Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение становления и развития потребительской кооперации как системы потребительского общества и их союзов в конце 19 начале 20 века.
Задачи, решаемые в ходе работы:
1. Дать характеристику историческим предшественникам первых кооперативов.
2. Дать характеристику первым потребительским обществам в России
3. Проанализировать становление московского союза потребительских обществ.
МСПО был создан благодаря величайшим усилиям российских кооператоров. Он явился результатом длительного внутреннего развития потребительской кооперации и началом ее вступления в качественно новую фазу Разрозненность действий потребительских обществ мало-помалу уступала место соединению их сил. МСПО был кооперативным союзом-первенцем; позже возникли сотни местных союзов. Все они вместе придали кооперативному движению России необходимую устойчивость и силу.5
4. Развитие потребительской кооперации страны в начале XX века
К концу XIX века аграрный вопрос
в России резко обострился. Все
старые язвы российской
Деревню
разрушало ростовщичество. Каждую
осень после сбора урожая по
дорогам выстраивались
Крестьянство, вынужденное искать, каким путем сохранить свое самостоятельное мелкое хозяйство, обратилось к кооперации. Здесь важно то, что выработка кооперативных форм в начале XX века исходила из крестьянской среды, пытавшейся найти такое средство, которое бы позволило крестьянину пользоваться выгодами крупного предприятия и одновременно не утерять особенности мелкого сельскохозяйственного производства. Именно таким средством стала кооперация.
По числу
кооперативов и членов в них
Россия в начале XX века занимает
первое место в мире. Такого
стремительного роста не знала
ни одна страна. В канун 1917 года
количество кооперативов всех
типов приближалось к 50 000 (около
25 000 потребительских обществ, 16 500 кредитных
кооперативов, 6000 сельскохозяйственных
обществ, 2400 сельскохозяйственных
Кооперативное
движение в России – на 80% крестьянское
– приобрело небывалый размах
после событий 1905-1907 годов. Особенно
быстро росли
За время
с 1906 по 1914 год состоялись Первый
и Второй Всероссийский
Над всем этим стояли центральные организации – МОСПО (Центросоюз), Всероссийский совет рабочей кооперации, Московский народный банк и Центральные товарищества: льноводов, плодоводов и огородников, коноплеводов, по сбыту яиц, по закупке сельскохозяйственных машин и удобрений, Союз кооперативов по переработке и сбыту картофеля, Всероссийский союз кооперативных товариществ по производству и сбыту кустарных и артельных товаров, Общество для содействия артельному делу в России, Центральные кооперативные книжные склады и другие.
Кооперативные союзы владели собственными типографиями, пароходами, выпускали более ста кооперативных газет и журналов (среди них журналы «Кооперативная жизнь», «Вестник кооперативных съездов». Союз всероссийских кооперативных съездов (В.К.С.) имел большое издательство и Кооперативный институт. Культурно-просветительская работа была очень разнообразной: начиная от библиотек, народных домов и заканчивая меценатством.
Период
с 1905 года по 1917год характеризуется
усиленным ростом
Важное значение для развития кооперативов имело создание в 1912г. кооперативного Московского банка (МКБ), который осуществлял кредитование кооперативов на выгодных условиях. В этот период организации потребительской кооперации развивали розничную торговлю и другие отрасли, создавая многоотраслевое хозяйство.
Развитие
потребительской кооперации с
февраля по октябрь 1917 года
происходило в обстановке все
более обостряющегося
Бурный
рост потребительской
Количественно
членская база потребительской
кооперации росла, а качественно
– ухудшалась. В связи с
тем, что продажа товаров
в магазинах стала носить
случайный характер, жители городов
записывались сразу в
Потребительские
кооперативы из самостоятельных
организаций превращались в распределительные
пункты, оказываясь во все большей
зависимости от
Но экстремальные
условия военного периода породили
и некоторые положительные
явления в деятельности
Распространение потребительских обществ по территории России происходило волнообразно Первоначально их было больше всего в Центре и на Урале. Отсюда кооперативное движение потребителей распространилось на Север, Восток и Юг страны. В целом кооперативное движение в России было развито крайне неравномерно Некоторые колониальные окраины империи являлись своего рода "кооперативными пустынями", а развитые в экономическом отношении районы были "гнездами кооперативов".
Потребительская кооперация страны в первые годы XX века развивалась под влиянием ряда факторов политического, экономического, демографического и иного характера.
Среди них заслуживает упоминания русская революция 1905-1907 гг., после которой кооперация становится поистине народной в том смысле, что в потребительские общества стали вступать большие массы крестьян, рабочих, кустарей, ремесленников, служащих и т.д. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены выкупные платежи с крестьян за землю. А поражение революции побудило многих ее участников объединиться в легальные экономические организации, в том числе в кооперативы.
