Переходная экономика: основные концепции и особенности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование процессов переходной экономики, а также анализ трансформационного периода Республики Беларусь.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников……………………………………….. ..34
Приложение

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 103.03 Кб (Скачать документ)

      опережающими темпами развивать  сферу услуг, прежде всего образование,  здравоохранение, культуру как  основу эффективного накопления  и использования человеческого  потенциала, телекоммуникационные, информационные, финансовые, страховые и другие  виды услуг;

      значительно повысить эффективность  агропромышленного комплекса, ускорить  развитие социальной инфраструктуры  села;

      расширить взаимовыгодные экономические  связи, прежде всего с Россией,  другими странами СНГ, а также  ЕС;

      обеспечить национальную безопасность  страны (Приложение Б).

    Главными  результатами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы должны стать активизация инновационного пути развития национальной экономики, создание необходимых условий для  обеспечения устойчивого эффективного развития и реализации социально-экономических  приоритетов страны, а также достижение прогнозируемых параметров социально-экономического развития на 2006-2010 годы, представленных в Приложении в. 
 
 

    3.2 Белорусская модель  перехода к рынку 
 
 

    Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

    В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство  отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [15, с.11].

    Весь  период трансформации экономики  Беларуси можно разделить на следующие  этапы:

    1991—1995гг.—  период глубокого затяжного экономического  кризиса;

    1996—2000гг. — этап выхода экономики из  кризисного состояния и углубления  рыночных отношений;

    2001—2005 гг. и следующие пятилетия —  переход на инновационный путь  устойчивого экономического развития.[25 , с.31]

    Одной из важнейших целей преобразований в Республике Беларусь является создание социально ориентированной модели рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в её основе лежит широкий плюрализм  форм собственности, причём значительное место в экономике занимает государственный  сектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности  экономики, регулировании доходов  населения и занятости. Но нужно  учитывать, что в каждой стране складывается своя социально – экономическая  ситуация, существуют свои стартовые  условия. Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые  накладывают свой отпечаток на формируемую  экономику. Поэтому естественно, что  создаваемая рыночная модель белорусской  экономики, при наличии общих  признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально  ориентированной экономики [11, с.18-19].

    В качестве основных направлений структурных  преобразований определены:

    •  создание необходимых нормативных  и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для  структурных преобразований, привлечения  прямых иностранных инвестиций и  кредитов;

    •  опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих  отраслей и производств, а также  сферы услуг;

    •  стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения  его эффективности на основе совершенствования  бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, образования  межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

    •  развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

    •   повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

    •  разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

    В последние годы многое сделано в  направлении перехода белорусской  экономики к рыночной системе. Однако следует отметить, что некоторые  преобразования замедлились в связи:

    •  с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

    • слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;

       •  низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;

       •  отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;

       •  низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

    Медленно  формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

    Для реализации планируемых преобразований были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические  связи.

Важность  и актуальность стоящих перед  страной задач определяют следующие  приоритетные направления развития национальной экономики, которые отражены на рисунке 2. 

Рисунок 2 – Приоритеты развития национальной экономики

Примечание  ― Источник: собственная разработка на основе [1, с.8] 

Таким образом, главными результатами социально-экономического развития Республики Беларусь должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого эффективного ее развития и реализации социально-экономических приоритетов страны, значительное повышение уровня и качества жизни народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Курсовая  работа позволяет сделать следующие  выводы:

    1. Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики занимает довольно длительный период времени, в течение которого существует экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).

    2. Особенностями функционирования трансформационной экономики являются:

      1) преемственность (инерционность)  воспроизводственного процесса, исключающего  возможность быстрой замены существующих  экономических форм и отношений  новыми;

      2) неустойчивость, нестабильность развития  экономики и связанная с этим  неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой  системы;

      3) интенсивное развитие всех новых  экономических форм и отношений.

    3. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям:

      а) либерализация экономики (отмена или  резкое сокращение запретов и ограничений  во всех сферах хозяйственной деятельности);

      б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов  хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования);

      в) структурные преобразования (перестройка  структуры народного хозяйства  с целью удовлетворения платежеспособного  спроса);

      г) формирование адекватной рыночному  хозяйству системы социальной защиты населения.

    4. В процессе трансформации плановой экономики в рыночную приходится решать:

      1) задачи чрезвычайного характера,  связанные с кризисным состоянием  экономики;

      2) задачи перехода от плановой  системы хозяйствования к рыночной;

      3) задачи перспективного стратегического  развития в направлении создания  социально ориентированной экономики.

    5. Создание социально ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.

    6. Непременным условием формирования рыночной экономики является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов, переход к преимущественно экономическим методам регулирования. В переходной экономике государство призвано:

      1) регулировать процесс ее трансформации,  создать общие правовые условия  экономической деятельности субъектов  хозяйствования, стимулировать и  защищать конкуренцию;

      2) регулировать распределительные  процессы и осуществлять перераспределение  доходов, корректировать результаты  рыночных процессов, обеспечивать  экономическую стабильность и  стимулировать экономический рост.

    7. Большинство стран СНГ, в числе  которых и Беларусь, пошли по  пути постепенных экономических  преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития