Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение становления и развития потребительской кооперации как системы потребительского общества и их союзов в конце 19 начале 20 века.
Задачи, решаемые в ходе работы:
1. Дать характеристику историческим предшественникам первых кооперативов.
2. Дать характеристику первым потребительским обществам в России
3. Проанализировать становление московского союза потребительских обществ.
Непосредственным толчком к созданию потребительских кооперативов являлась растущая дороговизна жизни.
Эта экономическая почва для развития кооперации была "удобрена" социалистическими идеями революционеров-демократов. Николаю Добролюбову исполнился всего 21 год, когда он записал в своем дневнике: "Я - отчаянный социалист, хоть сейчас готовый вступить в небогатое общество, с равными правами и общим имуществом". В 1859 г. в журнале "Современник" он опубликовал статью "Роберт Овен и его попытки общественных реформ". В следующем году в том же журнале появилась статья Ивана Конопасевича, посвященная Рочдейлскому потребительскому обществу. В 1861 г. в альманахе "Полярная звезда" увидела свет работа Александра Герцена "Роберт Оуэн".
Одним из первых теоретиков
русской кооперации был Николай
Чернышевский, который в статье "Капитал
и труд" (1860) и в романе "Что
делать?" (1863) развил идею создания трудящимися
промышленно-земледельческих
Члены товарищества, писал он, "могут брать, если захотят, всякие нужные им вещи из магазинов товарищества по оптовой цене, которая гораздо дешевле обыкновенной, розничной" . Чернышевский не копировал идеи западных социалистов-утопистов Наоборот, он находил, что их взгляды более походят на поэзию, чем на серьезную науку. Сам Чернышевский исходил из того, что план создания сети промышленно-земледельческих товариществ осуществим лишь после свержения самодержавия в ходе крестьянского восстания.
В пропаганде идей кооперации большую роль сыграла и остальная интеллигенция, хорошо знавшая нужды народа. Экономист, будущий профессор Николай Зибер выпустил в 1869 г. брошюру "Потребительные общества" - самую раннюю в стране работу о данном виде кооперации. Через год была издана "Первая памятная книжка о потребительных обществах" кооперативного энтузиаста и романтика Николая Баллина, который перед этим посетил английский город Рочдейл и ряд других центров кооперативного движения в Западной Европе, где познакомился с некоторыми выдающимися кооператорами. Солидный труд, посвященный ассоциациям (кооперативам), опубликовал спустя еще год известный писатель Александр Шеллер-Михайлов. В 1873-1875 гг. вышли три выпуска "Сборника материалов об артелях в России", последний из которых посвящен обществам потребителей. Главным редактором этой ценной работы был князь, ученый, земский и кооперативный деятель Александр Васильчиков.
Два первых в России потребительских общества рабочих возникли почти одновременно в Забайкалье и на Урале.
Уже известный Петровский Завод в начале 60-х годов прошлого века представлял собой поселок. Весь его рабочий люд был занят на чугуноплавильном заводе. Для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам, в апреле 1864 г. по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и кузнеца Афанасия Першина (в недавнем прошлом крепостного) было основано потребительское общество. Его устав включал следующие демократические принципы: добровольное и открытое членство, доступный паевой взнос, продажа товаров всем гражданам, торговля за наличный расчет, содержание лавки в образцовой чистоте, отчисление части дохода от торговли в фонд будущей народной школы и др. Были избраны правление и ревизионная комиссия.
Открыв лавку, потребительское общество приступило к заготовке скота и продаже мяса. Кооператоры снизили в своей лавке цену на мясо, чем заставили частных лавочников прекратить торговлю. Но увлечение резким снижением цены по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйственной устойчивости. Примерно через полгода деятельности потребительского общества частные мясники смогли возобновить торговлю и снова поднять цены.
Это был первый в России
независимый рабочий
Другое потребительское общество было организовано в ноябре 1864 г. на заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии. В условиях оторванности этого уральского поселка от крупных городов и торговых центров страны дороговизна товаров в частных лавках была тогда обычным явлением. Начало кооперативной торговле положило приобретение в складчину группой служащих и рабочих завода чая в Москве и сахара в Нижнем Новгороде. Совместная закупка на основе письменного соглашения, минуя местных спекулянтов, оказалась выгодной. В 1867 г. была открыта общественная лавка, а средства для этого были получены от графа Строганова. Одним из организаторов потребительского общества был управляющий заводом Николай Рогов, бывший крепостной, а душой общества - его брат Александр Рогов, народник по убеждениям. После утверждения устава Кыновского общества потребителей в 1870 г. первый из братьев стал председателем правления; это право управляющего было оговорено в уставе и вытекало из зависимого положения кооператива. Так кооператоры попали в экономическую зависимость от владельца завода. Потребительское общество расширяло свою деятельность. Была открыта вторая лавка. Товары приобретались в Нижнем Новгороде, Перми, Кунгуре. Половина прибыли от торговли распределялась между членами потребительского общества, но в первые годы не по забору товаров, а только по паям. Пайщиков было еще мало (не более 40 человек), и выдаваемая на руки прибыль целиком доставалась им. Остальные (сотни человек) были только заборщиками товаров и в распределении прибыли не участвовали.
Потребительское общество было закрытым, т.е. его членами могли стать только служащие и рабочие данного завода, увольнение с предприятия означало автоматическое исключение из кооператива. Отпуск из кооперативной лавки товаров в кредит закабалял рабочих неоплатными долгами.3
Кыновское общество потребителей - это первый в России зависимый рабочий кооператив. Такие кооперативы энергично насаждались владельцами и администрациями капиталистических предприятий на Урале и в других регионах. Они получили название фабрично-заводских и железнодорожных потребительских обществ.
В этот же период в стране возникли всесословные и крестьянские потребительские общества.
Всесословные кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты для всех граждан и объединяли представителей различных сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива оказывался даже сам губернатор.
Одно из первых всесословных
потребительских обществ в
Пайщики приобретали в потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых заносилось в членскую расчетную книжку. Этими марками они расплачивались за товары, забираемые в заведениях частных торговцев, с которыми правление кооператива договаривалось заранее. Торговцы предъявляли марки в потребительское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщикам общества, но за вычетом обусловленной скидки. Скидка же после покрытия расходов потребительского общества и отчисления в его резервный капитал, распределялась между пайщиками: небольшая часть - по паям, основная - по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров.
Несколько сложной и, главное,
неудобной марочной системе был
положен конец открытием
Однако недостаточная материальная заинтересованность пайщиков в хозяйственном успехе потребительского общества привела его дела к полному расстройству. Некогда знаменитое общество "Бережливость" было ликвидировано в 1874 г.
До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых других исконно русских городах. Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолговечными.
Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (ныне г. Серафимович) на Дону и просуществовало очень недолго, местные купцы не дали ему укрепиться на рынке. Более трех лет действовало созданное в 1870 г. общество потребителей "Взаимная выгода" в селе Ошта Олонецкой губернии (ныне Вологодской области). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода, которым оно явно поторопилось обзавестись.
Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества также мешали потребительским обществам стать организациями широких слоев трудящихся. Узкой была еще социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко брались представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию
Всех участников кооперативного движения потребителей в России в начальный его период можно объединить условно в три группы: "идеалисты" - молодые энтузиасты кооперативной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации; "материалисты" - те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе, "модники" - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, "модным" общественным делом. Оставаться в стороне от нового дела они не хотели.
Впервые только в 1865 г. в официальном документе был употреблен термин "общество потребителей". Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей стране именовали артелью «ли товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. Лишь потом вошло в оборот и стало ходячим слово "кооперация".
Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно "имеет целью доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качества по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения" [4].
Вступительный взнос обычно
составлял 50 копеек, а пай мог
быть и 6-, и 15-, и 50-рублевым, как определит
общее собрание. Размер пая был
достаточно высоким, и об этом позволяют
судить тогдашние цены: в Москве,
например, один килограмм ржаного
хлеба стоил 3,5 копейки, килограмм
мяса - 18 копеек. До 80 % чистой прибыли
потребительского общества распределялось
между его членами по забору товаров
в кооперативной лавке либо по
забору и по паевым взносам. Это и
было "сбережением" членов общества.
Остальная прибыль
Общее собрание членов было высшим органом потребительского общества и принимало решения по всем основным вопросам. Выборное правление являлось исполнительным органом и ведало всеми текущими делами потребительского общества: покупкой товаров у поставщиков, арендой помещений, наймом работников, определением продажных цен в кооперативной лавке, страхованием имущества, хранением материальных ценностей, ведением счетоводства, приемом новых членов, созывом общего собрания и т.д. Для проверки действий правления и сохранности кооперативного имущества общее собрание избирало ревизионную комиссию.
Таковы были, в самых общих чертах, демократические положения уставов ранних потребительских обществ.
Конечно, кооператоры России
некоторые организационные
Информация о работе Первые потребительские общества в России