Переходная экономика: основные концепции и особенности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование процессов переходной экономики, а также анализ трансформационного периода Республики Беларусь.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников……………………………………….. ..34
Приложение

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 103.03 Кб (Скачать документ)

         во-вторых, стремительный переход  к ценообразованию на основе  спроса и предложения в условиях  доставшегося от планового хозяйства  товарного дефицита и монопольного  положения производителей на  первых порах вызывает высокую  инфляцию;

      в-третьих, стратегия радикального  перехода, сопровождаемая высокой  инфляцией, влечет за собой  падение жизненного уровня преобладающей  части населения и усиление  социальной дифференциации.

    Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, то есть способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

    Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. Следует отметить, что вопреки распространенному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь 
 

    3.1 Социально-экономическое  развитие Республики  Беларусь 
 
 

    Цели  и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь определяются Национальной стратегией устойчивого  социально-экономического развития страны исходя из анализа и оценки экономического положения Беларуси, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – торговых партнеров Беларуси, прежде всего  Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований [13, с.3].

    С 1991 года Республика Беларусь развивается  как независимое государство. Результаты функционирования экономики страны за 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие: ВВП вырос в 2,3 раза, продукция: промышленности - в 3.0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения      - в 2001 г.; ВВП - в 2003 г., инвестиций   в основной капитал - в 2006 г. В итоге за    1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности – 185%, инвестиций в основной капитал – 142%, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г -  99%.

    В прошедшем пятилетии, в период с 2001 по 2005 годы работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001  –  2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.

    Принятые  меры способствовали увеличению объемов  производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 1). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 - Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001  –  2005 годы

 
 
 
Показатели Программы
 
Показатели  Программы, процентов
 
Выполне-ние пока-зателей Программы
 
2005 год 
к уровню 1990 года к

уровню 

1995  
года

         
Валовой внутренний продукт 135 -140 143,1 127 1,9 раза 
         
Продукция промышленности 128 -132 151,8 153 2,5 раза 
         
Продукция сельского хозяйства 122 -128 125,7 90 1,2 раза 
         
Инвестиции  в основной капитал 160 -170 184 96,2 2,5 раза
         
Производство  потребительских товаров 142 - 147 150,4 166 2,8 раза 
         
в том  числе:        
         
продовольственные товары 139 - 144 151,1 117 2,3 раза 
непродовольственные товары 146 - 152 150,4 198 3,4 раза 
Объем внешней торговли  
(с учетом услуг по методо-логии платежного баланса)
142 - 150 229 - 3,3 раза
         
в том  числе:        
         
экспорт 143 -152 237,6 - 3,4 раза
         
импорт  141 - 149 220,8 - 3,1 раза
         
Реальные  денежные доходы населения 158 - 163 176,7 174,7 3,4 раза
         
Реальная  заработная плата 180 - 185 205,5 195,3 3,5 раза
         
Розничный товарооборот 150 - 155 209,9 217 5 раз
         
Платные услуги населению 160 -165 171,6 93 2,6 раза 
         
Снижение  энергоемкости ВВП 20 - 25 25,5 - -
         
Ввод  в эксплуатацию жилых домов, млн. м2 за период 12,75 - 15 16,12 72 1,9 раза
 

Примечание  Источник: [20, с.78] 

    Значительно превышены задания Программы  на 2001  –  2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного  
1990 года: по производству ВВП  –  на 27 процентов, выпуску промышленной продукции  –  на 53, производству потребительских товаров  –  на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате  –  в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту  –  в  
2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90% инвестиций в основной капитал  –  96,2 процента от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства
- участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года.

    В прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования экономики  –  повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции  
с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.

    Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001  –  2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту  –  в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США [16].

    Благодаря постепенному переходу к более жесткой  денежно-кредитной политике в сочетании  с мерами ценового регулирования  произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия  к белорусскому рублю, существенно  снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса  белорусского рубля к доллару  США составило 269 процентов, то  
за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В этом пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

    Главная идея нынешнего пятилетия – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а его девиз – «человек–инновации–благосостояние».

    Основной  целью социально-экономического развития Республики Беларусь на данный момент является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

    В 2006 году успешно стартовала реализация Программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. Анализируя результаты выполнения Программы за 2006 – 2008 годы, можно сделать вывод  о том, что по некоторым социально  – экономическим показателям  наблюдается превышение фактического уровня показателей над прогнозируемым. Это говорит о положительных темпах социально – экономического развития страны. Например, в прошедшем 2008 году индекс изменения валового внутреннего продукта составил 130,9%, хотя прогнозируемый уровень был 124,8 – 128,9%. Фактический индекс изменения продукции промышленности составил 134,2% и превысил прогнозируемый на 7,1%. Индекс изменения продукции сельского хозяйства за 2006 – 2010 годы составил 120,5%, а ожидаемый уровень предполагался 119,1 – 124,8%. Инвестиции в основной капитал за этот период составили  189,1%, что существенно превышает прогнозируемый уровень в 148,8 – 156,1% (Приложение А).

    Республика  Беларусь имеет достаточно весомые  предпосылки для устойчивого  развития. Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и  нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая  часть всего экспорта страны. Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России.  Беларусь  –  одна из первых государств-участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года, что можно наблюдать, анализируя объём и динамику ВВП за 1990 – 2008 годы по таблице 2.

    Таблица 2 – Объём и динамика ВВП

                Год       1990      19951)       20002)      2003       2005      2007      2008      2009 (январь-июнь)
    ВВП (втекущих ценах), млрд. руб.      43,3       121402,6      9133,8      36564,8      65067,1      97165,3      128828,8      
    ВВП (в постоянных ценах), в % к предыдущему году           89,6      105,8      107,0       109,4      108,6      110,0  
110,4

    Примечание  – Источник [21, с.309]

    Анализ  социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

    недостаточная эффективность производства и сложное  финансовое положение значительного  числа организаций реального  сектора экономики;

    высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная  зависимость его от конъюнктуры  цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

    ограниченность  инвестиционных ресурсов и инновационных  возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и  технологического отставания существующих производств;

    высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

    недостаточное развитие малого предпринимательства [2, с.87].

    Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и  создаст надежную основу для устойчивого  социально-экономического развития страны.

    Следовательно, для достижения поставленных целей социально – экономического развития необходимо решить следующие задачи:

      создать благоприятные условия  и возможности для интеллектуального  и физического развития человека;

      обеспечить рост реальных денежных  доходов населения и снижение  уровня малообеспеченности;

      улучшить демографическую ситуацию;

      осуществить переход на инновационный  путь развития экономики на  основе стимулирования разработки  и реализации эффективных инновационных  и инвестиционных проектов;

      повысить уровень конкурентоспособности  экономики на основе структурной  перестройки, технико-технологического  перевооружения и реструктуризации  производств;

      радикально улучшить инвестиционный  климат и обеспечить значительный  рост инвестиций в развитие, прежде  всего, приоритетных отраслей;

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития