Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью работы является исследование процессов переходной экономики, а также анализ трансформационного периода Республики Беларусь.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников……………………………………….. ..34
Приложение
во-вторых, стремительный переход
к ценообразованию на основе
спроса и предложения в
в-третьих, стратегия
Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, то есть способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.
Это
справедливо не только для градуалистской,
но и для либеральной концепции,
реализация которой требует болезненных
реформ в системе государственных расходов,
энергичных усилий по сбору налогов, защиты
прав собственности, противодействия
обороту незаконных платежных средств
(в том числе иностранной валюты) и утечке
капитала, борьбы с коррупцией и других
действий государства. Следует отметить,
что вопреки распространенному мнению,
либеральное государство чрезвычайно
жестко и последовательно в защите закона
и прав граждан; его либеральная природа
проявляется не в безвластии, а в невмешательстве
в те сферы общественной и экономической
жизни, где предпочтительна частная инициатива.
3
Особенности трансформационной
экономики Республики
Беларусь
3.1
Социально-экономическое
развитие Республики
Беларусь
Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь определяются Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития страны исходя из анализа и оценки экономического положения Беларуси, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – торговых партнеров Беларуси, прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований [13, с.3].
С 1991 года Республика Беларусь развивается как независимое государство. Результаты функционирования экономики страны за 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие: ВВП вырос в 2,3 раза, продукция: промышленности - в 3.0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения - в 2001 г.; ВВП - в 2003 г., инвестиций в основной капитал - в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности – 185%, инвестиций в основной капитал – 142%, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г - 99%.
В прошедшем пятилетии, в период с 2001 по 2005 годы работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001 – 2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.
Принятые
меры способствовали увеличению объемов
производства и улучшению качественных
параметров функционирования реального
сектора экономики (таблица 1).
Таблица 1 - Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы
|
Примечание ―
Источник: [20, с.78]
Значительно
превышены задания Программы
на 2001 – 2005 годы по выпуску промышленной
продукции, объему экспортно-импортных
операций, росту реальных денежных доходов
населения и заработной платы, розничного
товарооборота. Республика Беларусь в
2005 году по многим параметрам значительно
превысила уровень докризисного
1990 года: по производству ВВП – на 27 процентов,
выпуску промышленной продукции – на
53, производству потребительских товаров
– на 66 процентов, по реальным денежным
доходам и заработной плате – в 1,7 и 2 раза
соответственно, розничному товарообороту
– в
2,2 раза, хотя производство продукции сельского
хозяйства составило 90% инвестиций в основной
капитал – 96,2 процента от уровня 1990 года.
Для сравнения следует отметить, что ведущие
государства - участники СНГ по основным
параметрам в большей степени отстают
от уровня докризисного года.
В
прошедшем пятилетии улучшились
качественные параметры функционирования
экономики – повысилась рентабельность
реализованной продукции (работ, услуг)
с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента
в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций
соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось
соотношение запасов и среднемесячного
объема производства промышленной продукции
с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента
за 2005 год.
Увеличилась
покупательная способность
Благодаря
постепенному переходу к более жесткой
денежно-кредитной политике в сочетании
с мерами ценового регулирования
произошли позитивные сдвиги по финансовой
стабилизации и укреплению доверия
к белорусскому рублю, существенно
снижены темпы инфляции и девальвации.
Если в 2000 году снижение обменного курса
белорусского рубля к доллару
США составило 269 процентов, то
за 2005 год произошло номинальное его укрепление.
Кроме того, Национальному банку практически
удалось обеспечить выполнение целевого
значения обменного курса белорусского
рубля к доллару США на уровне 2155 рублей
в 2005 году. В этом пятилетии обеспечена
стабильность потребительского рынка.
Прирост индекса потребительских цен
в 2005 году составил 8 процентов по сравнению
с 107,5 процента в 2000 году.
Главная
идея нынешнего пятилетия – повышение
уровня конкурентоспособности на основе
модернизации экономики, а его девиз –
«человек–инновации–
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на данный момент является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
В
2006 году успешно стартовала реализация
Программы социально-
Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России. Беларусь – одна из первых государств-участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года, что можно наблюдать, анализируя объём и динамику ВВП за 1990 – 2008 годы по таблице 2.
Таблица 2 – Объём и динамика ВВП
Год | 1990 | 19951) | 20002) | 2003 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 (январь-июнь) |
ВВП (втекущих ценах), млрд. руб. | 43,3 | 121402,6 | 9133,8 | 36564,8 | 65067,1 | 97165,3 | 128828,8 | |
ВВП (в постоянных ценах), в % к предыдущему году | … | 89,6 | 105,8 | 107,0 | 109,4 | 108,6 | 110,0 | 110,4 |
Примечание – Источник [21, с.309]
Анализ
социально-экономической
недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
высокий
уровень физического и
ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
недостаточное развитие малого предпринимательства [2, с.87].
Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.
Следовательно, для достижения поставленных целей социально – экономического развития необходимо решить следующие задачи:
создать благоприятные условия
и возможности для
обеспечить рост реальных
улучшить демографическую
осуществить переход на
повысить уровень
радикально улучшить
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития