого предпринимательства из федерального и региональных бюджетов уже составляла по 8,3 млрд руб. В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривалось выделение 3,5 млрд руб. на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские), и поддержку конкурентоспособных проектов. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, выделены в размере соответственно 3,5 млрд руб., 4 и 4,3 млрд руб. в 2009 и 2010 гг. Примером финансовой федеральной помощи, осуществляемой с целью развития предпринимательства в регионах, служит Алтайский край. После победы в федеральном конкурсе из бюджета страны на условиях софинансирования регион получил 95 млн руб. Из них 23,3 млн руб. направлены на создание бизнес-инкубатора, оставшаяся часть — на субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам для малого предпринимательства (31 млн руб.), на создание гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства (34,95 млн руб.) и на техническое перевооружение крестьянско-фермерских хозяйств (5,7 млн руб.). Позитивными следует считать стремления Правительства РФ, направленные на создание условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Так, на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства были названы первоочередные задачи, которые предстоит решить в этом направлении в ближайшее время. Среди них переход преимущественно на уведомительный порядок и уменьшение разрешительных документов при регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства; замена отдельных видов лицензирования страхованием ответственности и финансовыми гарантиями; устранение избыточного государственного контроля, снижение сроков проверок, исключение непроцессуальных прав сотрудников органов внутренних дел при проведении проверок; тарифное регулирование по оплате за услуги естественных монополий; упрощение доступа к покупке и аренде недвижимости, в том числе за счет стимулирования масштабного строительства коммерческой недвижимости эконом-класса; введение упрощенной налоговой отчетности. Минэкономразвития разработало 96 мер, существенно облегчающих деятельность малого и среднего предпринимательства. Одной из таких мер является улучшение условий по подключению объектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктурным сетям — энерго- и газовым системам, коммунальному хозяйству. Высокая плата за присоединение является серьезным препятствием на пути предпринимателей. В связи с этим государство примет участие в субсидировании затрат предпринимателей по присоединению к сетям. Решение жилищной проблемы связано с обеспечением предпринимателей офисами и производственными площадями. Так, две трети малых предприятий, арендующих в настоящее время государственную и муниципальную недвижимость, отмечают риски при долгосрочной аренде и непрозрачность доступа к аренде. В этом направлении предусматривается предоставление права выкупа арендуемой недвижимости без конкурса. Предлагается также формирование на местном уровне фондов целевого имущества для передачи площадей субъектам малого предпринимательства. В соответствии с концепцией социально-экономического развития страны к 2020 г. каждое малое предприятие должно быть обеспечено помещениями площадью не менее 150 м2. Несомненно, что развитие малого и среднего предпринимательства — масштабная государственная задача, требующая не локального, а многоаспектного подхода к ее решению, успех которой зависит от нормативного правового обеспечения, отвечающего современным требованиям; реальных, масштабных, прозрачных программ развития и стимулирования; совершенствования финансовокредитной инфраструктуры; адекватных действий государственных структур всех уровней; координации усилий не только государственных, но и различных общественных объединений; участия крупных предпринимательских структур, а также повышения экономической и юридической грамотности самих предпринимателей. В 2007 г. около 60% малых и средних предпринимателей получили отказ на подключение к энергоносителям, а совокупные издержки при присоединении составили 43 млрд руб. 
В Москве плата за присоединение в среднем превышает 102 тыс руб., в Лондоне — менее 300 долл. Так, подключение к энергетическим и коммунальным сетям ресторана в Москве обойдется в 4 млн руб., а небольшого завода в южном регионе — в 30 млн руб.
 
 
 

Информация о работе Особенности кредитования малого и среднего бизнеса