Переходная экономика: основные концепции и особенности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование процессов переходной экономики, а также анализ трансформационного периода Республики Беларусь.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников……………………………………….. ..34
Приложение

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 103.03 Кб (Скачать документ)

    Значительная  роль государства в период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. Переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Беларусь, Россия, большинство стран СНГ, страны Восточной Европы). Также в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что вызывает дезорганизацию хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы [26, с.147].

      Можно выделить две группы  регулирующих функций государства.  Во-первых, группа функций по созданию  условий эффективной работы рынка.  Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

    К первой группе относится функция  обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической  деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной  движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

      Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование располагаемых обществом ресурсов. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

      Формирование рыночной системы  предполагает обеспечение экономической  и политической стабильности. С  одной стороны, это необходимо  для зарождающегося внутреннего  бизнеса, а с другой — для  привлечения иностранного капитала. Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения.

      Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и так далее [10, с.168].

      Ко второй группе относятся  функции регулирования распределительных  процессов и перераспределения  доходов, корректировки результатов  рыночных процессов, обеспечения  экономической стабильности и  стимулирования экономического  роста.

      Государство, помимо функций чисто  переходного характера, выполняет  функции, регулирующие макроэкономические  пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач как преодоление кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

      Целенаправленная реализация государством  функции экономической стабилизации  должна обеспечить не только  равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого  можно достичь на основе разработки  и реализации научно обоснованной  модели становления и развития  рыночной системы, построенной  с учетом сложившихся условий,  внутренних и внешних факторов  экономического развития.

      Переход к рыночной экономике  сопровождается резким увеличением  дифференциации доходов различных  слоев населения. Причем этот  процесс происходит на фоне  экономического спада и высоких  темпов инфляции, которые обостряют  проблему неравенства, вызывая  снижение жизненного уровня населения.  Государство вынуждено более  интенсивно участвовать в регулировании  распределительных процессов, происходящих  в переходной экономике. Цель  государственного вмешательства  — сократить различия в размерах  доходов между отдельными субъектами  путем их перераспределения.

      В тех сферах, где рынок оказывается  неспособным в полной мере  обеспечить удовлетворение общественных  потребностей, в частности, в «общественных  товарах», государство берет на  себя эту функцию. Вмешательство  государства носит здесь вспомогательный  характер и призвано гарантировать  необходимое предложение товаров,  которые по тем или иным  причинам не производятся рынком  или производятся недостаточно, например, услуги образования.

      Регулирующие функции государство  выполняет посредством административных (прямых) или экономических (косвенных)  методов. Прямое вмешательство  государства – это принятие  законодательных актов, призванных  упорядочить и развивать отношения  между всеми элементами рыночной  системы. Административные методы  регулирования ограничивают свободу  хозяйствования. Они преобладали  в командной экономике. Экономические методы непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

      В зависимости от цели вмешательства  меры экономической политики  могут быть направлены на:

      -стимулирование капиталовложений  и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями  и инвестициями;

      -обеспечение полной занятости;

      -стимулирование экспорта и импорта  товаров, капиталов и рабочей  силы;

      -воздействие на общий уровень  цен в целях его стабилизации  и цены на некоторые специфические  товары;

      -поддержку устойчивого экономического  роста;

      -перераспределение доходов 

и некоторые  другие цели.

      Для проведения этих разнообразных  мер государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной  политике. Фискальную политику можно  определить как политику, проводимую  путем манипулирования государственными  доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная  политика - это политика, проводимая  путем регулирования денежной  массы в обращении и совершенствовании  кредитной сферы [18, с.35].

      Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и других мер), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

    2 Концепции перехода  к рыночной экономике  и их            реализация в отдельных странах 
     

2.1 Концепция градуализма  и особенности  ее реализации  в различных

    странах 
     

    Практика  стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует  два основных варианта трансформации  административно-командной системы  в рыночную экономику: первый (исторически  более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше) [5, с.53].

    Степень макроэкономической несбалансированности – не единственный фактор, обусловливающий  выбор той или иной модели реформ. Очень важны и такие экономические  факторы, как политическое устройство страны, её история, ультура, географическое положение. 

    Эволюционный  путь («градуализм»)

    Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

    Мировая практика показывает, что эволюционный вариант перехода более предпочтителен в тех случаях, когда значительный удельный вес в народном хозяйстве  занимают отрасли с предпринимательским  сектором9сельское хозяйство, ремесленное  производство), удельный вес тяжёлой  промышленности невысокий, есть стабильность финансовой системы.

    Яркий образец градуализма - реформы в  Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.

    Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы [20, с.152].

    В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий.

    Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

    Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий [14, с.698].

    Нетрудно  увидеть, что китайские реформы  проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-первых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизводим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития