Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений среди несовершеннолетних, системы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и, соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей закона.
Введение…………………………………………………………………………..2
Ювенальная юстиция: понятие и происхождение………………………….3
1.1 Понятие ювенальной юстиции…………………………………….3
1.2 Исторический путь ювенальной юстиции………………………….4
2. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ……………………………..9
2.1 Основные проблемы становления и развития…………………….10
2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции……….10
2.3 Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровнях…………………………………………………………………….13
3. Перспективы ювенальной юстиции в России…………………………19
3.1Проект Федерального закона …………………………………….19
Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие………..21
Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ…………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………
Подобных проблем существует еще много. Ни для кого не секрет, что несовершенство российского законодательства тоже одна из основополагающих причин практически полного отсутствия в России ювенальной юстиции. В Государственной Думе залежался проект Федерального Конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов. 15 февраля 2002 года этот закон прошел первое чтение, но дальше о нем как-то «забыли».
Необходимо внести изменения в российское законодательство в части определения законодательным путем сроков рассмотрения дел в специализированных судах. Оказывается, что времени, предусмотренного в обычной правоприменительной практике, не хватает для ювенальной юстиции. Обращает внимание и отсутствие в российском законодательстве (впрочем как и в законах других государств, использующих ювенальную юстицию) норм, защищающих права жертвы в рамках восстановительного правосудия. На практике это может происходить следующим образом: все решили, помирились, малолетнего правонарушителя призвали исправиться и разошлись. Один потерпевший не понял, почему пострадал он, а ущерб обязали возместить государству. И так далее…
Тем не менее, специализированные суды уже действуют в Ростовской области, хотя пока и в рамках пилотного проекта с участием ООН. В Воронежской области, республике Саха (Якутия) прошли парламентские слушания, где, в частности, отмечалась необходимость разработки «нормативно-правовой базы для формирования органов ювенальной юстиции», соответствующие положения приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Кемеровской области…
Ярким
иллюстрирующим примером является Постановление
№ 220 главы муниципального образования
Нижневартовский район
Однако,
зарубежные специалисты оптимистично
настроены по поводу внедрения в
России восстановительного правосудия.
Представитель правительственной организации
по работе с правонарушениями несовершеннолетних
в Великобритании «Wandsworth Youth Offending Team»
Гай Мастерс на одной из многочисленных
конференций по проблемам ювенальной
юстиции, заявил, что в России практика
ювенальной юстиции развернется гораздо
быстрее, чем, например, в Великобритании.
Хотелось бы верить…
2.2
Ростовская региональная
модель ювенальной
юстиции
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года, утвердившим основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»), в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не только с нашей Конституцией, но и с принципами и нормами международного права и международными договорами.
Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод несовершеннолетних граждан.
Несмотря на многочисленные проблемы становления ювенальной юстиции в РФ, нам все же удается соблюдать международные правовые стандарты и осуществлять контроль за надлежащим исполнением существующего законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (например за работой комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Одним
из примеров такой прогрессивной
работы может служить реализация
проекта программы развития ООН
«Поддержка осуществления правосудия
в отношении
В 2000 году в Ростовской области побывала делегация Представительства ПРООН в
Российской Федерации, которая познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Она сделала вывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции. Было заключено "Соглашение о сотрудничестве" между Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации".
После Москвы и Санкт-Петербурга в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом
Согласно данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону, помимо существующей специализации федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, введены новые должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Деятельность социальных работников финансово поддержана ПРООН. Для наблюдения за ходом реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан координационный Совет.7
Судья при рассмотрении дела преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.
Социальный работник взаимодействует с органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при решении конкретных проблем подростка, оказавшегося в конфликте с законом (по продолжению обучения, трудоустройству, разрешению конфликтных ситуаций в семье и т.п.). Многие подростки нуждались в психологической помощи, оказание которой было организовано социальными работниками при судах на базе Ростовского областного центра психолого - педагогической и медико - социальной помощи Министерства общего и профессионального образования области, Психологического центра управления образования г. Ростова-на-Дону.
В
необходимых случаях для
В реализации проекта ПРООН и в создании региональной модели ювенальной юстиции активное участие принимают различные общественные правозащитные организации. К их работе на общественных началах привлекаются добровольцы волонтеры (например, студенты - будущие юристы, педагоги, психологи). В ходе реализации проекта ПРООН в Ростове-на-Дону в первом полугодии 2001 г. по инициативе координационного Совета создана и действует специализированная юридическая консультация адвокатов "Ювенал".
Заключены договоры с Ростовским госуниверситетом о сотрудничестве: введена специализация студентов по проблемам ювенальной юстиции, организовано прохождение ими практики в судах. В дальнейших планах - организация бесплатной юридической помощи несовершеннолетним на базе судов по типу существующих в некоторых регионах России и за рубежом "юридических клиник" с участием специалистов вузов и студентов.
В 2001 году по инициативе областного суда Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и прокуратуры области проведена серия рабочих совещаний с судьями, работниками следственных органов, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики, средств массовой информации по разъяснению положений международных норм в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
При поддержке ПРООН и Института "Открытое общество" областным судом проведены три конференции: в феврале 2001 г. - с участием ведущих юристов - ученых, а также судей и социальных работников г. Санкт-Петербурга (по обмену опытом); в апреле 2001 г. - Международный научно - практический семинар "Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт" (с участием специалистов по ювенальной юстиции Франции и Швейцарии); в сентябре 2001 г. - симпозиум "Ювенальная юстиция: "мультидисциплинарный подход" в рамках 3-й Международной конференции "Серийные убийства и социальная агрессия: что ожидает нас в XXI веке?", в котором приняла участие делегация Саратовской области (там в 2001 году началась реализация аналогичного проекта ПРООН).
Полученный
за не столь продолжительный период
опыт реализации проекта ПРООН позволяет
сделать некоторые
Последнее
обстоятельство особенно важно в
связи с подготовкой
Представляется, что социальный работник при суде - это работник органов судебной власти, а именно исполнительного органа судебной власти - Судебного департамента. Введение этой должности во всех судах позволило бы обеспечить судам надлежащее исполнение рекомендаций Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
При
соответствующей поддержке
Восстанавливая
наш отечественный
2.3
Основные направления
предупреждения преступности
несовершеннолетних
на общегосударственном
и региональном
уровне .
Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.
Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин не «борьба», а «предупреждение».8