Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение современных методов государственного регулирования валютного рынка.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
определение роли государства в развитии валютного рынка;
изучение особенностей развития валютного регулирования в России;
рассмотрение современных методов государственного регулирования валютного рынка;
определение перспектив развития валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение
3
1. Роль государства в развитии валютного рынка
5
1.1. Необходимость и направления валютного регулирования
5
1.2.Особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России

10
2.Метод государственного регулирования валютного рынка
21
2.1. Административно-правовые методы валютного регулирования

21
2.2. Экономические (косвенные) методы валютного регулирования

23
3. Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО

28
Заключение
32
Список использованной литературы
35

Работа состоит из  1 файл

курсач метод гос.регул вал.регул.docx

— 56.51 Кб (Скачать документ)

Кроме рассмотренных мер  экономического и таможенного регулирования  курсов валют и цен можно регулировать курсы валют изменением налогов. Например, увеличение акцизов на экспортируемые товары уменьшит прибыль экспортеров, увеличит продажи товаров на внутреннем рынке, уменьшит продажи товаров  за границей и выручку от экспорта. Сократится предложение иностранных  валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса  и к росту цен в национальной валюте на импортные товары. Регулируют курс национальной валюты и операции Центрального банка по покупке и  продаже иностранных валют за национальную. Так, при покупке девизов  их номинальный курс в национальной валюте повышается (девальвируется национальная валюта), и наоборот, курс девизов  снижается при их продаже (изменение  курса, разумеется, зависит от объема участия на валютном рынке Центрального банка, т.е. его интервенций). Отличие  изложенных способов регулирования  курсов валют состоит в том, что  при эмиссионном способе увеличение или снижение издержек от изменения  курса валют одновременно распространяется на всех, а при таможенном или  налоговом способах - сначала на экспортеров или импортеров товаров  и лишь через определенный лаг времени - на всех.

 

3. Перспективы  и проблемы  валютного регулирования в условиях  вступления России в ВТО

 

В настоящее время Всемирная торговая организация является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90% мирового товарооборота. Поэтому вступление России в ВТО было крайне необходимо для того, чтобы наша страна не осталась на обочине мирового развития, а также для:

1. Получения более благоприятных  условий доступа отечественной  продукции на мировой рынок.

2. Предоставления право  участвовать в разрешении международных  торговых споров.

3. Приведения законодательной  базы в соответствии с международными  нормами с целью создание лучших  условий вложения иностранных  инвестиций в экономику страны.

4. Получения качественно  лучших условий российским инвесторам  в странах-членах ВТО, в частности,  в банковской сфере и другие.

Однако вступление России в ВТО усилило необходимость проведения структурных изменений в валютной сфере, совершенствования банковской системы и валютного рынка, т. к. основные проблемы, возникающие в связи с либерализацией отечественной экономики, обусловлены факторами правового и экономического характера.

Национальная валютная система  России - составная часть денежной системы и в то же время обладает относительной самостоятельностью и выходит за национальные границы. Особенности валютной системы обуславливаются  уровнем развития и состоянием экономики  и внешнеэкономических связей страны. Учитывая все вышесказанное, необходимо изменить методические подходы к определению условий функционирования иностранных финансово-банковских структур на валютном рынке России, а именно:

1) предоставление защиты  участникам финансового рынка,  которое должно быть включено  в условия присоединения нашей  страны в виде отдельного положения,  допускаемого в рамках ГАТС, закрепляющее  «статус-кво», которое в определенной  степени защищает уже работающих  на отечественном рынке поставщиков  услуг;

2) необходимость стимулирования  прихода иностранных финансовых  институтов на отечественный  рынок, которая способствует повышению  качественных характеристик данного  сектора, а также развитию российских  производителей банковских услуг;

3) предоставление национальных  условий функционирования финансового  рынка зарубежным банкам;

4) необходимость в краткосрочной  перспективе (4-5 лет после присоединения)  поэтапного снятия ограничений  на валютные операции с физическими  лицами, а в долгосрочной (8-10 лет) - существенное увеличение квоты  участия иностранного капитала  в российском банковском секторе.

Совершенствование валютного  рынка в России может осуществляться путем проведения четкой и оптимальной  валютной политики, направленной на укрепление валютно-финансового положения России и ее национальной валюты в мировой  экономике, определяемой текущим состоянием развития национальной экономики, привлечением иностранных инвестиций.

В российской экономической  науке вопросы, связанные с валютным регулированием и контроля находится  в постоянном изучении и в настоящее  время еще недостаточно исследованы, в первую очередь, это связано  с тем, что необходимо вырабатывать рекомендации по совершенствованию  системы валютного регулирования  и контроля, учитывающие международные  стандарты и правила.

В условиях либерализации  интересы участников рынка и национальной безопасности государства в целом  не лишается своего приоритетного характера  для страны, чем и обуславливается  необходимость проведения регулятивных мероприятий в условиях глобализации международного движения капитала.

Направления совершенствования валютных операций заключаются в следующем:

1) необходимость составления  экспортно-импортных контрактов  клиентов на более высоком  качественном уровне, для чего  могут быть использованы консультации  банка;

2) улучшение банковского  контроля за соблюдением клиентами  всех норм законодательства при  осуществлении ими экспортно-импортной  деятельности, для чего ответственные  лица банка должны более тщательно  и детально изучать все нюансы  контракта, порядок осуществления  платежей, сроки поставок товаров  и т. д.;

3) недопущение проведения  необоснованных валютных операций  клиентов, а также четкое соблюдение  банком и клиентом требований  продажи иностранной валюты клиенту  либо ее приобретение по поручению  клиента.

Сознавая важность улучшения  качества обслуживания клиентов (физических и юридических лиц) банковская система  России в лице ЦБ РФ и Правительства  РФ направляет усилия на повышение  конкурентоспособности предоставляемых  продуктов и услуг, возможность  привлечения и размещения существенного  объема ресурсов, обслуживания значительных объемов денежных потоков.

Модернизация и усложнение банковских продуктов и продолжающаяся валютная либерализация сформировали предпосылки для усиления конкурентной борьбы на внутреннем финансовом рынке  России. Вследствие либерализации режима валютных счетов у иностранных банков появились новые возможности  трансграничного оказания банковских услуг.

Центральный банк РФ намерен  продолжить работу по созданию соответствующей  нормативно-правовой базы роста капитализации  кредитных учреждений банковской системы  и совершенствованию качества управления в таких организациях. Особое внимание при этом планируется уделять развитию риск - ориентированного надзора и внедрению в отечественную практику рекомендаций и предложений Базельского комитета по банковскому надзору.

Развитие экономики страны и каждого региона в отдельности  во многом зависят от эффективного взаимодействия банковского сектора  и участников хозяйственной жизни. Продолжающийся экономический рост стимулирует кредитные учреждения расширять объем и спектр предоставляемых  услуг, внедрять прогрессивные технологии, повышать качество банковского обслуживания.

 

Заключение

Исследование вопросов государственного регулирования валютного рынка позволило сделать ряд выводов.

Валютное регулирование  принято рассматривать в двух вариантах. В первом варианте валютное регулирование - это издание государством (союзом государств) правил (регламентирование) выпуска в обращение (эмиссии), изъятия из обращения (рестрикции) национальной валюты, обмена валют, а также платежей нерезидентам и поступлений валют от них. В другом варианте валютное регулирование можно понимать как систему регулирования сделок с валютными ценностями и операций с нерезидентами.

Современное экономическое  обоснование валютного регулирования  вытекает из выводов монетаристов, сделанных в середине XX в. о том, что мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем  противодействуют меры по стимулированию экономического роста.

В мерах валютного регулирования есть положительные и отрицательные стороны. Они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны.

В работе детально изучены особенности развития государственного регулирования валютного рынка в России. В условиях либерализации интересы участников рынка и национальной безопасности государства в целом не лишается своего приоритетного характера для страны, чем и обуславливается необходимость проведения регулятивных мероприятий в условиях глобализации международного движения капитала.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены методы валютного регулирования. Их можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические, при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.

