Перспективы ювенальной юстиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений среди несовершеннолетних, системы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и, соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей закона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Ювенальная юстиция: понятие и происхождение………………………….3
1.1 Понятие ювенальной юстиции…………………………………….3
1.2 Исторический путь ювенальной юстиции………………………….4
2. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ……………………………..9
2.1 Основные проблемы становления и развития…………………….10
2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции……….10
2.3 Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровнях…………………………………………………………………….13
3. Перспективы ювенальной юстиции в России…………………………19
3.1Проект Федерального закона …………………………………….19
Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие………..21
Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ…………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

право.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

     Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних –  это основанная на определенных идеях  деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

     Государственная политика предупреждения  преступности не автономна. Она является важным компонентом  политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности  и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы иметь своим особым объектом детей. Национальная политика нашего государства  в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательных по выполнению: Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в Указе Президента РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об  обеспечении  выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденной Указом Президента РФ от 18.08.94г.

     Предупреждение  преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей, является компонентом общей  политики государства в сфере предупреждения преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».

     Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической  этиологии и правовой феноменологии. Эта особенность придает специфику целям политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны,  ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.

       С позиции формулирования цели  не вызывает сомнения решения  одной из важнейших задач при  разработке концепции ювенальной юстиции – обоснование комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются  в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их ответственности за совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики).

     Игнорирование двойного содержания  цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному  сужению жизненного пространства несовершеннолетних,  на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.

     Предложенное  понимание цели государственной  политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

    • Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;
    • Социально-психологического состояния общества,  его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних ;
    • Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;
    • Социального контроля (формального и неформального, внутреннего  и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
    • Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными,  правовыми) ее реформирования и развития.

    В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:

    Первый  – система идей, взглядов, лежащих  в основе отношения государства  и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

    Второй  – деятельность государственных  и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

    Третий  – последствия.  Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.

    Пониманию взаимосвязи политики  как идеи и политики как практики способствует анализ направлений трансформации принципов политики предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права они трансформируются прежде всего в определении:

    • объема и характера уголовно-правового запрета (проблема криминализации и декриминализации);
    • видов и пределов санкций ( проблема пенализации и депенализации);
    • направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи.

      Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

    • социальная профилактика (меры,  направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).
    • Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).
    • Криминологическая профилактика (меры,  направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).
    • Виктимологическая профилактика (меры,  направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).
    • Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствам уголовного права. Процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.

      Право в политике – регулятор  формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

    • разработка критериев определения профилактического потенциала права;
    • расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного

      трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».

    • Увеличение числа профилактических норм в УПК и УИК РФ;
    • Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
    • Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.9

       Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».

       Цель  системы правоохранения –обеспечение безопасности в обществе ( защита человека, общества и государства  от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.

       Субъектами  политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.

       Проблема  участия граждан и различных  объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.

       Политика  предупреждения преступности имеет  три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи  свои особенности формирования и  реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

       Изложенное  выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:

1. Подход  к проблеме с учетом несовершеннолетних  как особой группы населения,  которая нуждается в повышенной  защите.

    • Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
    • Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
    • Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
    • Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2.Подход  к проблеме с учетом ее приоритетности:

      -  решение  всех задач, связанных с предупреждением  преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы»  общества, а как инвестирование  в особую сферу, от развития  которой зависит будущий уровень  безопасности общества.

    • последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
    • Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
    • Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3.Подход  к процессу модернизации законодательства  с учетом соблюдения принципа  повышенной юридической защиты  прав несовершеннолетних.

    • Усиление профилактического потенциала права.
    • Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
    • Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
    • Специализация следователей, прокуроров, судей.
    • Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход  к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

    • Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
    • Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
    • Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

Информация о работе Перспективы ювенальной юстиции в России