Особенности налогооблажения различных отраслей экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Основными элементами налогообложения являются:
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [13,c.116]
Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Работа состоит из  1 файл

Текстовая часть.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

     9. Прочее выбытие специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, а также лицензий и квот на внешнюю торговлю отдельными видами товаров (подп.  1.27 ст. 3 Закона о налоге на добавленную стоимость).

     Ставки НДС. Ставки НДС установлены в следующих размерах: 0 %, 0,5 %, 9,09  %, 10 %, 15,25 %, 18 %, 24 %.

     1. Ставка НДС в размере 0 % применяется:

     а) при реализации:

     б) при поступлении сумм за реализованные  товары (работы, услуги) по нулевой ставке НДС сверх цены их реализации либо иначе связанных с оплатой  реализованных товаров (работ, услуг), а также сумм в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, по которым применена нулевая ставка НДС.

  • экспортируемых товаров;
  • работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
  • экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки;
  • экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов). К экспортируемым услугам по производству товаров из давальческого сырья (материалов), облагаемым налогом по нулевой ставке, относятся услуги собственного производства, оказанные иностранным юридическим и физическим лицам по производству экспортируемых товаров из давальческого сырья (материалов);

     Основанием  для применения нулевой ставки НДС по перечисленным работам (услугам) является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки его на учет копий документов, перечисленных в Положении о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 397 (в ред. От 15 сентября 2008 г.).

     2. Ставка НДС в размере 0,5 % применяется  при ввозе на таможенную территорию  Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по ТН  ВЭД 7102, 7103).

     3. Ставка НДС в размере 9,09 % применяется  при реализации товаров, на  которые установлены регулируемые розничные цены и которые в обычных условиях облагаются по ставке 10 %.

     4. Ставка НДС в размере 10 % применяется:

     5. Ставка НДС в размере 15,25 % применяется  при реализации товаров, на  которые установлены регулируемые  розничные цены и которые в  обычных условиях облагаются по ставке 18 %.

     6. Ставка НДС в размере 18 % применяется:

  • при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за  исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
  • при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;
  • при реализации на экспорт товаров, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь облагаются по ставке НДС 10 % и по которым отсутствует подтверждение нулевой ставки НДС;
  • при поступлении сумм за реализованные товары (работы, услуги) по ставке НДС 10  % сверх цены их реализации либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), а также сумм в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, по которым применена ставка НДС в размере 10 %.

     Уплата НДС. НДС уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем наступления момента фактической реализации. Если сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по налоговой

  • по товарам (работам, услугам), имущественным правам, по которым не применяются вышеназванные ставки налога и освобождение от НДС либо по которым не выполнено условие освобождения от НДС или предоставления пониженной ставки налога (п. 10 ст. 12 Закона о налоге на добавленную стоимость);
  • по желанию плательщиков, имеющих право на применение нулевой ставки НДС и ставки налога 10 %;
  • при поступлении сумм за реализованные товары (работы, услуги) по ставке НДС 18  % сверх цены их реализации либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), а также сумм в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, по которым применена ставка НДС в размере 18 %.

     Декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, составила более 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число текущего месяца, налог уплачивается не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим, в  суммах, определенных исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, сложившихся соответственно с 1-го по 5-е, с 6-го по 10-е, с 11-го по 15-е, с 16-го по 20-е, с 21-го по 25-е, с  26-го по последнее число текущего месяца, и среднего процента изъятия, исчисленного по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, либо не позднее 5, 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца в размере 1/6 суммы налога, подлежащей уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца. При уплате НДС в течение отчетного периода следует произвести перерасчет сумм НДС, подлежащих уплате 22-го числа, с учетом сумм НДС, уплаченных в течение отчетного месяца.

     Формы налоговых деклараций по НДС утверждены постановлением Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь от 5 февраля 2007 г. № 22 (в ред. От 30 декабря 2008 г. № 123).

     Пример 4

     В течение отчетного месяца уплачен НДС в размере 10 000 тыс. руб., по  факту же за этот месяц следовало уплатить 11 000 тыс. руб. Соответственно, за данный отчетный месяц следует уплатить НДС до 22-го числа в  сумме 1000 тыс. руб. (11 000 – 10 000).

     Учет НДС

     Одним из условий отнесения организаций  к бюджетным является ведение  ими бухгалтерского учета на основе соответствующего Плана счетов бюджетных  организаций.

     Согласно  данному Плану и Инструкции о  порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость организациями, финансируемыми из бюджета (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2000 г. № 19), для учета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) применяется субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» счета  17  «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По дебету субсчета 175 в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счетов 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам», 12 «Касса», 13 «Прочие денежные средства», 15  «Расчеты с поставщиками и покупателями», 16 «Расчеты с подотчетными лицами», 17 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» отражаются суммы НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг).

     Расчеты организаций с бюджетом по НДС  в бухгалтерском учете отражаются на субсчете 173 «Расчеты с бюджетом». По  дебету субсчета 173 в корреспонденции с кредитом субсчета 175 отражаются суммы НДС, подлежащие вычету.

     Суммы НДС, перечисленные в бюджет, отражаются по дебету субсчета 173 и кредиту субсчета 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам».

     Суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции (работ, услуг), освобожденных  в соответствии с Законом о налоге на добавленную стоимость от налогообложения, списываются с кредита субсчета 175 в дебет соответствующих субсчетов счета 08 «Затраты на производство» или в дебет субсчета 211 «Расходы по внебюджетным средствам».

     Аналитический учет расчетов по субсчету 175 ведется на карточках формы 292-а (в книге формы 292).

     Таким образом, бюджетные организации  являются плательщиками НДС. 

     3 ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.

         3.1 ИЗМЕНЕНИЯ  НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ. 

     Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет  существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере  не решают  задачу  формирования  доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

     В течение последних лет  происходило  снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему  остается самой  высокой на территории ЕврАзЭС, что  отражено в таблице 3.1.

     Таблица 3.1.

     Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 2000-2008г.г.

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Темпы роста ВВП, % 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 106 104,1 104,7 105,6
Реальная  налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % 32,1 28,5 31,2 30,4 32,0 31,8 30,2 28,2 29,4
Реальная  налоговая нагрузка на экономику (с  учетом ФСЗ), % 42,6 39,2 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5 39,7 40,7
Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП 4,6 7,6 1,3 0,5 0,3 0,5 0,8 0,9 1,5
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с  учетом ФСЗ), % 47,2 46,9 43,1 41,6 42,7 42,7 42,3 40,6 42,2

     Источник: [10,c.33 ] 

     Основная  доля налоговых изъятий приходиться  на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной  негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.  Динамика их изменений за предшествующие годы  представлена в Таблице 3.2.

     Таблица 3.2.

     Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 2002-2006 годах,

     в %

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006
Налоги  и отчисления с ФОТ 52,1 52,3 50,3 49,1 49,4
Чрезвычайный  налог 3,0 2,7 2,8 0,0 0,0
Отчисления  в фонд занятости 1,1 1,0 1,0 0,0 0,0
Единый  платеж от ФОТ 0,0 0,0 0,0 3,6 3,8
Подоходный  налог 11,9 10,2 10,6 9,9 9,7
Отчисления  на содержание ДДУ 2,2 2,7 0,0 0,0 0,0
ФСЗН 33,9 35,8 35,9 35,5 35,9

     Источник: [1,c.37] 

     Как свидетельствуют данные  таблицы,  за счет прямых налогов  от ФОТ  формируется  около 13% доходов консолидированного  бюджета  и практически  весь внебюджетный  фонд  социальной защиты населения.  Наибольший удельный вес  в структуре платежей от ФОТ  они составляют около 75%. Доля подоходного налога  занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить,  что за анализируемый период  наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что  отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же  провоцирует  сокрытие объекта налогообложения.

Информация о работе Особенности налогооблажения различных отраслей экономики