Введение административно-правовых методов валютного регулирования предполагает определение порядка осуществления операций с валютными ценностями посредством прямых запретов, прямых количественных ограничений или утверждения четких процедур реализации этих операций.

Экономические методы также направлены на достижение целей валютного регулирования. К ним относятся:

1) валютные интервенции;

2) дисконтная политика;

3) девальвация и ревальвация.

Часто используются способы таможенного (тарифного) регулирования и налогообложения.

В третьей главе работе рассмотрены проблемы и перспективы  валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО. В частности, обозначена необходимость изменения  методических подходов к определению условий функционирования иностранных финансово-банковских структур на валютном рынке России, а именно:

1) предоставление защиты участникам финансового рынка;

2) необходимость стимулирования  прихода иностранных финансовых  институтов на отечественный  рынок, которая способствует повышению  качественных характеристик данного  сектора, а также развитию российских  производителей банковских услуг;

3) предоставление национальных  условий функционирования финансового  рынка зарубежным банкам;

4) необходимость в краткосрочной  перспективе (4-5 лет после присоединения)  поэтапного снятия ограничений  на валютные операции с физическими  лицами, а в долгосрочной (8-10 лет) - существенное увеличение квоты  участия иностранного капитала  в российском банковском секторе.

Совершенствование валютного  рынка в России может осуществляться путем проведения четкой и оптимальной  валютной политики, направленной на укрепление валютно-финансового положения России и ее национальной валюты в мировой экономике, определяемой текущим состоянием развития национальной экономики, привлечением иностранных инвестиций. 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  2. Абалкин  Л. Вступление в ВТО - составная часть стратегии реформирования России // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №3. - С. 40-41.
  3. Астанина О.  Меры валютного регулирования в условиях перехода к либерализации внешнеэкономических отношений // Право и экономика: информ. - аналит. журнал. - 2005. - №2. - С. 65-71.
  4. Бабин Э. П.  Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2007.
  5. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой / под ред. В. М. Крашенинникова. - М.: Экономика, 2003.
  6. Голодова Ж. Г. Взаимодействие центральных банков и правительств: различия и формы проявления в условиях мирового кризиса//Финансы и кредит. - 2009. - N 17. - С. 22-31.
  7. Деньги. Кредит. Банки / под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  8. Деньги. Кредит. Банки /под ред. О. И. Лаврушина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  9. Ионова А. Ф. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10. Канцеров Р. Э.  Некоторые вопросы валютного регулирования// Юридический мир. - 2008. - N 7. - С. 46-50.
  11. Матвиенко, Г. В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. - 2010. - N 8. - С. 14-18.
  12.   Новикова И. П.  Актуальные проблемы финансово-правового регулирования валютной системы Российской Федерации // Государство и право. - 2009. - N 3. - С. 107-112.
  13. Петрова. Г. В. Международное финансовое право /  М.: Юрайт, 2011.
  14. Плотникова Н. В.     Методы валютного контроля и направления их совершенствования // Экономические науки. - 2009. - N 9. - С. 265-268.
  15. Селивановский А. С. Новый этап валютного регулирования // Бухгалтерский учет. - 2006. - № 19. - С. 54-58.
  16. Соловьева А. М. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в России в условиях финансово-экономического кризиса // Финансы и кредит. - 2010. - N 33. - С. 59-64.
  17. Финансовое право / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко ; М-во образования и науки РФ, МГЮА. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007.
  18. Финансовое право / под ред. И. Ш. Килясханова, Н. Д. Эриашвили ; Московский университет МВД России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2007.
  19. Финансы и кредит / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. - М.: Юриспруденция, 2003.
  20. Чистюхин В. В. Валютное регулирование и валютный контроль на современном этапе // Финансы. - 2004. - №6. - С. 15-16.

Информация о работе Перспективы и проблемы валютного регулирования в условиях вступления России в ВТО