ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги
во все времена представляли собой
одну из важнейших категорий государственных
финансов. Некоторые считают, что
налоги непомерно велики, некоторые
– что их слишком много, но все
сходятся в одном – они необходимы
для нормального функционирования
и развития государства. И главным
инструментом в руках государства
должна быть налоговая политика, способная
решать возникающие проблемы. Задача
государства состоит в построении
такой налоговой системы, которая
обеспечивала бы финансовыми ресурсами
все общественные издержки и при
этом не нарушала предел изъятия средств
у налогоплательщика, который определяет
возможности расширенного воспроизводства.
С
одной стороны, серьезные социальные
программы требуют солидных поступлений
в бюджет, но с другой стороны, высокие
налоги обычно не дают развиваться
экономике, мешают рентабельной работе
предприятий. Налоги не должны оказывать
первоочередное влияние при принятии
деловых решений; от их величины и
порядка уплаты не должны зависеть
выбор формы ведения коммерческой
деятельности и характер распределения
прибыли. Необходимо, чтобы налоговая
политика правительства была направлена
на создание в стране благоприятного
налогового климата, на стимулирование
сбережений и инвестиций.
Налоги
в обществе выполняют ряд важных
задач, которые можно свести к
трем основным функциям: регулирующей,
стимулирующей и фискальной. В
настоящее время существует достаточно
большое количество разнообразных
налогов, которые можно классифицировать
по определенным признакам.
Принцип
справедливости налогообложения особенно
четко проявляется при распределении
налогового бремени между налогоплательщиками.
Поэтому налоговое бремя на всех
налогоплательщиков должно быть распределено
равномерно и справедливо.
Однако
в процессе проведения налоговой
политики могут возникать и определенные
проблемы.
Как
уже было сказано, большое значение
имеет обоснование той оптимальной
доли изъятий доходов предприятий
в бюджет, при которой достигается
сочетание интересов государства
и налогоплательщиков и которая
не препятствует экономическому прогрессу.
Но на практике зачастую очень сложно
определить эту долю изъятия и
оптимальную ставку процента.
В
настоящее время налоговая система
Республики Беларусь включает значительное
число налогов и сборов. Каждый
из них имеет свои особенности. Однако
такая система является сложной
и нерациональной. Она требует
упрощения. Поэтому каждый год в
налоговом законодательстве происходят
изменения. Однако они не всегда являются
последовательными и разумными.
Существуют проблемы и в области
налогового контроля.
Но
тем не менее в общем практически
все эти проблемы решаемы, и сейчас
мы медленно, но верно движемся к
заданной цели. В текущем году несколько
снижена налоговая нагрузка, упрощена
налоговая система. И в будущем
основными направлениями налогового
реформирования в Республике Беларусь
должны продолжать оставаться: снижение
налоговой нагрузки; равномерное
распределение налогового бремени;
упрощение налоговой системы. Повышение
справедливости и нейтральности
налоговой системы требует, прежде
всего, ликвидации многочисленных налоговых
льгот, урегулирования значительного
объема задолженности предприятий
по налоговым платежам и совершенствования
процедур уплаты налогов, сборов.
При
определении основных направлений
налоговой политики следует исходить
из особой важности стимулирования роста
производства и его качественных
параметров.
В
стратегическом плане в основу налоговой
политики должна быть заложена концепция
приоритетных направлений развития
тех отраслей, которые обеспечат
эффективный экономический рост.
Реформирование
налоговой системы должно также
включать установление жесткого оперативного
контроля за соблюдением действующих
законов и усиление мер, направленных
на пресечение противозаконной деятельности
и теневых экономических операций,
не подпадающих под налогообложение.
Анализ
вышеуказанных проблем фискальной
политики позволяет заключить, что
несмотря на ряд сложных аспектов
в ее реализации возможна разумная
скоординированность взаимодействия
фискальной и кредитно-денежной политики
для достижения определенных макроэкономических
результатов.
