Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
определение роли государства в развитии валютного рынка;
изучение особенностей развития валютного регулирования в России;
рассмотрение современных методов государственного регулирования валютного рынка;
определение перспектив развития валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение
3
1. Роль государства в развитии валютного рынка
5
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования
5
1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России

10
2.Метод государственного регулирования валютного рынка
21
2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования

21
2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования

23
3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

28
Заключение
32
Список использованной литературы
35

Работа состоит из  1 файл

курсач метод гос.регул вал.регул.docx

— 56.51 Кб (Скачать документ)

устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным  учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе  уполномоченными банками, а также  порядок и сроки их представления;

готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации  по принятым международным стандартам.

Кроме того. Центробанк РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:

устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации  нерезидентами (п. 2 ст. 2);

определяет порядок и цели покупки  резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);

устанавливает порядок покупки  и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через  уполномоченные банки, а также порядок  и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4);

устанавливает случаи и условия  открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

устанавливает порядок открытия и  ведения уполномоченными банками  счетов резидентов в иностранной  валюте (п. 3 ст. 5);

устанавливает порядок осуществления  резидентами операций, связанных  с движением капитала (п. 2 ст. 6);

устанавливает порядок обязательного  перевода, ввоза и пересылки в  Российскую Федерацию иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

устанавливает порядок открытия и  ведения уполномоченными банками  счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

устанавливает порядок продажи  и покупки нерезидентами иностранной  валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

поводит все виды валютных операций (п. 2 «в» ст. 9);

устанавливает совместно с Министерством  финансов Российской Федерации и  Государственным таможенным комитетом  Российской Федерации порядок осуществления  резидентами и нерезидентами  вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации  и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза  и пересылки в Российскую Федерацию  валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

устанавливает совместно с Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации  порядок осуществления резидентами  вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

выполняет другие функции, предусмотренные  Законом, в том числе функции  органа валютного контроля.

 

2. Методы государственного  регулирования валютного рынка

 

Методы государственного регулирования валютного рынка можно подразделить на прямые и косвенные. Прямое валютное регулирование реализуется путем принятия законодательных актов, постановлений и действий  исполнительной  власти. Косвенное валютное регулирование осуществляется   с использованием  экономических,  в частности,  валютно-кредитных    методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

 

2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования

 

Введение административно-правовых методов валютного регулирования предполагает определение порядка осуществления операций с валютными ценностями посредством прямых запретов, прямых количественных ограничений или утверждения четких процедур реализации этих операций.

Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение,  лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и  другими валютными ценностями. Валютные ограничения как  разновидность  валютной политики преследуют следующие цели: выравнивание  платежного  баланса, поддержание валютного  курса, концентрация  валютных  ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Виды  валютных ограничений:

- централизация валютных  операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

-    лицензирование  валютных операций;

-  полное или частичное  блокирование валютных счетов;  ограничение обратимости валют.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие  операции платежного баланса (торговые и "невидимые" операции) и финансовые или капитальные (движение капиталов  и кредитов, перевод прибылей, налоговых  и других платежей).

По текущим операциям  платежного баланса практикуются следующие  формы  валютных ограничений:

блокирование выручки  иностранных экспортеров;

обязательная продажа  валютной выручки экспортеров полностью  или частично;

ограниченная продажа  иностранной валюты импортерам;  ограничения на форвардные покупки  импортерами иностранной валюты;

регулирование сроков платежей по экспорту и импорту. 

Формы валютных ограничений  по финансовым операциям зависят  от состояния платежного баланса  и  направления движения капиталов.

При пассивном платежном  балансе применяются следующие  меры по  ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов  в целях  поддержания курса  валюты:

- лимитирование вывоза  национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления  кредитов;

- контроль за деятельностью  кредитного и финансового рынков;

- ограничение участия  национальных банков в предоставлении  международных займов в иностранной  валюте;

- принудительное изъятие  иностранных ценных бумаг, принадлежащих  резидентам, и их продажа на  валюту;

- полное или частичное  прекращение погашения внешней  задолженности.

