Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
определение роли государства в развитии валютного рынка;
изучение особенностей развития валютного регулирования в России;
рассмотрение современных методов государственного регулирования валютного рынка;
определение перспектив развития валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение
3
1. Роль государства в развитии валютного рынка
5
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования
5
1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России

10
2.Метод государственного регулирования валютного рынка
21
2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования

21
2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования

23
3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

28
Заключение
32
Список использованной литературы
35

Работа состоит из  1 файл

курсач метод гос.регул вал.регул.docx

— 56.51 Кб (Скачать документ)

 

Введение 

3

1. Роль государства в развитии валютного рынка

5

1.1. Необходимость и направления валютного регулирования

5

1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России

 

10

2.Метод государственного  регулирования валютного рынка

21

2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования

 

21

2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования

 

23

3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

 

28

Заключение

32

Список использованной литературы

35




Содержание

 

 

Введение

 

Интеграция России в мировую  финансовую систему в первую очередь  означает необходимость либерализации  валютно-финансового регулирования, открытости для прямых иностранных  инвестиций и повышения уровня конкурентоспособности  финансовых институтов.

Вступление России во Всемирную  торговую организацию существенно  изменит лицо российского финансового  рынка, в частности валютной системы  страны. Эти изменения потребуют  адаптации механизма валютного  регулирования национального финансового  рынка к требованиям международных  стандартов валютной системы.

Центральное место в развитии национального финансового рынка  занимают банковские институты и  кредитные организации и становятся не только главными участниками преобразований валютно-финансовой системы, но и координаторами финансовых процессов. Нельзя также  недооценивать роль банков, как прямых участников при осуществлении валютных сделок на национальном и международном  валютных рынках.

В связи с этим либерализация  валютного законодательства РФ, произошедшая 1 июля 2006 г., способствовала тому, что  банковская система России стала  неотъемлемой частью мировой финансовой системы, что с одной стороны  положительно влияет на развитие валютно-финансовых отношений на национальном рынке, а  с другой стороны втянуло российский финансовый рынок в мировой финансовый кризис. Для выхода из сложившейся  ситуации необходимо изменение системы  валютного регулирования с учетом мировых тенденций и особенностей развития финансового рынка России.

Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:

  1. определение роли государства в развитии валютного рынка;
  2. изучение особенностей развития валютного регулирования в России;
  3. рассмотрение современных методов государственного регулирования валютного рынка;
  4. определение перспектив развития валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО.

Источниками данных для проведения исследовательской работы послужили  нормативно - правовые акты, труды отечественных  и зарубежных ученых в области  валютного регулирования, статьи периодических изданий.  

 

1. Роль государства в  развитии валютного рынка

 

1.1. Необходимость и направления  валютного регулирования

 

Существуют два похода к определению валютного регулирования. В первом варианте валютное регулирование - это издание государством (союзом государств) правил (регламентирование) выпуска в обращение (эмиссии), изъятия из обращения (рестрикции) национальной валюты, обмена валют, а также платежей нерезидентам и поступлений валют от них. В другом варианте валютное регулирование можно понимать как систему регулирования сделок с валютными ценностями и операций с нерезидентами. [5,c.15]

Объектом валютного регулирования  выступают порядок и условия  проведения операций в валютах, операций и сделок с другими платежными средствами, которые выражены в валютах, валютными ценностями и т.д.

Методом валютного регулирования  является установление или изменение  соотношения спроса и предложения  валют на рынках.

Предметом валютного регулирования  могут быть купля-продажа иностранных  валют на внутреннем рынке страны; расчеты между резидентами и  нерезидентами в национальной и  иностранной валюте; трансфертные перемещения  реальных или финансовых ресурсов; сроки расчетов по текущим валютным операциям; обязанность и размеры  продажи экспортной выручки в  иностранной валюте на внутреннем рынке  или Центральному банку; количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических  лиц-резидентов; размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют. Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных  государствах резидентами, а на экономической  территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка).

Субъекты валютного регулирования - резиденты (юридические и (или) физические лица); нерезиденты (юридические и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты  и (или) нерезиденты).

Способы валютного регулирования  можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов  к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические, при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия  в сделке или операции.[11,c.45]

Существующая система  нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования  валютных отношений, имеющий двойное  функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща  динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки  для дальнейшего развития и трансформации  названного комплекса, т.е. возможность  его эволюционирования.

Вне рамок системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о  механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система  получила название «валютное законодательство». Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).

Механизм регулирования  включает в себя три структурных  элемента:

валютное законодательство, принимаемое государственными органами;

валютные отношения, которые  складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;

регулятивное воздействие  валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью  предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер  ответственности в случае их нарушения  субъектами.

Среди экономистов и финансистов  нет единой позиции о необходимости  государственного валютного контроля и валютного регулирования.

Аргументы противников отталкиваются  от принципа, доказанного Дж. Винером  и др., согласно которому никакая  система, в том числе и экономическая, не может достичь всех целей одновременно. В частности, под действием любого государственного регулирования экономика  описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным  событием.

Современное экономическое  обоснование валютного регулирования  вытекает из выводов монетаристов, сделанных в середине XX в. о том, что мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем  противодействуют меры по стимулированию экономического роста. То есть чем ниже степень регулирования рынка (и  соответственно чем выше степень  либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная  работа рынка — наилучший вариант  для обеспечения долгосрочного  и эффективного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука» А. Смита), постольку отсутствие мер валютного регулирования — необходимое условие быстрого экономического роста.[4,c.56]

Таким образом, во-первых, валютное регулирование не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.

Во-вторых, меры валютного регулирования несправедливы и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики Надзором невозможно охватить всю экономику. Малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры товаров, услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.

В-третьих, меры валютного регулирования низкоэффективны. В нынешнее время мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков любые меры контроля эффективны в лучшем случае в течение короткого периода, и со временем их начинают все чаще обходить. Доказательством этому служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.

В-четвертых, валютный контроль вызывает значительные затраты на предприятиях и у государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.

Сторонники введения валютных ограничений соглашаются с Дж. М. Кейнсом, его последователями  и утверждают, чем хуже экономическое  положение страны, тем сильнее  идет из нее отток капитала, углубляющий  экономический кризис. Происходит «лавинообразное» бегство, которое приводит к разрушительным последствиям экономических и политических кризисов. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного регулирования — это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в национальной экономике.

По мнению сторонников  Дж. М. Кейнса, валютное регулирование  — инструмент создания предпосылок  интеграции национальной экономики  в международные хозяйственные  системы. Благодаря этому уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется.

Вследствие ограничительных  мер валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно  уменьшается вероятность устойчивого  завышения реального валютного  курса и понижения покупательной  способности национальной валюты. При  ориентации национального рынка  на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, и ее цена возрастает.

Возможны также серьезные  последствия значительного притока  капитала. Одно из них — легализация (отмывание) «грязных» денег влечет за собой криминализацию экономики. Другое последствие — угроза ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами. Валютные ограничения и контроль за входящим капиталом позволяют уменьшить вероятность такого развития экономики.

Несомненен психологический  эффект мер валютного регулирования. Они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической  ситуации и намерений государства.

Таким образом, в мерах  валютного регулирования есть положительные  и отрицательные стороны. Они  действуют с большей или меньшей  эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Если даже государство  и спокойно за стабильность своей  экономики, то валютный контроль все  равно необходим, как препятствие  тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

 

 

1.2. Особенности развития  государственного регулирования  валютного рынка в России

 

В истории валютного регулирования  в послереволюционной России условно  можно выделить четыре этапа.

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства, - все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное «командование».[12,c.85]

Информация о работе Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО