Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:40, отчет по практике
Кроме того, вследствие стремительного развития новых банковских технологий в сфере безналичных расчетов обострилась проблема нормативного закрепления правил осуществления прогрессивных форм платежей, которые необходимы для эффективной защиты интересов потребителей банковских услуг, и решение этой задачи в условиях применения современных информационных технологий в области расчетов затрудняется отсутствием четкой классификации в доктрине новых способов и форм безналичных расчетов.
В то же время от того, насколько рационально и эффективно будет организована система взаимоотношений предприятий с банками при расчетно-кассовом обслуживании, зависит формирование устойчивых потоков безналичных и наличных платежей между ними и стабильность расчетной дисциплины в целом в стране.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Организация деятельности ВТБ 24 (ЗАО)…………………………….5
Принципы организации и функционирования ВТБ 24(ЗАО)…………........5
Глава 2. Деятельность ЗАО ВТБ 24 в области осуществления операционно-кассового обслуживания юридических лиц……………………………………..7
2.1 Понятие и принципы организации операционно-кассового обслуживания юридических лиц……………………………………………………………………..7
2.2. Анализ операционно-кассового обслуживания юридических лиц………….12
Глава 3. Оценка финансового состояния ЗАО ВТБ-24………………………..20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………
└─┬──────┬──────┬─┘
┌──────────────────┘ │ └──────────────────┐
┌────────┴───────┐ ┌────────────┴───┐ ┌──────────────┴─────┐
│Договор о выдаче│ │Договор о выдаче│ │ Договор о выдаче │
│ и использовании│ │и использовании │ │ и использовании │
│ дебетовой карты│ │кредитной карты │ │предоплаченной карты│
└────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────────┘
Рис. 1. – Классификация договорных отношений предприятий с банками при расчетно-кассовом обслуживании
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Согласно статье 846 ГК РФ «при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами».
При этом «банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами». Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами».
Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.
Если иное не предусмотрено договором, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.
Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами при операционно-кассовом обслуживании строятся на основе определенных правил, отражающих существо проводимых операций и устойчиво повторяющихся в массе случаев, т.е. принципов расчетно-кассового обслуживания.
Рассмотрим основные принципы взаимоотношений предприятий с банками при расчетном обслуживании (безналичных расчетах):
1) правовой режим осуществления расчетов и платежей;
2) осуществление расчетов по банковским счетам
3) поддержание
ликвидности на уровне, обеспечивающем
бесперебойное осуществление
4) наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж
5) срочность платежа
6) контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
7) принцип имущественной
ответственности участников
Клиенту, владельцу того или иного счета, открытого банком, необходима денежная наличность для выдачи зарплаты и пособий, подотчетных сумм на командировочные расходы, хозяйственные нужды и др. В то же время выпускаемая им продукция, выполненные работы, оказанные услуги могут быть оплачены заказчиком наличными в кассу.
Эти операции носят название кассовых банковских операций.
Взаимоотношения организаций с банками при кассовом обслуживании осуществляются по следующим принципам:
Предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и большую часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке.
Однако существуют виды расчетов, которые требуют использования наличных денег. Таким образом, для приема, хранения и расходования наличности каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
На основании всего выше изложенного, можно сказать, что основным назначением банка является посредничество в перемещении денежных средств от продавцов к покупателям, которое обеспечивается взаимоотношением его с предприятиями при операционно-кассовом обслуживании.
2.2. Анализ операционно-кассового обслуживания юридических лиц.
Отдел по работе с юридическим лицами является самостоятельной структурной единицей отделения банка, возглавляются начальником отдела и подчиняется управляющему.
Отдел осуществляет по поручениям клиентов расчетные и кассовые операции, предусмотренные действующим законодательством и нормативными документами, регулирующими данный вид отношений банка и клиентов. Работа отдела строится на локальном балансе, который ежегодно передается в отдел бухучета и отчетности отделения.
Отдел создан для комплексного расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и осуществляет все виды такого обслуживания. Отдел осуществляет открытие и закрытие расчетных счетов на основании письменного разрешения управляющего.
Основными задачами отдела являются:
Отдел оказывает разнообразные консультационные услуги, информационные и др.
Внешторгбанк заключает договора банковского счёта с клиентом, обратившимся с предложением открыть счёт на объявленных банком (для счетов данного вида) условиях, соответствующих требованиям, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
По договору банковского
счёта (как в рублях, так и в
иностранной валюте) банк обязуется
принимать и зачислять
В договоре даётся исчерпывающий перечень документов, необходимых для открытия и ведения счёта конкретного клиента в соответствии с его правовым статусом и видом открываемого счёта. В договоре закрепляются также основные положения, касающиеся порядка ведения счёта. Пункты Типового договора о проведении платежей в порядке очерёдности, установленной законодательством, и о плате за услуги в соответствии с действующими тарифами банка не конкретизируются, т. к. законодательство и тарифы могут изменяться, но действующие тарифы обязательно оформляются приложением к договору.
На основании данных бухгалтерского учёта отделения составляют ежедневный, оперативный, ежемесячный и годовой отчёты о кассовом исполнении Государственного бюджета в объёме и по формам, установленным ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
Для открытия расчётных, текущих и бюджетных средств клиент предоставляет в банк следующие документы:
Операции по счетам клиентов в отделениях Внешторгбанка выполняются:
1) операционно-кассовым работником, или операционистом;
2) кассиром - по операциям
с наличными денежными
Все расчётные отношения в Российской Федерации построены на общих принципах, совершаются по единым правилам, которые устанавливаются законодательством и нормативными актами Банка России. Расчёты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчётов не должен превышать двух операционных дней.
Внешторгбанк уделяет первостепенное внимание быстрому и качественному выполнению поручений своих клиентов, используя для этого систему межбанковских расчётов. Она объединяет Расчётный Центр в г. Москве и территориальные расчётные центры, охватывающие все регионы страны.
В расчётной системе используются только электронные платёжные документы, что позволяет максимально сократить срок прохождения расчётов благодаря применению передовых банковских технологий передачи, защиты и обработки информации.
Все расчётные операции осуществляются в режиме реального времени и в целом - круглосуточно. Расчёты между клиентами, имеющими счета в отделениях или подразделениях банка на территории России - в течение суток.
При осуществлении безналичных расчётов допускаются следующие формы расчётов:
1) платёжными поручениями;
2) чеками;
3) аккредитивами;
4) расчёты по инкассо (платёжные требования, требования-поручения, инкассовые поручения), а также расчёты в иных формах, предусмотренных законом.
Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчётов, исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчётов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов. Платежи производятся только при наличии на счетах плательщиков собственных средств, если иное не оговорено между банком и владельцем счёта. Помарки и подчистки в расчётных документах не допускаются.
Расчёты между предприятиями и организациями осуществляются, как правило, в безналичном порядке, в установленных формах, путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя в банке.
Наиболее распространённой формой расчётов являются расчёты платёжными поручениями.
Клиент самостоятельно заполняет
платёжные поручения и
Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.
Второй экземпляр платёжного поручения, если:
а) перечисленная сумма подлежит
зачислению на счёт в другом банке -
предназначается
б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка - используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;
в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка - то он прилагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении. В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера.
Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его лицевого счёта.
Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту. На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.
Предельные суммы расчётов между юридическими лицами наличными денежными средствами на территории Российской Федерации устанавливаются действующим законодательством. В настоящее время предельный размер расчётов наличными деньгами - 10000 рублей.
Юридические лица, не имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию с банком могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов.