Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Введение………………………………………………………………………..
1. Модель малой открытой экономики и ее основные черты……………….
2. Налогово-бюджетная политика в условиях фиксированного валютного курса……………………………………………………………………………
3. Налогово-бюджетная политика в Республике Беларусь и ее влияние на внешнее и внутреннее равновесие……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………
Рис.
2.4. Валютная интервенция
Центрального банка
при регулировании завышенного
обменного курса
Итак, если официальный фиксированный курс национальной денежной единицы завышен, то стремление Центрального банка удержать отечественную валюту от удешевления приведет к сокращению валютных резервов. Если действия Центрального банка вызовут истощение запасов валютных резервов, то он не сможет удержать валютный курс от падения, что станет причиной девальвации, т. е. установления официального обменного курса на более низком уровне. И наоборот, если фиксированный курс национальной валюты занижен, то интервенции Центрального банка, направленные на удержание отечественной валюты от удорожания, будут способствовать накоплению валютных резервов.
Необходимо отметить, что действие описанного выше механизма относится лишь к номинальному обменному курсу, а к реальному он применим лишь на коротких отрезках времени. При колебаниях цен, которые на протяжении длительного периода неизбежны, реальный обменный курс может измениться, даже если номинальный обменный курс зафиксирован. Поэтому в долгосрочном периоде фиксирование номинального обменного курса не влияет на реальные экономические переменные (процессы), в том числе, и на реальный обменный курс. Такая политика может повлиять в этом случае лишь на предложение денег и уровень цен в стране. Однако в краткосрочной модели при неизменных ценах фиксирование номинального обменного курса равнозначно фиксированию курса реального.
Основные
последствия проведения экономической
политики в условиях фиксированного
обменного курса будут
Бюджетно-налоговая политика. При проведении, например, стимулирующей (экспансионистской) бюджетно-налоговой политики смещение кривой IS* вправо (рис. 2.5), создаст условия для роста обменного курса. В частности, осуществление такой политики приведет к росту внутренней процентной ставки, что стимулирует приток капитала в страну и образование положительного сальдо движения капитала и в целом платежного баланса. Приток капитала в страну порождает тенденцию к росту обменного курса национальной валюты.
В ответ на это для поддержания зафиксированного уровня обменного курса Центробанк, покупая иностранную валюту и продавая национальную, вынужден будет увеличить предложение национальной валюты, сместив кривую LM при этом также вправо. Процентная ставка понижается, причем этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока уровень внутренней процентной ставки не сравняется с мировым (i = i*). В результате проведение экспансионистской бюджетно-налоговой
политики в условиях фиксированного обменного курса приведет (в отличие от условий использования режима гибкого обменного курса) к росту совокупного дохода в национальной экономике.
Рис. 2.5. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика
в
условиях фиксированного
обменного курса
Таким образом, поскольку фискальная политика в условиях малой открытой экономики не изменяет процентную ставку, ее можно считать весьма эффективной; рост, например, государственных расходов при неизменной процентной ставке не вытесняет ни инвестиций, ни потребления, способствуя в то же время росту национального производства (рис. 2.5) с Y1 до Y2. [17, c. 514]
Необходимо при этом отметить, что уровень дохода (Y) в результате стимулирующей фискальной политики увеличивается в большей степени, нежели в закрытой экономической системе. Это объясняется тем, что влияние расширения государственных расходов на уровень национального дохода дополняется эффектом от увеличения денежной массы в стране.
Денежно-кредитная политика. При осуществлении расширительной денежно-кредитной политики, например, с помощью покупки государственных облигаций у населения кривая LM* начнет сдвигаться вправо (рис. 2.6), обусловливая падение рыночного обменного курса национальной валюты (при соответствующем росте рыночного курса иностранных валют). Действительно, увеличение предложения денег приводит к снижению внутренней процентной ставки, а следовательно, к оттоку капитала из страны. Отток же капитала и возникающий в результате этого дефицит платежного баланса увеличивают спрос на
иностранную валюту, в результате обменный курс национальной валюты понижается.
Если Центральный банк стремится поддерживать курс национальной валюты на фиксированном уровне, то он будет проводить валютные интервенции: продавать иностранную валюту и покупать отечественную. В результате денежная масса будет сокращаться. Это означает, что линия LM1* сдвинется влево до своего исходного состояния LM*. По мере уменьшения объема денежной массы ставка процента повышается, и отток капитала при выполнении условия i = i* прекращается. Все увеличение денежной массы, происшедшее в результате осуществления в экономической системе расширительной монетарной политики, "уходит" в этом случае через платежный баланс, не оказывая никакого влияния на уровень национального дохода.