В
течение последнего пятилетия в
Республике Беларусь проводилась последовательная
работа по совершенствованию налогового
законодательства и снижению налоговой
нагрузки на экономику страны. За этот
период отменено 26 неэффективных налогов
и сборов, включая «оборотные» налоги
с выручки, тормозившие развитие производства
и увеличение экспорта. В результате величина
налоговой нагрузки в 2010 году снизилась
по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного
пункта.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Адаменкова,
С.И., Евменчик, О.С. Налоги и их применение
в финансово-экономических расчетах. Мн.:Элайда,
2005. – 189с.
- Аронов, А.В.,
Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.:
Экономистъ, 2004. – 247 с.
- Барсегян,
Л. Н. Налоги и налогообложение. – Минск:
ТетраСистемс, 2009. – 160 с.
- Заяц, Н.Е.
Налоги и налогообложение: Учебник / Заяц
Н.Е. и др., под общей редакцией Заяц Н.Е.,–3-е
изд., Мн.: Высшая школа, 2006–303с.
- Заяц, Н.Е.
Налоги и налогообложение : учебник / Н.Е.
Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е.
Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр.
и доп. – Минск : Выш. шк., 2008. – 320 с.
- Лемешевский,
И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория.
Часть 3). Учебное пособие для студентов
экономических специальностей высших
учебных заведений. – Мн.: ООО «AEFинформ»,
2004. – 576с.
- Макроэкономика:
социально ориентированный подход: учебник
для студентов экономических специальностей
учреждений, обеспечивающих получение
высшего образования/ Лутохина, Э.А. [и
др.]; под ред. Лутохиной, Э.А. –Мн.: ИВЦ Минфина,
2005.- 400с.
- Романовский,
М.В. Налоги и налогообложение. 5-е изд.
/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.
– СПб.: Питер, 2006. – 496с.
- Романовский,
М.В. Налоги и налогообложение. 6-е изд.,
доп./ Под ред. М. Романовского, О.Врублевской.
– СПб.: Питер, 2009. – 528с.
- Тарасевич,
Л.С., Гальперин, В.М., Гребенников, П.И.,
Леусский, А.И. Макроэкономика: Учебник/
Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е,
перераб. И доп. – Спб.: Издательство Спб
ГУЭФ, 1999. – 656 с.
- Шимов, В.Н.
Национальная экономика Беларуси: учебник
/ В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова.
– 3-е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 751 с.
- Программа
социально-экономического развития на
2006-2010 гг.
- Дейко А.
Налоговая система: рациональность, справедливость,
стабильность. // Экономика Беларуси. –
2008. – № 2(15)
- Полуян В.Н.
Налогообложение в Республике Беларусь
и пути его совершенствования. // Вестник
БГЭУ. – 2008. – № 2
- Папов Е.М.
Налоги в рыночной экономике. // Бухгалтерский
учет и анализ. – 2008. – № 3
- Мельникова
Н. А. Бюджетная и налоговая система
Республики Беларусь: Учеб. пособие/
Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2005. – 262
с.
17. Михайлушкин
А.И., Шимко П.Д. Международная экономика.
– СПб.: Питер, 2009. – 528с.
18.Налоги
в Республике Беларусь: Теория и практика
в цифрах и комментариях/ В.А. Гюрджан,
Н.Э. Масинкевич и др., Под общ. Ред. В.А.
Гюрджан - Мн.: ПЧУП "Светоч", 2002 г.
- Об экономической
политике Белоруссии // БИКИ. – 2008. – №
138.
- Дейко А.
Не числом, а оптимизацией. // Беларуская
думка. – 2008. – №1
- Пелих С.
Не подавлять, а стимулировать. // Беларуская
думка. – 2008. – № 1
- Карягин
В. Принципиальная платформа. // Беларуская
думка. – 2008. – № 1
- Проект бюджета
– 2010: оценки реалистичные, обязательства
реальные. // Финансы. Учет. Аудит. – 2009.
– № 10
- Шунько И.
Налоговая политика как инструмент либерализации
экономики. // Финансы. Учет. Аудит. – 2009.
– № 11
- http://www.21.by
- http://www.nalog.by
- http://www.minfin.gov.by/taxation.