Особенности налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Модель малой открытой экономики и ее основные черты……………….
2. Налогово-бюджетная политика в условиях фиксированного валютного курса……………………………………………………………………………
3. Налогово-бюджетная политика в Республике Беларусь и ее влияние на внешнее и внутреннее равновесие……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (2).docx

— 404.51 Кб (Скачать документ)

      В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.  

Таблица 3.1 - Величина и структура налоговой нагрузки на экономику

Республики  Беларусь за 2009-2010 гг.

     
 
Показатели 
2009 г. 2010 г. Отклонение, п.п., (+/-)
в % к ВВП
Налоговая нагрузка

в том числе:

30,1 27,5 -2,6
косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2
прямые  налоги 8,0 8,2 +0,2
смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1
 

      Снижение  уровня налоговой нагрузки связано  с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением  объектов налогообложения и исключением  отдельных субъектов из состава  плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых  доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).

      Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а  также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.

        В результате удельный вес  в ВВП косвенных налогов и  сборов по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного пункта.

      Одновременно  доля прямых налогов и сборов в  ВВП выросла на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.

      Несмотря  на рост поступления косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась и составила 13,6 процента.

      В общей сумме косвенных налогов  и сборов более 73 процентов приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов  и сборов приведена на рис. 3.4.

 

Рис. 3.4 Структура косвенных налогов и сборов

      Темп  роста поступлений НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.

      Почти 20 процентов общего объема косвенных  налогов формируют акцизы. Их поступления  выросли на 8,5 процента, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 2,7 процента. Основной причиной увеличения поступлений акцизов явилось повышение в среднем на 10 процентов ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22 процента, бензина – на 6,9 процента, алкогольных напитков – на 5,9 процента.

     Налога  при упрощенной системе налогообложения  уплачено на 34,2 процента больше, чем в 2009 году, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло почти на треть. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,3 до 0,4 процента.

     Положительная динамика сложилась также по сбору  за проезд автотранспортных средств  иностранных государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2 процента, удельный вес сбора  в ВВП прирос с 0,1  до 0,2 процента. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 году количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. К примеру, количество выдаваемых Министерством транспорта и коммуникаций разрешений на проезд автомобильных транспортных средств отдельных иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь для Украины выросло в 3,9 раза, Черногории – в 1,6 раза, Болгарии и Словении – в 1,5 раза соответственно, Эстонии и Латвии – более чем на 27 процентов, Литвы – на 13 процентов.

     По  налогу на услуги, напротив, темп роста  составил 92,9 процента, удельный вес  в ВВП по сравнению с 2009 годом  не изменился – 0,1 процента. Отрицательная динамика связана с изменением законодательства в части снижения с 2009 года ставки налога с 10 до 5 процентов – если в январе 2009 года налог на услуги уплачивался по ставке 10 процентов, то в январе 2010 года – по ставке 5 процентов.

      По  иным косвенным налогам и сборам, к которым относятся курортный  сбор и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, поступления  выросли на 15,2 процента, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,3 процента.

     Удельный  вес прямых налогов и сборов в ВВП составил  8,2 процента, темп роста поступлений – 110,4 процента. Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 3.5. 

 

Рис. 3.5 - Структура прямых налогов и сборов 

     В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – почти 44 процента – занимают налоги на прибыль  и доходы. Поступления их возросли на 9,8 процента, а доля в ВВП –  с 3,5 до 3,6 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

     Не  менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает более 40 процентов  всей группы прямых налогов. Темп роста  поступлений составил 113,4 процента, удельный вес увеличился с 3,1 до 3,3 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 12,7 процента фонда заработной платы в целом по республике.

     Почти 9 процентов прямых налогов и сборов обеспечивается платежами по налогу на недвижимость. Темп роста поступлений  составил 105,7 процента, а их удельный вес в ВВП остался неизменным по сравнению с 2009 годом – 0,7 процента.

     Следует отметить, что с 2010 года отменены целевые  сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также  по ставке 3 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3 процента.

      Среди группы прямых налогов и сборов отрицательная  динамика поступлений сложилась  только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 4,5 процента. Это  связано с сокращением на 6,6 процента численности плательщиков единого  налога, в том числе индивидуальных предпринимателей – на 3,7 процента, физических лиц – на 16,8 процента. Вместе с тем удельный вес налога сохранился на уровне 2009 года – 0,2 процента в ВВП.

      По  прочим прямым налогам и сборам, к которым отнесены налог на игорный  бизнес, плата за размещение наружной рекламы, налог за владение собаками и единый торговый сбор, темп роста  составил 105,6 процента, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом не изменился – 0,1 процента.

     Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется определенный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и финансовыми результатами хозяйственной деятельности.

     Доля  смешанных налогов в ВВП составила 1,8 процента, темп роста – 88,6 процента, их структура приведена на рис. 3.6. 

Рис. 3.6 - Структура смешанных налогов, сборов, отчислений 

     В общей сумме смешанных налогов  почти 57 процентов принадлежит отчислениям  в инновационные фонды, темп роста  которых составил 89,2 процента, при этом их доля в ВВП сократилась с 1,3 до 1 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства энергетики и концерна «Белнефтехим», а также сокращением количества организаций, формирующих инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь.

      Темп  роста земельного налога составил 99,2 процента, его удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,4 процента. Основной причиной сокращения платежей послужило применение с 2010 года новой методики исчисления земельного налога – исходя из кадастровой стоимости земли.

     По  экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных  ресурсов) поступления снизились  на 25,7 процента, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,5 до 0,3 процента. Как отмечалось выше, на сокращение поступлений повлияло изменение законодательства. Кроме того, отдельные плательщики сократили объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в том числе за счет модернизации технологического оборудования и перехода на более экологически чистые виды топлива, уменьшили размеры отходов на объектах захоронения.

      Темп  роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов  от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей,  составил 102,3 процента, удельный вес по сравнению с 2009 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП.

     За  счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 3,9 процента ВВП, их поступления уменьшились на 30,7 процента. Структура данной группы приведена на рис. 3.7. 
 
 
 
 

Рис. 3.7 - Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин 

     Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 92 процента – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 34,2 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,8 до 3,5 процента. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий поставки нефти сырой, а также установлением «нулевой» ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств - участников Евразийского экономического сообщества  товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.

     Что касается отмененных налогов и сборов прошлых лет, то их удельный вес в  ВВП возрос с 0,01 до 0,1 процента. Такая  динамика связана с увеличением  в 2010 году объема отмененных платежей более чем в 15 раз.   

      В заключение следует отметить, что  в течение последнего пятилетия  в Республике Беларусь проводилась  последовательная работа по совершенствованию  налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику  страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.

      В целях дальнейшего упрощения  налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику  с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа  в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики РБ