Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
определение роли государства в развитии валютного рынка;
изучение особенностей развития валютного регулирования в России;
рассмотрение современных методов государственного регулирования валютного рынка;
определение перспектив развития валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО.
Введение
3
1. Роль государства в развитии валютного рынка
5
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования
5
1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России
10
2.Метод государственного регулирования валютного рынка
21
2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования
21
2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования
23
3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО
28
Заключение
32
Список использованной литературы
35
Введение |
3 |
1. Роль государства в развитии валютного рынка |
5 |
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования |
5 |
1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России |
10 |
2.Метод государственного регулирования валютного рынка |
21 |
2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования |
21 |
2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования |
23 |
3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО |
28 |
Заключение |
32 |
Список использованной литературы |
35 |
Содержание
Введение
Интеграция России в мировую
финансовую систему в первую очередь
означает необходимость либерализации
валютно-финансового
Вступление России во Всемирную
торговую организацию существенно
изменит лицо российского финансового
рынка, в частности валютной системы
страны. Эти изменения потребуют
адаптации механизма валютного
регулирования национального
Центральное место в развитии
национального финансового
В связи с этим либерализация
валютного законодательства РФ, произошедшая
1 июля 2006 г., способствовала тому, что
банковская система России стала
неотъемлемой частью мировой финансовой
системы, что с одной стороны
положительно влияет на развитие валютно-финансовых
отношений на национальном рынке, а
с другой стороны втянуло российский
финансовый рынок в мировой финансовый
кризис. Для выхода из сложившейся
ситуации необходимо изменение системы
валютного регулирования с
Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
Источниками данных для проведения исследовательской работы послужили нормативно - правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых в области валютного регулирования, статьи периодических изданий.
1. Роль государства в развитии валютного рынка
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования
Существуют два похода
к определению валютного
Объектом валютного
Методом валютного регулирования является установление или изменение соотношения спроса и предложения валют на рынках.
Предметом валютного регулирования могут быть купля-продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны; расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной и иностранной валюте; трансфертные перемещения реальных или финансовых ресурсов; сроки расчетов по текущим валютным операциям; обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или Центральному банку; количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц-резидентов; размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют. Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами, а на экономической территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка).
Субъекты валютного
Способы валютного регулирования можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические, при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.[11,c.45]
Существующая система
нормативно-правовых актов образует
юридический механизм регулирования
валютных отношений, имеющий двойное
функциональное назначение. Во-первых,
он выполняет статическую функцию,
закрепляя уже сложившийся
Вне рамок системы нормативно-
Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:
валютное законодательство, принимаемое государственными органами;
валютные отношения, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.
Среди экономистов и финансистов нет единой позиции о необходимости государственного валютного контроля и валютного регулирования.
Аргументы противников отталкиваются от принципа, доказанного Дж. Винером и др., согласно которому никакая система, в том числе и экономическая, не может достичь всех целей одновременно. В частности, под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.
Современное экономическое
обоснование валютного
Таким образом, во-первых, валютное регулирование не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.
Во-вторых, меры валютного регулирования несправедливы и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики Надзором невозможно охватить всю экономику. Малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры товаров, услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.
В-третьих, меры валютного регулирования низкоэффективны. В нынешнее время мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков любые меры контроля эффективны в лучшем случае в течение короткого периода, и со временем их начинают все чаще обходить. Доказательством этому служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.
В-четвертых, валютный контроль вызывает значительные затраты на предприятиях и у государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.
Сторонники введения валютных ограничений соглашаются с Дж. М. Кейнсом, его последователями и утверждают, чем хуже экономическое положение страны, тем сильнее идет из нее отток капитала, углубляющий экономический кризис. Происходит «лавинообразное» бегство, которое приводит к разрушительным последствиям экономических и политических кризисов. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного регулирования — это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в национальной экономике.
По мнению сторонников Дж. М. Кейнса, валютное регулирование — инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы. Благодаря этому уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется.
Вследствие ограничительных
мер валютной политики происходит защита
доходов населения и товарной
массы внутри страны. Значительно
уменьшается вероятность
Возможны также серьезные
последствия значительного
Несомненен психологический эффект мер валютного регулирования. Они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.
Таким образом, в мерах
валютного регулирования есть положительные
и отрицательные стороны. Они
действуют с большей или
1.2. Особенности развития
государственного
В истории валютного
Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства, - все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное «командование».[12,c.85]