Особые экономические зоны: преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание

Расходы на научные исследования и опытно—конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками — организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Содержание

Введение………………………………………………………..…….…….2

Глава I. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ

НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ……………………………….……. 7

Международное налоговое планирование……………………...….7
Определение особых экономических зон……………………..….10
Глава II. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ

РЕЗИДЕНТОВ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ………………..18

2.1 Единый социальный налог…………….……………………….….....18

2.2 Налог на прибыль………………………………………..………..…..19

2.3 Налог на имущество……………………………………..…………....21

2.4 Транспортный налог………………………………………….………22

Глава III. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН………………….....26

Заключение………………………………………………….…………….29

Списоклитературы………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯЯ.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

     Резидент  туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

     Портовые  ОЭЗ

     Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон» предусматривается возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон. Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

     Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:

    - погрузочно-разгрузочные работы;

    - услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;

    - снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;

    - ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;

    - переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;

    - работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);

    -простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

    - оптовая торговля товарами;

    -обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.

     Для портовых особых экономических зон  предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня  в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом наличия на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.

     Длительный  период окупаемости портового хозяйства, высокая стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, предусматривает срок создания портовых ОЭЗ до 49 лет.

     Резидентом  портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон».

 

      Глава II.   ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 

     2.1 Единый социальный налог 

     Для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ применяются ставки ЕСН, установленные для обычных налогоплательщиков. А вот для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ действует ставка ЕСН 14 процентов. Кроме того, резиденты этих зон имеют право на использование регрессивной шкалы.5  Правда, такие ставки применяются только в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории зоны.

     Формулировка  не совсем удачная, так как Налоговый  кодекс не говорит, кого следует понимать под «работающими физическими лицами». И может так случиться, что налоговики на местах будут трактовать этот термин узко, включая в состав «работающих» только тех физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры. А, например, при заключении авторского договора или гражданско-правового льготы признавать не будут.

     Эта позиция тем более усиливается, если учесть, что применить нормы Трудового кодекса в данном случае не получится. Ведь этот кодекс распространяется только на тех, кто заключил трудовой договор.

     Что касается пенсии работников резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, то ставка ЕСН покроет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. А вот источник обеспечения их работников пособиями, выплачиваемыми за счет Фонда социального страхования, до сих пор законодательно не установлен. Кроме того, включение сумм пособия в состав прочих расходов также может привести к тому, что налоговики откажут в принятии таких расходов.

     Источник  «Учет, налоги, право» в отделе налогообложения  доходов граждан и ЕСН Минфина  России: «Резиденты технико-внедренческой  ОЭЗ будут определять налоговую  базу и объект обложения ЕСН в общем порядке, установленном статьями 236 и 237 Налогового кодекса. То есть так же, как остальные налогоплательщики. Поэтому под «работающими физическими лицами» понимаются лица, работающие как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Выплаты и тем, и другим будут у резидентов ОЭЗ облагаться ЕСН по одинаковой ставке.

     В общем порядке будут выплачиваться  и пособия по временной нетрудоспособности работникам таких плательщиков. То есть первые два дня «больничного» - за счет работодателя, остальные - за счет ФСС. При этом работодатель такие расходы сможет учесть при расчете налога на прибыль». 

     2.2 Налог на прибыль 

     Для участников промышленно-производственных зон предусмотрена ускоренная амортизация. Такие налогоплательщики могут  в отношении основных средств к общей норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше двух.6  Также резиденты промышленно-производственных зон смогут полностью перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год. (В отличие от остальных плательщиков, которые смогут перенести убыток только в размере, не превышающем 50 процентов налоговой базы.)

     Кроме этого в обоих типах ОЭЗ  плательщики смогут сэкономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские  работы. Так, для остальных налогоплательщиков при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет. Если результат отрицательный, то в течение трех лет.7

     Но  зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации могут и не дожидаться завершения (то есть результата исследований). Для них предусмотрено включение стоимости таких исследований в расходы в полном размере в периоде их осуществления. Причем такое право имеют не только резиденты ОЭЗ, но и все организации, зарегистрированные и работающие на территории зоны. Это выгодно налогоплательщику, поскольку резидент должен заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Работать же на территории зоны позволено не только резидентам, но и индивидуальным предпринимателям, и коммерческим организациям – нерезидентам.

     Налогоплательщики – организации, имеющие статус резидента  промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны, имеют право в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.

     Резидентам  технико-внедренческих особых экономических  зон не предоставлено право применения механизма ускоренной амортизации, поэтому они начисляют амортизацию в целях налогообложения прибыли в общем порядке.

     Использование повышающих коэффициентов является правом налогоплательщика, а не обязанностью, поэтому налогоплательщики могут и не использовать в целях налогообложения предоставленную возможность.

     Следует отметить, что если организация –  резидент промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны примет решение  о применении в целях налогообложения  прибыли повышающего коэффициента к основной норме амортизации, то какой бы метод она не избрала для расчета амортизации в целях бухгалтерского учета, суммы амортизации, исчисленной в бухгалтерском и налоговом учете, будут различны.

     Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, произведенные налогоплательщиками – организациями, зарегистрированными и работающими на территории особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были осуществлены. 

     2.3 Налог на имущество 

     В течение пяти лет с момента  постановки на учет резидента ОЭЗ  он освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации.

     Аналогичная льгота действует и в отношении  земельного налога.8 Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Но остается неясным, останется ли выкупленный земельный участок территорией ОЭЗ. Поскольку таковой, признаются только участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

     Ну  и в заключение, пожалуй, о главной  льготе, предоставляемой резидентам ОЭЗ. Речь идет о так называемой дедушкиной оговорке. Под ней понимается гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. То есть акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение в законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров. 

     2.4 Транспортный налог 

     Налоговые льготы по транспортному налогу перечислены  в статье 9 Закона города Москвы «О транспортном налоге». Согласно подпункту «д»  пункта 1 статьи 9 от уплаты транспортного  налога освобождаются резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» в отношении транспортных средств, зарегистрированных на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства, причем право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной.

     По  истечении пятилетнего срока  резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» уплачивают транспортный налог в общем порядке по ставкам, установленным Законом города Москвы «О транспортном налоге».

     На  территории Московской области в  городе Дубне Постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 декабря 2005 года №781 создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Статьей 26.1 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года №151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» установлены льготы, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны. Согласно названной статье резидентам предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога, кроме автомобилей легковых, а также водных и воздушных транспортных средств.

Информация о работе Особые экономические зоны: преимущества и недостатки