Первые потребительские общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение становления и развития потребительской кооперации как системы потребительского общества и их союзов в конце 19 начале 20 века.
Задачи, решаемые в ходе работы:
1. Дать характеристику историческим предшественникам первых кооперативов.
2. Дать характеристику первым потребительским обществам в России
3. Проанализировать становление московского союза потребительских обществ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 85.29 Кб (Скачать документ)

В-третьих, союз установил  обширные деловые связи с заграницей. Для ведения экспортно-импортных  операций он открыл свои конторы и  склады за рубежом — в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Копенгагене, Стокгольме, Константинополе, Харбине, Шанхае, Иокагаме, Кобе и других городах. На внешних рынках МСПО сбывал сельскохозяйственные продукты, животноводческое сырье, пушнину, а закупал там преимущественно промышленные товары широкого потребления, а также рис, кофе, чай, пряности, сельди.

МСПО проводил также широкую  организационно-кооперативную работу, которая тогда именовалась неторговой, нехозяйственной. Главное заключалось в том, что стала наконец преодолеваться разобщенность, разрозненность обществ потребителей, теперь они получали от союза квалифицированную -помощь, инструктаж и наставления по вопросам торговли, постановки счетоводства, проведения ревизий, организации собраний пайщиков и т.д. Постепенно накапливался коллективный опыт, вырабатывалось единство будущей системы потребительской кооперации. В 1903 г. МСПО приступил к изданию журнала "Союз потребителей", с 1910 г. он издает для пайщиков-горожан журнал "Объединение", ас 1914 г. - для села журнал "Общее дело". Вся эта разнообразная работа сыграла важную роль в развитии кооперативной самодеятельности "низов".

В тот период кооперативное  самоуправление делало свои начальные  шаги. Совершенствовалось управление и Московским союзом. Еще в 1906 г. для осуществления неторговой деятельности в МСПО создается особый орган - секретариат, который сразу же занялся кооперативной пропагандой и инструктированием. Через десять лет в секретариате МСПО и в местных организациях потребительской кооперации работал корпус инструкторов численностью свыше 1000 человек.

В 1912 г. была осуществлена реорганизация  важного выборного органа союза - его бюро. На этой основе образовался  новый выборный орган - большое бюро, которое позднее получило название совета; созданное малое бюро, или  коллегия распорядителей, впоследствии стало представлять собой исполнительный орган - правление. Большое бюро включало и членов малого бюро (правления). В мае. 1916 г. собрание уполномоченных МСПО признало целесообразным преобразовать Московский союз из союза потребительских обществ в союз союзов; крупные потребительские общества, объединяющие свыше 10 тыс. пайщиков, продолжали входить в МСПО Юридическое оформление преобразования МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз России) произошло лишь спустя более чем два года.

Ценным направлением деятельности МСПО была подготовка кадров. В 1912 г он впервые участвует в организации постоянно действующих кооперативных курсов при Московском народном университете имени Альфонса Шанявского (подвижника российского просвещения), а в следующем году при этом университете союз открыл постоянную школу для подготовки служащих потребительских обществ МСПО занимается широкой издательской деятельностью' до 1917 г. он выпустил около 7 млн. экземпляров книг, брошюр, листовок.

Противоречивой была проводимая в потребительской кооперации культурно-просветительная  и агитационно-пропагандистская работа.

С одной стороны, руководители МСПО и местных союзов, будучи мелкобуржуазными демократами, рассматривали потребительскую  кооперацию как особую некапиталистическую  форму собственности, хозяйствования и управления. Поэтому просветительная, пропагандистская работа означала внедрение  в сознание пайщиков фантастических идей использования кооперации для  мирного преобразования общества в "кооперативную республику". В  этом смысле меткое ленинское определение "старые кооператоры" целиком  относится к крупнейшим деятелям потребительской кооперации, которые были сторонниками одного из вариантов "кооперативного социализма"

С другой стороны, культурно-просветительная  работа, проводимая путем организации кооперативных очагов культуры - народных домов, библиотек и кружков самообразования, объективно способствовала распространению среди населения знаний, идей кооперации и единения, развитию самодеятельности и народной инициативы, превращению потребительских обществ, их выборных органов в школу общественной жизни.7

