Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение становления и развития потребительской кооперации как системы потребительского общества и их союзов в конце 19 начале 20 века.
Задачи, решаемые в ходе работы:
1. Дать характеристику историческим предшественникам первых кооперативов.
2. Дать характеристику первым потребительским обществам в России
3. Проанализировать становление московского союза потребительских обществ.
В-третьих, союз установил
обширные деловые связи с заграницей.
Для ведения экспортно-
МСПО проводил также широкую
организационно-кооперативную
В тот период кооперативное самоуправление делало свои начальные шаги. Совершенствовалось управление и Московским союзом. Еще в 1906 г. для осуществления неторговой деятельности в МСПО создается особый орган - секретариат, который сразу же занялся кооперативной пропагандой и инструктированием. Через десять лет в секретариате МСПО и в местных организациях потребительской кооперации работал корпус инструкторов численностью свыше 1000 человек.
В 1912 г. была осуществлена реорганизация важного выборного органа союза - его бюро. На этой основе образовался новый выборный орган - большое бюро, которое позднее получило название совета; созданное малое бюро, или коллегия распорядителей, впоследствии стало представлять собой исполнительный орган - правление. Большое бюро включало и членов малого бюро (правления). В мае. 1916 г. собрание уполномоченных МСПО признало целесообразным преобразовать Московский союз из союза потребительских обществ в союз союзов; крупные потребительские общества, объединяющие свыше 10 тыс. пайщиков, продолжали входить в МСПО Юридическое оформление преобразования МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз России) произошло лишь спустя более чем два года.
Ценным направлением деятельности МСПО была подготовка кадров. В 1912 г он впервые участвует в организации постоянно действующих кооперативных курсов при Московском народном университете имени Альфонса Шанявского (подвижника российского просвещения), а в следующем году при этом университете союз открыл постоянную школу для подготовки служащих потребительских обществ МСПО занимается широкой издательской деятельностью' до 1917 г. он выпустил около 7 млн. экземпляров книг, брошюр, листовок.
Противоречивой была проводимая в потребительской кооперации культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа.
С одной стороны, руководители МСПО и местных союзов, будучи мелкобуржуазными демократами, рассматривали потребительскую кооперацию как особую некапиталистическую форму собственности, хозяйствования и управления. Поэтому просветительная, пропагандистская работа означала внедрение в сознание пайщиков фантастических идей использования кооперации для мирного преобразования общества в "кооперативную республику". В этом смысле меткое ленинское определение "старые кооператоры" целиком относится к крупнейшим деятелям потребительской кооперации, которые были сторонниками одного из вариантов "кооперативного социализма"
С другой стороны, культурно-просветительная работа, проводимая путем организации кооперативных очагов культуры - народных домов, библиотек и кружков самообразования, объективно способствовала распространению среди населения знаний, идей кооперации и единения, развитию самодеятельности и народной инициативы, превращению потребительских обществ, их выборных органов в школу общественной жизни.7
Сама потребительская
кооперация после 1907 г. становится "полем"
политической борьбы различных левых
партий социалистического направления
за усиление своего идейного влияния
на членов кооперативов. Почти во всех
крестьянских и во многих рабочих
потребительских обществах "главными
идеологами" являлись представители
партии социалистов-революционеров (эсеров)
и партии меньшевиков (крыла социал-демократии).
В крупных городах и
Перед каждым потребительским обществом и его членами всегда существовал свободный выбор в отношении вступления в тот или иной кооперативный союз. Поэтому только экономическая целесообразность и стремление к единству кооперативных рядов могли быть аргументами в пользу членства в союзе.
5. Организационное построение потребительской кооперации в России
Сеть кооперативных лавок,
первичных потребительских
Организации потребительской кооперации осуществляли свою деятельность в нелегких условиях: они испытывали политическое недоверие со стороны властей, постоянно нуждались в кредитах, им приходилось вести конкурентную борьбу с частными торговцами. Как экономические организации потребительские общества в такой непростой обстановке действовали очень разумно, активно собирали паи, сокращали торговлю в кредит, старались не делать больших долгов, поощряли забор товаров пайщиками, ускоряли оборачиваемость своих средств (капитал оборачивался от 7 до 15 раз в год). В итоге общества работали не то что безубыточно, а сплошь и рядом прибыльно. Правда, крупные потребительские общества выплачивали в виде промыслового налога в пользу казны 1/5, а иногда и большую часть своей прибыли; зато мелкие "потребиловки" с основным капиталом до 10 тыс. руб. от налога освобождались.
