Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью работы является исследование процессов переходной экономики, а также анализ трансформационного периода Республики Беларусь.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Общая характеристика переходной экономики… …………………...….6
Переходная экономика: содержание, черты, задачи………………………6
Главные задачи переходной экономики и пути их решения…… ...….....8
Роль государства в рыночной экономике…… ……………………...…. .11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах……… ……………………………………………….…... .15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………… ……………………………………………………………. …15
2.2 Модель шоковой терапии… ……………………… ………………..… …17
3. Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь……23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь… ………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку……… …..………….....………...28
Заключение…………………………………………………………………… …32
Список использованных источников……………………………………….. ..34
Приложение
опережающими темпами
значительно повысить
расширить взаимовыгодные
обеспечить национальную
Главными
результатами Программы социально-
3.2
Белорусская модель
перехода к рынку
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [15, с.11].
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995гг.—
период глубокого затяжного
1996—2000гг.
— этап выхода экономики из
кризисного состояния и
2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.[25 , с.31]
Одной
из важнейших целей преобразований
в Республике Беларусь является создание
социально ориентированной
В качестве основных направлений структурных преобразований определены:
• создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
•
опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных
экспортоориентированных и
• стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
• развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
• повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
• разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
В последние годы многое сделано в направлении перехода белорусской экономики к рыночной системе. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
• с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
• слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;
• низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;
• отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
• низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Для реализации планируемых преобразований были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.
Для того
чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями,
Беларусь должна максимально использовать
свои сильные стороны (потенциальные
конкурентные преимущества): выгодное
экономико-географическое и геополитическое
положение; развитые системы транспортных
коммуникаций и производственной инфраструктуры;
значительные земельные, водные, лесные
ресурсы, наличие ряда важных полезных
ископаемых; относительно развитый научно-технический
потенциал; достаточно мощную строительную
базу; высокий образовательный
Важность
и актуальность стоящих перед
страной задач определяют следующие
приоритетные направления развития
национальной экономики, которые отражены
на рисунке 2.
Рисунок 2 – Приоритеты развития национальной экономики
Примечание
― Источник: собственная разработка
на основе [1, с.8]
Таким
образом, главными результатами социально-экономического
развития Республики Беларусь должны
стать активизация инновационного развития
национальной экономики, создание необходимых
условий для обеспечения устойчивого
эффективного ее развития и реализации
социально-экономических приоритетов
страны, значительное повышение уровня
и качества жизни народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики занимает довольно длительный период времени, в течение которого существует экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).
2. Особенностями функционирования трансформационной экономики являются:
1)
преемственность (
2)
неустойчивость, нестабильность развития
экономики и связанная с этим
неопределенность итогов
3)
интенсивное развитие всех
3. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям:
а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности);
б)
институциональные
в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса);
г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.
4. В процессе трансформации плановой экономики в рыночную приходится решать:
1)
задачи чрезвычайного
2) задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;
3)
задачи перспективного
5. Создание социально ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.
6. Непременным условием формирования рыночной экономики является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов, переход к преимущественно экономическим методам регулирования. В переходной экономике государство призвано:
1)
регулировать процесс ее
2)
регулировать
7.
Большинство стран СНГ, в
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и особенности развития