Сама потребительская  кооперация после 1907 г. становится "полем" политической борьбы различных левых  партий социалистического направления  за усиление своего идейного влияния  на членов кооперативов. Почти во всех крестьянских и во многих рабочих  потребительских обществах "главными идеологами" являлись представители  партии социалистов-революционеров (эсеров) и партии меньшевиков (крыла социал-демократии). В крупных городах и промышленных центрах (Петербург, Москва и Подмосковье, Иваново-Вознесенск, Урал, Красноярск, Иркутск) рабочая потребительская  кооперация находилась под сильным  влиянием партии большевиков (радикальной  социал-демократии). Организации потребительской  кооперации всегда находились под "отеческим" попечением полиции, но особенно усиленно она опекала те кооперативные  общества, в которых обнаруживалась политическая деятельность.

Перед каждым потребительским  обществом и его членами всегда существовал свободный выбор  в отношении вступления в тот  или иной кооперативный союз. Поэтому  только экономическая целесообразность и стремление к единству кооперативных  рядов могли быть аргументами  в пользу членства в союзе.

 

5. Организационное построение потребительской кооперации в России

 

Сеть кооперативных лавок, первичных потребительских обществ  и их союзов складывалась постепенно благодаря усилиям миллионов  кооператоров и представляла собой  налаженный хозяйственный аппарат. Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте страны в 1913 г. составлял 2,1 %, в 1916 г. - около 7 %, а в 1917 г. - в пределах 12-13 %.

Организации потребительской  кооперации осуществляли свою деятельность в нелегких условиях: они испытывали политическое недоверие со стороны властей, постоянно нуждались в кредитах, им приходилось вести конкурентную борьбу с частными торговцами. Как экономические организации потребительские общества в такой непростой обстановке действовали очень разумно, активно собирали паи, сокращали торговлю в кредит, старались не делать больших долгов, поощряли забор товаров пайщиками, ускоряли оборачиваемость своих средств (капитал оборачивался от 7 до 15 раз в год). В итоге общества работали не то что безубыточно, а сплошь и рядом прибыльно. Правда, крупные потребительские общества выплачивали в виде промыслового налога в пользу казны 1/5, а иногда и большую часть своей прибыли; зато мелкие "потребиловки" с основным капиталом до 10 тыс. руб. от налога освобождались.

И все-таки потребительские  общества не просто выживали, а неизменно  добивались успеха в предпринимательской  деятельности. Основой успеха были их самостоятельность, независимость, самодеятельный характер, демократическое  управление, работа в интересах широких  слоев. Среди всех видов кооперативов преобладали потребительские общества. Потребительской кооперации принадлежали 55 % всех кооперативных обществ и 70 % общей численности пайщиков России.

С начала XX века в стране было проведено несколько всероссийских  съездов представителей всех видов  кооперации. В работе съездов активное участие принимали делегаты потребительской  кооперации.

Всероссийский кооперативный  съезд (Москва, 1908 г.) в числе других рассмотрел вопросы, касающиеся организации  и деятельности потребительских  обществ В основу работы последних съезд решил положить рочдейлские принципы

Всероссийский кооперативный  съезд (Киев, 1913 г ) обсудил проект закона о кооперации, вопрос о союзном  строительстве и др По второму вопросу съезд поддержал "централистов', т е тех, кто полагал, что МСПО должен быть союзом отдельных потребительских обществ, которые при необходимости могут объединяться и в местные кооперативные союзы "Федералисты", наоборот, считали, что МСПО должен объединять только губернские союзы, членами которых являются мелкорайонные союзы и отдельные потребительские общества Эта точка зрения съездом была отвергнута.

"Централисты" призывали не дробить, а объединить покупательную силу потребительской кооперации в одном месте," центре, "федералисты" были за развитие хозяйственной инициативы кооператоров преимущественно на местах Вопрос о централизации и федерализме в кооперации был тогда и является сегодня принципиальным.

После Февральской буржуазно-демократической  революции 1917 г. в условиях продолжающегося  кризиса экономики и разгула  спекуляции товарами, но в обстановке демократизации общественной жизни  и растущей общественной активности людей в России произошел новый подъем кооперативного движения Потребительские общества создаются почти повсеместно, даже в самых глухих "медвежьих углах", например, в Дудинке, что на Енисейском Севере.

20 марта 1917 г.- Временное  правительство издало Положение  о кооперативных товариществах  и их союзах, вступившее в силу 1 мая. Это был первый в стране специальный закон о кооперации, выработанный еще в 1913 г. и принятый Государственной думой в 1916 г , но не утвержденный раньше царским правительством.

Положение включало 2 раздела, 12 глав и 68 статей Оно признавало кооперативом товарищество с переменным составом и капиталом, которое, действуя под  особою фирмою, имеет целью содействовать  материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных  предприятий или труда своих  членов. Потребительские общества тоже были отнесены к кооперативным товариществам

Главным документом для организации  кооператива был признан устав, подписанный не менее чем 7 учредителями. Впредь кооперативы могли создаваться  в явочном порядке, без предварительного разрешения властей Но для приобретения прав юридического лица кооперативные товарищества и их союзы должны были зарегистрироваться в окружных судах. Закон выдвигал новые требования к основным статьям устава, предусматривал предоставление кооперативным организациям некоторых налоговых льгот. В целом закон облегчал развитие всех видов кооперации. Важно подчеркнуть: он исключал возможность вмешательства государства в деятельность кооперативных организаций.

В такой обстановке в 1917г. было проведено еще три всероссийских кооперативных съезда: один очередной в конце марта и два чрезвычайных в сентябре и октябре. Все они носили преимущест-5енно политический характер, хотя на словах кооперативные деятели России были за политический нейтралитет кооперации. В соответствии с решениями съездов был создан центр всех видов кооперации страны - Совет кооперативных съездов, активно поддерживавший Временное правительство, и, кроме того, кооперация выступила как самостоятельная политическая сила на выборах в Учредительное собрание, хотя не смогла провести в его состав ни одного своего кандидата.

Общим итогом длительного развития российской потребительской кооперации стал ее выход на первое место в мировом кооперативном движении по числу потребительских обществ и численности их членов.

В России давно уже количественно  преобладали небольшие сельские потребительские общества. Но примером более успешного предпринимательства  и развитой самодеятельности пайщиков служили городские потребительские  общества. Такой кооператив, объединяя  сотни и десятки тысяч членов, кроме магазинов, нередко открывал столовую и чайную, хлебопекарню и  другие предприятия, а также устраивал  клуб и библиотеку, имел многочисленных кооперативных активистов. Рабочие  кооперативы теснее сотрудничали с  профсоюзами и социал-демократическими партиями (большевиками либо меньшевиками).

После Февральской революции  происходит рост числа независимых  рабочих кооперативов. Летом 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд рабочей  кооперации. Он решил создать организационный (идейный) центр рабочей кооперации. Наметилось выделение рабочей ветви  потребительской кооперации из общегражданской.

Событием особой важности для потребкооперации России стало  принятие в июне 1992 г. Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот документ признавал общ6ественную необходимость  существования потребительской  кооперации как целостной системы  хозяйствования. Он определил ее статус, поставил на первое место интересы пайщика как главного субъекта всей ее деятельности, а также выделил приоритет потребительского общества как основного структурного звена кооперативной системы. Главной функцией потребкооперации было юридически признано обеспечение пайщиков товарами и услугами, за ними закреплялась кооперативная собственность. Потребительские общества получили всю полноту хозяйственных, социальных и управленческих прав, но в то же время и всю полноту ответственности перед пайщиками.8

Закон закрепил право потребительских  обществ на объединение в союзы, ассоциации и другие формирования открытого  кооперативного типа и тем самым  защитил, законодательно утвердил исторически  сложившиеся принципы организационного построения потребительской кооперации, хозяйственных связей, кооперативной  взаимопомощи, солидарности и сотрудничества между потребительскими обществами и объединениями.

В Законе определены принципы взаимоотношения организации потребительской  кооперации с государственными органами власти и управления, которые должны строиться на договорной основе.

Выход в свет Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», а также  Указа Президента РФ «О коммерционализации потребительской кооперации» (февраль 1992 г.) и других документов повлекли за собой изменение организационно-правовой основы потребительских обществ, собственных хозяйств, созданных на базе различных структур.9

Информация о работе Первые потребительские общества в России