Формы прямого регулирования  валютных операций. В целях повышения  курса национальной валюты применяются  следующие меры административного  воздействия:

- депонирование на беспроцентном  счете в центральном банке  новых заграничных обязательств  банков;

- запрет на инвестиции  нерезидентов и продажи национальных  ценных бумаг иностранцам;

- обязательная конверсия  займов в иностранной валюте  в национальном центральном банке  (практиковалась в Швейцарии);

- введение отрицательной  процентной ставки по вкладам  нерезидентов в национальной  валюте;

-  ограничение ввоза  валюты в страну;

-  ограничения   на   форвардные   продажи   национальной   валюты иностранцам;

 применение  схемы  принудительных депозитов.

Таким образом, валютные ограничения  в ряде случаев переплетаются  с  кредитным и торговым регулированием.

Административно-правовое регулирование  оказывает прямое влияние на объем  и цену осуществления валютных операций, охватывая международные платежи  и переводы капитала, перемещение  золота, денежных знаков и ценных бумаг, репатриацию экспортной выручки, прибылей, запрет свободной купли-продажи  иностранной валюты.

 

2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования

 

Экономические методы также направлены на достижение целей валютного регулирования. К ним относятся:

1) валютные интервенции;

2) дисконтная политика;

3) девальвация и ревальвация.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных  банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов  и пассивов по разным валютам или  ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций  аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать  иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос  на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает  национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса  иностранной валюты и снижению курса  национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может  служить показателем масштабов  государственного вмешательства в  процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции  могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском  рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным  исполнением.

Кроме того, официальные  валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных  иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует  воздействие на величину официальной  «денежной базы». Если же изменение  официальных валютных резервов в  ходе интервенции ведет к изменению  денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального  валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка

3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

Дисконтная политика - это  изменение центральным банком учетной  ставки, в том числе с целью  регулирования величины валютного  курса путем воздействия на стоимость  кредита на внутреннем рынке и  тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия  ее значение для регулирования валютного  курса постепенно уменьшается.

Государство достаточно часто  манипулирует величиной валютного  курса с целью изменения условий  внешней торговли страны, используя  такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация  и ревальвация.

Девальвация – официальное  снижение курса национальной денежной единицы относительно иностранных  валют или международных расчетных  единиц. При условиях золотого стандарта, когда законодательно фиксировался золотое содержание валют и был  прямой или косвенный их обмен  на золото, девальвация проявлялась  в уменьшении их золотого содержания и росте цены на золото.

Девальвация может происходить  стихийно или проводиться целенаправленно  как элемент валютной политики государства  с целью влияния на развитие экономики, прежде всего на развитие внешнеэкономических  отношений через повышение конкурентоспособности  экспорта и улучшения состояния  платежного баланса.

Ревальвация – официальное  повышение курса национальной денежной единицы относительно иностранных  валют и международных расчетных  единиц. В условиях золотого стандарта  ревальвация проявлялась в увеличении официального золотого содержания денежной единицы. С отказом от золотого стандарта  ревальвация стала проявляться  в повышении курса национальной денежной единицы относительно иностранных  или международных валют.

Ревальвация выгодна для  импортеров и кредиторов, но не выгодна  для экспортеров. После ревальвации импортер может купить на внутреннем рынке необходимую для оплаты импорта сумму иностранной валюты за меньшее количество национальной валюты. Если он продаст ввозимые товары по предварительным ценам, то его доходы возрастут соответственно до ревальвации. Кредиторы, предоставляющие ссуды иностранцам в национальной валюте, после ее ревальвации получают погашения на ту же сумму, а рыночная ее цена в иностранной валюте расти по мере ревальвации.

Экспортер, продавая после  ревальвации свою продукцию в  других странах по предварительным  ценам в иностранной валюте, за полученную сумму сможет купить меньшую  сумму национальной валюты, и его  доходы снизятся соответственно ревальвации. Чтобы не допустить этого, он вынужден будет повышать цены на экспортную продукцию в иностранной валюте, что негативно влияет на его конкурентоспособность.

Часто используются и способы  таможенного (тарифного) регулирования. Например, увеличение экспортных пошлин, ограничение количества (квотирование) экспортируемых товаров уменьшают  предложение иностранных валют  на внутреннем рынке, а значит, способствуют повышению их курса. Уменьшение пошлин на импортируемые товары, услуги, снятие количественных ограничений на ввоз увеличивает спрос на иностранные  валюты, также увеличивая их курс. Следовательно, увеличение импортных пошлин снижает  количественные ограничения экспорта и увеличивает предложение иностранных  валют. Все это может привести и к изменению цен в стране, хотя и различными темпами, на импортные и внутренние товары.

Информация о работе Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО