Перспективы ювенальной юстиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений среди несовершеннолетних, системы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и, соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей закона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Ювенальная юстиция: понятие и происхождение………………………….3
1.1 Понятие ювенальной юстиции…………………………………….3
1.2 Исторический путь ювенальной юстиции………………………….4
2. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ……………………………..9
2.1 Основные проблемы становления и развития…………………….10
2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции……….10
2.3 Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровнях…………………………………………………………………….13
3. Перспективы ювенальной юстиции в России…………………………19
3.1Проект Федерального закона …………………………………….19
Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие………..21
Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ…………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

право.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

               Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2                                                                                                                               

  1. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение………………………….3                                                          

         1.1 Понятие ювенальной юстиции…………………………………….3                                                                                  

            1.2 Исторический путь ювенальной юстиции………………………….4                                                            

2.  Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ……………………………..9        

        2.1 Основные проблемы становления и развития…………………….10       

             2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции……….10            

       2.3 Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на    общегосударственном и региональном уровнях…………………………………………………………………….13                                                         

  3.   Перспективы ювенальной юстиции в России…………………………19

            3.1Проект Федерального закона …………………………………….19                                                                             

    1. Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие………..21                                        
    2. Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ…………………………………………………………………22         

  Заключение……………………………………………………………………..24                                               

Список использованной литературы…………………………………………..25                           

                                                 Введение

     В настоящей работе предпринята попытка  исследования основных проблем, стоящих  на пути развития и становления ювенальной юстиции в России, состояния и  динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

      Актуальность  данной темы обусловлена, с одной  стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений  среди несовершеннолетних, системы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и, соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей закона.

      В последние годы, в связи с кризисной  социально-экономической обстановкой  в нашей стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и  сильнее  всего это сказывается на молодом поколении. У подавляющего большинства  детей Российской Федерации уровень правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких преступлений динамически растет. Существующий принцип гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности, а большинство правонарушений совершается детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующей ответственности, так как ничего о ней не знают. Другой стороной проблемы является и то, что дети не знают своих прав и, тем более, не знают как их нужно защищать. Это приводит к тому, что они защищают  их любыми известными способами, кроме правовых. Перед обществом, его взрослой частью, встает объективная задача заняться формированием правосознания у детей с малых лет. Для решения этой проблемы должна быть создана система государственной поддержки и профилактики, которая разъясняла бы на доступном уровне ребенку его права и обязанности.

      Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

     Все более актуальной становится проблема создания в России системы ювенальной юстиции, хотя более понятным и точным является термин «юстиция, обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов  несовершеннолетних».

      К сожалению, даже среди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в области разработки законодательства о совершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России. Попробуем сформировать собственное видение данной проблемы. 
 
 

                            

                       1. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение.

1.1 Понятие ювенальной  юстиции.

     В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи, поведение  которой не соответствует социально одобряемым нормам и ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной юстиции (от англ. juvenile justice).

     Говоря  о ювенальной юстиции  мы, в первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты.1 В основе такого видения ювенальной юстиции лежат две предпосылки:

     Во-первых, ювенальную юстицию целесообразно  рассматривать не просто выделяя  специфических для нее действующих  лиц (судей, социальных работников, пробаторов), но и предполагая, что они своими действиями реализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы» работы. Эти концепции, модели работы и «схемы» нельзя рассматривать как что-то раз и навсегда сложившееся – они были и остаются предметом специального поиска и совершенствования. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующим изменениям в практике.

     Во-вторых, важно подчеркнуть момент множественности  и разнообразия действующих лиц  и концепций, обеспечивающих их функционирование. Система ювенальной юстиции той  или иной страны является уникальным комплексом, уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что  системы ювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия.

     Принципиальным  для возникновения как, собственно, структуры и системы ювенальной юстиции, так и ее понятия, стало соединение двух разнородных социокультурных образований – формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы взаимоисключающих образований, привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена вся система уголовного правосудия для несовершеннолетних.

     На основе изложенного материала можно утверждать, что понятие ювенальной юстиции нельзя заключить в рамки какого-либо формального определения. Это понятие настолько многогранно и многопрофильно, что его основополагающие черты весьма сложно объединить в одной формулировке. Однако, что мы можем утверждать точно, так это то, что существо ювенальной юстиции состоит не только в подчинении судебной власти задачи решения проблемы наказания малолетнего правонарушителя. Особое место здесь занимают задачи, доселе судами нерешаемые – задачи социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества. 

1.2 Исторический путь  ювенальной юстиции

     Знание  истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его  сущности и перспектив развития. Это особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания ее истории очень трудно почувствовать ее специфику: почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла?  Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих процессуальных канонов и несмотря на это считается эффективной?  Почему, наконец, именно ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?

     Историческое  прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека – от античного мира и средневековья до середины 19 века. Меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:

  • В юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;
  • Как следствие этого, в правовых актах не обнаруживается юридических правил  специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и раннего «капитализма» дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не интересовали.
  • Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка.

      И все же нельзя утверждать категорически  и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты средневековья и тем более законодательство 18-19 вв. вообще не оставило нам никаких юридических свидетельств того, что существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла  в гражданском, а не в уголовном праве.

      В Дигестах императора Юстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный «О лицах, недостигших 25 лет». В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана, римского юриста, префекта претория: «Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов этим эдиктом претор обещал помощь и защиту против обмана…»2

      Далее идет по тексту эдикта, из которого ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и речь главным образом идет о сделках с имуществом. В титуле 4 есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда – нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где  он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение.  «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он умышленно совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается».3

      Римское право оставило нам еще одно свидетельство  защиты детей государством – это  доктрина государства-отца (parens patriae). Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз.

      Если  говорить о том, что нам оставил  античный мир и средневековье  о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это  перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей  и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.

      В законах 12 таблиц был впервые сформирован  принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

      В законах 12 таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих  двух условий:

    1. Когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;
  1. Когда сам преступный акт не был доведен до конца;

Информация о работе Перспективы ювенальной юстиции в России