И все-таки потребительские общества не просто выживали, а неизменно добивались успеха в предпринимательской деятельности. Основой успеха были их самостоятельность, независимость, самодеятельный характер, демократическое управление, работа в интересах широких слоев. Среди всех видов кооперативов преобладали потребительские общества. Потребительской кооперации принадлежали 55 % всех кооперативных обществ и 70 % общей численности пайщиков России.
С начала XX века в стране
было проведено несколько
Всероссийский кооперативный съезд (Москва, 1908 г.) в числе других рассмотрел вопросы, касающиеся организации и деятельности потребительских обществ В основу работы последних съезд решил положить рочдейлские принципы
Всероссийский кооперативный съезд (Киев, 1913 г ) обсудил проект закона о кооперации, вопрос о союзном строительстве и др По второму вопросу съезд поддержал "централистов', т е тех, кто полагал, что МСПО должен быть союзом отдельных потребительских обществ, которые при необходимости могут объединяться и в местные кооперативные союзы "Федералисты", наоборот, считали, что МСПО должен объединять только губернские союзы, членами которых являются мелкорайонные союзы и отдельные потребительские общества Эта точка зрения съездом была отвергнута.
"Централисты" призывали не дробить, а объединить покупательную силу потребительской кооперации в одном месте," центре, "федералисты" были за развитие хозяйственной инициативы кооператоров преимущественно на местах Вопрос о централизации и федерализме в кооперации был тогда и является сегодня принципиальным.
После Февральской буржуазно-
20 марта 1917 г.- Временное
правительство издало
Положение включало 2 раздела,
12 глав и 68 статей Оно признавало кооперативом
товарищество с переменным составом
и капиталом, которое, действуя под
особою фирмою, имеет целью содействовать
материальному и духовному
Главным документом для организации кооператива был признан устав, подписанный не менее чем 7 учредителями. Впредь кооперативы могли создаваться в явочном порядке, без предварительного разрешения властей Но для приобретения прав юридического лица кооперативные товарищества и их союзы должны были зарегистрироваться в окружных судах. Закон выдвигал новые требования к основным статьям устава, предусматривал предоставление кооперативным организациям некоторых налоговых льгот. В целом закон облегчал развитие всех видов кооперации. Важно подчеркнуть: он исключал возможность вмешательства государства в деятельность кооперативных организаций.
В такой обстановке в 1917г. было проведено еще три всероссийских кооперативных съезда: один очередной в конце марта и два чрезвычайных в сентябре и октябре. Все они носили преимущест-5енно политический характер, хотя на словах кооперативные деятели России были за политический нейтралитет кооперации. В соответствии с решениями съездов был создан центр всех видов кооперации страны - Совет кооперативных съездов, активно поддерживавший Временное правительство, и, кроме того, кооперация выступила как самостоятельная политическая сила на выборах в Учредительное собрание, хотя не смогла провести в его состав ни одного своего кандидата.
Общим итогом длительного развития российской потребительской кооперации стал ее выход на первое место в мировом кооперативном движении по числу потребительских обществ и численности их членов.
В России давно уже количественно
преобладали небольшие сельские
потребительские общества. Но примером
более успешного
После Февральской революции происходит рост числа независимых рабочих кооперативов. Летом 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд рабочей кооперации. Он решил создать организационный (идейный) центр рабочей кооперации. Наметилось выделение рабочей ветви потребительской кооперации из общегражданской.
Событием особой важности
для потребкооперации России стало
принятие в июне 1992 г. Закона Российской
Федерации «О потребительской кооперации
в Российской Федерации». Этот документ
признавал общ6ественную
Закон закрепил право потребительских обществ на объединение в союзы, ассоциации и другие формирования открытого кооперативного типа и тем самым защитил, законодательно утвердил исторически сложившиеся принципы организационного построения потребительской кооперации, хозяйственных связей, кооперативной взаимопомощи, солидарности и сотрудничества между потребительскими обществами и объединениями.
В Законе определены принципы
взаимоотношения организации
Выход в свет Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», а также Указа Президента РФ «О коммерционализации потребительской кооперации» (февраль 1992 г.) и других документов повлекли за собой изменение организационно-правовой основы потребительских обществ, собственных хозяйств, созданных на базе различных структур.9
Информация о работе Первые потребительские общества в России