Особые экономические зоны: преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание

Расходы на научные исследования и опытно—конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками — организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Содержание

Введение………………………………………………………..…….…….2

Глава I. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ

НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ……………………………….……. 7

Международное налоговое планирование……………………...….7
Определение особых экономических зон……………………..….10
Глава II. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ

РЕЗИДЕНТОВ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ………………..18

2.1 Единый социальный налог…………….……………………….….....18

2.2 Налог на прибыль………………………………………..………..…..19

2.3 Налог на имущество……………………………………..…………....21

2.4 Транспортный налог………………………………………….………22

Глава III. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН………………….....26

Заключение………………………………………………….…………….29

Списоклитературы………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯЯ.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  обратить внимание, что льгота согласно пункту 3 статьи 26.1 Закона Московской области  от 24 ноября 2004 года №151/2004-ОЗ предоставляется при условии направления высвобожденных средств на развитие организаций в соответствии с пунктом 10 статьи 4 названного закона:

     В случае, если условием использования  налоговой льготы является направление высвобожденных в результате использования налоговой льготы средств на развитие организаций, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест, затратами налогоплательщиков на указанные цели для целей настоящего Закона признаются:

     1) затраты на освоение новых  производств, цехов и агрегатов  (пусковые расходы), проверку готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов с пробным выпуском продукции, наладкой оборудования;

     2) затраты на подготовку и освоение  производства новых видов продукции, не предназначенной для серийного или массового производства, а также новых видов работ (услуг);

     3) затраты на подготовку и освоение  производства новых видов продукции серийного или массового производства, а также технологических процессов;

     4) затраты, связанные с совершенствованием  технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции (товаров, работ, услуг), повышением их надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств в ходе производственного процесса;

     5) инвестиции, связанные с новым  строительством, реконструкцией, расширением,  техническим перевооружением, модернизацией основных фондов организации;

     6) затраты, связанные с изобретательством  и рационализаторством, а именно, затраты на проведение научно-исследовательских,  опытно-экспериментальных работ,  изготовление и испытание моделей  и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

     7) затраты на проведение модернизации  оборудования и реконструкции  объектов основных производственных  фондов;

     8) инвестиции, связанные с новым  строительством, реконструкцией, техническим  перевооружением объектов непроизводственной сферы;

     9) затраты, связанные с улучшением  качества услуг, предоставляемых  объектами непроизводственной сферы,  и расширением ассортимента указанных услуг;

     10) затраты на повышение квалификации, переподготовку работников организации на территории Российской Федерации;

     11) средства, направляемые из прибыли  организации на пополнение оборотных  средств».

     Налоговые льготы, установленные статьей 26.1 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года №151/2004-ОЗ, применяются с 1 числа квартала, следующего за датой признания коммерческой организации резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны, и до 31 декабря 2010 года. Таким образом, с 1 января 2011 года резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, созданной на территории города Дубны Московской области, должны буду уплачивать транспортный налог в общеустановленном порядке.

     Правительством  Российской Федерации 21 декабря 2005 года принято Постановление №780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа». Согласно статье 4-1 Закона №487-53 от уплаты транспортного налога освобождаются организации – резиденты особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, на срок пять лет с момента регистрации на них транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Следует учесть, что эта льгота не распространяется на водные и воздушные транспортные средства.

     Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года №20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования на территории Липецкой области. Статьей 7 названного закона от налогообложения транспортным налогом освобождаются «организации – резиденты особой экономической зоны в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации – резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента поставки транспортного средства на учет».

     Закон Томской области №77-ОЗ «О транспортном налоге» принят 4 октября 2002 года. Согласно части 1 статьи 9 закона от налогообложения освобождаются организации в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации – резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Томска. Льгота предоставляется в течение 10 лет, начиная с первого числа месяца, в котором организация была зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны. Следует обратить внимание, что названная льгота предоставляется с учетом особенностей, установленных статьей 9.1 Закона Томской области «О транспортном налоге».

     Транспортный  налог, обязательный к уплате на территории Республики Татарстан введен в действие Законом республики Татарстан от 29 ноября 2002 года №24-ЗРТ «О транспортном налоге». Пунктом 2 статьи 6 названного закона от налогообложения освобождены организации – резиденты особой экономической хоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан. Льгота предоставляется в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет. По истечении льготного периода налогообложение осуществляется в общем порядке, установленном Законом республики Татарстан «О транспортном налоге». 
 
 
 
 
 

 

     Глава III.  ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

     СОЗДАНИЯ  ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН 

     Основные  преимущества:

     1. Создание особых экономических  зон (ОЭЗ) должно способствовать  ускоренному развитию инновационной  деятельности и выходу страны на высокотехнологичный рынок научной продукции. ОЭЗ являются специфическим и комплексным инструментом для реализации стратегий государства в той или иной области, в том числе и научной. ОЭЗ могут быть общего назначения, а могут специализироваться на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Такого рода зоны существуют во многих странах, особенно в этом направлении преуспели страны Азии.

     2. Становится выгодно заниматься, прежде всего, промышленным производством. Для иностранных инвестиций важно, что именно в таких зонах устанавливается особый налоговый, валютный, таможенный и даже административный режим. Как показывает мировая практика, это позволяет получать прибыль в 30 - 35 процентов, в два - три раза сокращаются сроки окупаемости,капиталовложений. 
3. Для местных властей также выгодно развитие зон: растет производство, улучшается инфраструктура территории, увеличиваются бюджетные доходы. Но все это становится возможным только при умелой организации дела. Экономическое и государственное регулирование должно быть хорошо продумано. Иначе зона превращается во внутренний оффшор, через который предприятия уходят от налогов.

     По  расчетам Минэкономразвития России, создание одной особой экономической зоны позволит привлечь инвестиции на сумму не менее 9 млрд. рублей, а издержки инвесторов снизятся на 5 – 7 %. Предполагается, что в среднем в особой экономической зоне будет ежегодно производится продукции на 6 млрд. рублей. Объем финансирования из федерального бюджета особых экономических зон на 2006 г. – 8 млрд. рублей. 

     Проблемы:

     1. Чиновники рассчитали оптимальную  площадь, которую займут особые образования. ППЗ должна занять не более десяти квадратных километров, а ТВЗ — не более двух, причем только на земельных участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. К тому же на момент создания ОЭЗ этими самыми участками не должны ни владеть, ни пользоваться физические или юридические лица.

     2. Регионы, где будут расположены  зоны, получат из федерального бюджета средства на их обустройство. Раскошелиться придется и региональным, и местным бюджетам. Правда, в какой пропорции разделят финансовое бремя власти всех уровней, документ не расписывает — вероятно, доли определят в Минфине. Известно, что в текущем году Минфин начнет финансировать (по графе расходов «поддержка бюджетов регионов целевым образом») разработку моделей зон, проектов кодексов будущих администраций, типовых решений для технопарков. А регионы за свой счет должны подготовить проектно-сметную документацию для ОЭЗ.

     3. ОЭЗ будут жить в условиях свободной таможенной зоны. Это означает отсутствие таможенных пошлин и НДС на экспортируемые товары, что должно сделать импортируемое оборудование (в том числе и научное) намного более доступным. Намного легче станет и вывозить продукцию, произведенную в ОЭЗ.

     4. В законе нигде не сказано о принципах формирования экспертного совета, без которого не получить статус резидента ТВЗ. А это значит — еще одна возможность для коррупции. У чиновников может появиться соблазн продавать «счастливые билеты».

     5. Особое негодование участников инновационного и, прежде всего, IT-рынка вызвало положение документа о том, что развивать ОЭЗ можно только на участках, которыми не должны владеть ни граждане, ни юридические лица.

     6. Территория, территориальная обособленность  ее от остальной государственной территории. 
Территория свободной зоны - это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности. Экономические и юридические признаки зон составляют их содержание, характеризуют сущность и одновременно их сложность и многогранность.

     7. До настоящего времени отсутствует  ясность в различиях правовых  статусов этих зон, чем объясняется  во многом противоречивость законодательной базы, ее непоследовательность и нестабильность. К этому добавляются субъективные факторы. Многие руководители на местах используют идею зон в качестве инструмента расширения полномочий, создания обособленных администраций, выделения дополнительных бюджетных средств. И не случайно создание свободных экономических зон так и не смогло решить главный вопрос - обеспечить приток иностранного капитала.

     8. Сложной остается и проблема  определения таможенных зон. Российское законодательство не предусматривает возможности создания на территории Российской Федерации пунктов таможенного оформления товаров иностранными государствами. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров резидентами и нерезидентами осуществляется на территории России только российскими таможенными органами. Статья 74 Конституции РФ не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении можно сделать выводы, что создание особых экономических зон (ОЭЗ) должно способствовать ускоренному развитию инновационной деятельности и выходу страны на высокотехнологичный рынок научной продукции. ОЭЗ являются специфическим и комплексным инструментом для реализации стратегий государства в той или иной области, в том числе и научной.

     Преимущества можно свести к следующим:

     1. выделение промышленно-производственных  и технико-внедренческих зон в  отдельные;

     2. при создании ОЭЗ заключается  соглашение о ведении деятельности, в котором устанавливаются обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ;

     3. разработка единой государственной  политики и управление ОЭЗ  возлагается на уполномоченный  федеральный орган исполнительной  власти (тем самым деятельность на территории ОЭЗ будет внимательно контролироваться со стороны государства);

     4. законом определяется ликвидация  ОЭЗ в том случае, если в  течение трех лет не заключено  ни одно соглашение на ведение  деятельности, и в том случае, если в течение трех лет резидентами не осуществляется предпринимательская деятельность.

     Что касается слабых мест , то они могут быть выражены в следующем:

     1. В момент подачи заявки на  формирование ОЭЗ необходимо  обосновать целесообразность и эффективность ее создания. В связи с этим возникают трудности в технико-экономическом обосновании создания таких зон. Следует отметить, что далеко не все заявки участвуют в процессе определения территории для ОЭЗ.

     2. С другой стороны, появление  ОЭЗ на территории региона означает снижение общего налогового бремени, и тем самым снижение поступлений в бюджет. Большая часть финансовых ресурсов остается в границах ОЭЗ.

Информация о работе Особые экономические зоны: преимущества и недостатки