Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
определение роли государства в развитии валютного рынка;
изучение особенностей развития валютного регулирования в России;
рассмотрение современных методов государственного регулирования валютного рынка;
определение перспектив развития валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО.
Введение
3
1. Роль государства в развитии валютного рынка
5
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования
5
1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России
10
2.Метод государственного регулирования валютного рынка
21
2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования
21
2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования
23
3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО
28
Заключение
32
Список использованной литературы
35
Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных отчислений», когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в «валютные фонды» (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в -1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.
Другой качественный скачок в процессе
интеграции в мировую экономику
был сделан начавшейся широкомасштабной
реформой банковской системы. Появилось
большое число независимых от
государства коммерческих банков, получивших
право открытия и ведения валютных
счетов клиентов и проведения международных
расчетов. В течение нескольких лет
отсутствовал специальный орган
валютного регулирования (его роль,
наряду с другими функциями, фактически
выполняла Государственная
С вступлением в силу в марте 1997 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».
Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Центробанк РФ, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств. Главным, «универсальным» документом, в котором была предпринята небезуспешная попытка комплексно «отрегулировать» практически все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Центробанком РФ в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая 1997 года №- 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР». В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами). «Основные положения» регламентируют отдельные вопросы открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших уполномоченных банках. «Основные положения» и некоторые другие нормативные акты Госбанка СССР обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами на территории страны, заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным прорывом в этой сфере. Объективная ограниченность этих документов и их отдельные недостатки были обусловлены быстрыми изменениями экономической ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, неопределенностью стратегических ориентиров экономической политики государства, новизной задач валютного регулирования и нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, ограниченностью времени и сил при решении задач большого объема и сложности.
Тем не менее, следует признать, что «Основные положения» внесли существенный вклад в упорядочение валютных отношений между субъектами хозяйственной деятельности, в разработку единых «правил игры», обязательных для всех участников развивающегося рыночного хозяйства. В течение определенного времени, характеризующегося особенно быстрым изменением экономической ситуации, «Основные положения» оставались базовым документом валютного регулирования.
С начала 1997 года также получил
бурное развитие внутренний валютный
рынок - межбанковский и биржевой,
который ранее находился в
зачаточном состоянии. Стимулирование
развития и упорядочение деятельности
валютного рынка в стране явилось
важным направлением в работе Центрального
банка Российской Федерации в
области валютного
Анализируя названные
Распад Союза ССР и
Вступление в силу Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1998 года открыло новый этап валютного регулирования в России. В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.
Во втором разделе («Валютное регулирование») была введена новая статья «Защита валюты Российской Федерации» (ст. 2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Установлено также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Кардинально изменен раздел о валютном контроле (раздел III Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический оборот введен институт «агентов валютного контроля», функции которых еще предстоит детально определить. В этом разделе Закона определены также функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Кроме того, зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», отдельные неточности и недостатки которого еще, предстоит исправлять, является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране.
Не следует считать «слишком большим» недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования. Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только, несомненно, стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектами рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации. Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, «переложив» на язык соответствующих нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:
определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
устанавливает правила проведения
резидентами и нерезидентами
в Российской Федерации операций
с иностранной валютой и