Особенности налогооблажения различных отраслей экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Основными элементами налогообложения являются:
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [13,c.116]
Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Работа состоит из  1 файл

Текстовая часть.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

     С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется  и изменяется. Динамика этих изменений отражена в Таблице 3.3.

     Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов – распределительную  и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений  позволяет обеспечить формирование доходной 

     Таблица 3.3.

     Динамика  удельного веса налогов в доходах  консолидированного бюджета РБ в 1998-2008 г.г., млрд.руб.

показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Доходы  гос.бюджета 3,6 6,5 36,2 51,3 11,3 239,5 1054,9 3179,3 5728,7 8204 12168
Налоговые поступления 3,2 5,7 28,6 39 85,9 205,3 923,7 2898,5 5113,2 7219,1 10544
в % к  доходам бюджета 88,5 87,1 78,9 76,0 77,2 85,7 87,6 91,2 89,3 88,0 86,7
В том числе  
Косвенные налоги 1,5 2,6 13,3 20,8 48,2 119,5 577,9 1862,6 3201,9 4553,4 6658,1
в % к  доходам бюджета 42,2 40,2 36,8 40,6 43,3 49,9 54,8 58,6 55,9 55,5 54,7
Прямые  налоги 1,4 2,6 12,3 13,6 31,1 66,6 269,5 887,1 1609,2 2150,8 3033,6
в % к  доходам бюджета 37,8 40,0 34,0 26,5 28,0 27,8 25,6 27,9 28,1 26,2 24,9
Смешанные налоги 0,3 0,5 3 4,6 6,6 19,2 76,3 148,8 302,1 514,9 852,2
в % к  доходам бюджета 8,5 7,7 8,3 8,9 5,9 8,0 7,2 4,7 5,3 6,3 7,0

     Источник: [11,c.43] 

части бюджета в условиях  сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики.  Тем не менее  на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки. 

3.2 ПУТИ  РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ  В РБ.

      

     Применяемая в республике налоговая  система  имеет общепризнанный набор  налоговых  платежей, используемых в европейских  странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в  Евразийском экономическом сообществе  вызывает необходимость реформирования  национальной налоговой системы.

     Формирование  равной  налоговой нагрузки в  пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим  свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[19,c.36]

     Основное  направление совершенствования  налоговой  системы республики и  приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического  пространства – снижение налоговой нагрузки.

     Несмотря  на то, что определенные подвижки в  области отчислений в бюджетные  фонды происходят, проблема их существования  в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов  не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы  каждого платежа,  последствий их ведения и применения как на  национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,  применении льгот и санкций. Также должна быть определена  программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[13,c.24]

     Поэтому упорядочение бюджетных  отношений  в части функционирования государственных  целевых  фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую  нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики,  выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики  налоговой гармонизации.

     Один  из вариантов налогового реформирования предполагает:

  • Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога  по нулевой ставке,
  • Сокращение отдельных  видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
  • Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
  • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]

     Предложенные  изменения отразятся следующим  образом на структуре налоговых  платежей и общей величине налоговой  нагрузки:

     Таблица 3.4.

     Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы  и предлагаемого варианта реформирования

показатели в % к ВВП при  действующей налоговой системе в % к ВВП при  варианте реформирования отклонение
 
НДС
8,5 5,4 -3,1
 
Акцизы
2,3 2,0 -0,3
Отчисления  в целевые фонды 6,5 - -6,5
 
ФСЗ
11,4 8,3 -3,1
 
Налог на прибыль
4,0 4,2 +0,2
 
  Подоходный налог
3,4 3,5 +0,1
 
Прочие
3,6 5,0 +1,4
Общая сумма всех платежей 39,7 28,4 -11,3
 

Источник: [10,c.35]

     Основной  целью корректировок налоговой  системы является достижение баланса  интересов государства (по сбору  налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [9,с.6]

     Таким образом, в качестве основных направлений  реформирования  налоговой системы  можно предложить поэтапное решение  наиболее  актуальных для реального  сектора экономики задач:

  • Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
  • Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,
  • уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их  администрирование,
  • снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы  налогообложения,
  • максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]

Информация о работе Особенности налогооблажения различных отраслей экономики