Рис.
2.6. Кредитно-денежная
политика в условиях
фиксированного обменного
курса
В
этих условиях денежно-кредитная политика
в своем традиционном смысле становится
невозможной, а Центральный банк,
принимая условия фиксированного курса
национальной валюты, практически теряет
контроль над результатами изменения
предложения денег. Таким образом,
монетарная политика при фиксированном
обменном курсе является неэффективной:
она не влияет на объем национального
производства, а ее итогом становится
лишь сокращение валютных резервов Центрального
банка. Одним из наиболее эффективных
инструментов денежно-кредитной политики
при использовании
или повышение (ревальвация). При этом результаты девальвации аналогичны результатам увеличения предложения денег в условиях гибкого обменного курса (рост чистого экспорта и совокупного дохода), а ревальвации - уменьшению денежного предложения.
Внешнеэкономическая торговая политика. Введение внешнеторговых ограничений при фиксированном обменном курсе приводит к совершенно другим результатам нежели в условиях гибкого обменного курса. В частности, введение, например, импортных пошлин и квот приведет к росту чистого экспорта XN (сальдо текущих операций), и следовательно, к сдвигу кривой IS вправо (рис. 2.7). [17, c. 515]
Рис. 2.7. Внешнеторговые ограничения в условиях фиксированного обменного курса
Появившаяся
тенденция к росту обменного
курса национальной валюты заставит
правительство с целью
Таким образом, введение внешнеторговых ограничений при фиксированном обменном курсе приводит к росту совокупного дохода с увеличением сальдо текущих операций XN.
Проделанный
выше анализ основных макроэкономических
последствий политики государства
в малой открытой экономике в
краткосрочном периоде
В реальной действительности их спектр существенно шире, однако все они в конечном итоге представляют собой ту или иную комбинацию этих двух валютных режимов. Следовательно, рассмотренные нами принципы макроэкономической политики в открытой экономике достаточно реалистичны и могут быть с соответствующими небольшими дополнениями успешно реализованы для макроэкономического анализа в условиях, используемых в реальной действительности промежуточных валютных режимов.
В табл. 2.1 обобщаются результаты воздействия бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политики на уровни дохода (У) и обменного курса (г), а также на состояние текущего счета платежного баланса (XN).
Как следует из представленных в таблице данных, при плавающем обменном курсе на доход влияет лишь кредитно-денежная политика. Это связано с тем, что, например, расширение денежной массы в стране, обусловливая снижение ставки процента, порождает также дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения обменного курса национальной валюты. Стимулирующая же бюджетно-налоговая политика в условиях плавающего обменного курса полностью нейтрализуется ростом курса национальной валюты.
Таблица 2.1. Макроэкономическая политика в условиях открытой экономики
|
Примечание.
(↑) - рост показателя; (↓) - уменьшение
показателя; (0) - неизменность показателя.
При фиксированном обменном курсе на доход влияет лишь бюджетно-налоговая политика, которая приводит к изменению ставки процента и, следовательно, притоку или оттоку иностранного капитала. Возникающее активное сальдо или дефицит платежного баланса приводят через механизм валютных интервенций к изменению денежной массы, что усиливает эффект от бюджетно-налоговой политики.
Механизм же денежно-кредитной политики в условиях фиксированного валютного курса не работает, поскольку Центральный банк
лишен в этом случае возможности проводить самостоятельную политику по регулированию объема денежной массы: все его усилия по изменению предложения денег подчинены здесь лишь задаче поддержания обменного курса национальной валюты на объявленном уровне. Любые попытки по изменению денежной массы изменяют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на объем денежной массы в обратном направлении, нейтрализуя таким образом последствия денежно-кредитной политики.
Главный аргумент в пользу плавающего курса состоит в том, что он дает возможность использовать кредитно-денежную политику для достижения различных целей, тогда как при фиксированном курсе ее функции сводятся лишь к поддержанию обменного курса на объявленном уровне. Установление плавающего курса позволяет направить кредитно-денежную политику на решение других задач, таких как стабилизация занятости и цен.
Сторонники фиксированного курса считают, что неопределенность курса валюты затрудняет внешнюю торговлю. Кроме того, в пользу фиксированного обменного курса иногда приводится аргумент, что его установление позволяет предотвратить неоправданное увеличение предложения денег. В случае использования фиксированного обменного курса необходимое изменение предложения денег происходит автоматически.
В
конечном итоге не обязательно делать
жесткий окончательный выбор
между фиксированным и
Информация о работе Особенности налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики РБ