Именно тогда произошел резкий рост числа независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым.
В независимых потребительских кооперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой В члены кооператива могли вступать рабочие любого предприятия данной местности, но не принимались представители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно Активнее проводили эти кооперативы культурно-массовые мероприятия
Другим фактором ускорения кооперативного движения был, как всегда, воет цен на товары За первые тринадцать лет XX века цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. -более чем в 6 раз.
Ежегодно в стране стало возникать порядка 1000 потребительских обществ, преимущественно крестьянских Обычно на селе действовала однолавочная экономически слабая "потребиловка" Она имела плохо оборудованную лавку с примитивным весоизмерительным хозяйством, торговала только самыми нужными крестьянам товарами, но избавляла их от посреднической эксплуатации со стороны частных торговцев. Особенно успешными оказались усилия кооператоров по овладению рынком потребительских товаров на Урале и в Сибири, где, кроме потребительских обществ, много кооперативных лавок открыли маслодельные артели при своих заводах. В ряде сибирских мест торговое посредничество было вытеснено полностью. Потребительские лавки заводили и кредитные кооперативы.6
Кооперативные лавки и магазины руководствовались неписаными, но высокими морально-этическими нормами Потребительское общество обычно дорожило своей репутацией и не могло строить свое хозяйственное благополучие на обмане своих членов и даже нечленов, на сбыте некачественных товаров или на завышении цен Кооперативная торговля была торговлей пусть небезупречной (особенно с точки зрения современных требований), но честной. Правило некоторых частных посредников-спекулянтов "Не обманешь - не продашь" для кооперативной торговли не годилось и в ней не применялось И в то же время ценилось внимание к пайщику, к его запросам. При наличии в лавке большого числа покупателей (особенно в базарные дни) за прилавок рядом с кооперативным приказчиком вставал сам председатель правления потребительского общества и обслуживал пайщиков
К началу 1914 г. всего по Российской империи насчитывалось 10080 потребительских обществ, а без Польши, Финляндии и Средней Азии - 8584 общества
В российском обществе всегда были люди, общества, объединения, относившиеся, кооперации с известным пренебрежением.
Создание кооперативов, развитие кооперативного оборота, кооперативная пропаганда - все это расценивалось ими как некое мелкое, недостойное их внимания, почти бесполезное, если не вредное, занятие Например, так расценивали кооперацию в течение длительного времени некоторые левые политические партии
Во втором десятилетии XX века земства усиливают свою работу по содействию потребительской кооперации, что становится еще одним фактором ее развития. Земства проводят обследование местной кооперации, вводят в свои штаты инструкторов по кооперативному делу, помогают кооперативным обществам в получении кредитов и организации курсов, участвуют в создании потребительских обществ и их союзов. Деятельность земств в области потребительской кооперации была достаточно плодотворной
Союзное движение в потребительской кооперации явилось еще одним мощным фактором ее развития в начале XX века. В период мировой войны правительство отказалось от прежней политики неразрешения кооперативных союзов В результате новые мелкорайонные и губернские союзы потребительских обществ стали возникать в большом количестве. Если в 1914 г. имелось 10 губернских союзов, то в 1916 г их насчитывалось 52. Наиболее мощными из них являлись Петроградский, Пермский, Екатеринбургский, Средневолжский союзы.
Но на роль центра потребительской кооперации страны мог претендовать - только Московский союз. Он объединял часть потребительских обществ страны и, кроме того, более половины местных союзов. В 1913 г в МСПО входили, помимо потребительских обществ, 9 союзов, а спустя три года - уже 154, в том числе такой гигант, как союз сибирских кооперативных союзов "Закупсбыт", который сам стал объединять до трех десятков союзов, действовавших на громадной территории от Урала до Тихого океана.
Московский союз активно участвовал в мероприятиях обще-кооперативного характера, в которых были заинтересованы все виды кооперации России. Среди таких мероприятий - всероссийские кооперативные съезды, выработка проекта закона о кооперации и кампания за его принятие, создание кооперативного Московского народного банка. Открывший свои операции в 1912 г. Московский народный банк становится кредитным центром всей кооперации страны
МСПО высокими темпами развивал свою предпринимательскую деятельность.
Во-первых, союз увеличивал торговые обороты по снабжению товарами своих членов - организаций потребительской кооперации. Он обрастал сетью и собственных торгово-закупочных контор, разбросанных по всей стране.
Во-вторых, союз создал кооперативные производственные предприятия и в связи с товарным голодом расширил выпуск мыла, спичек, махорки, кондитерских и других изделий. Заработали чаеразвесочная фабрика и мельницы союза, был налажен собственный засол рыбы на промыслах. В годы войны союз осуществлял закупки хлеба, мяса, масла и другой сельскохозяйственной продукции.
Информация о работе Первые потребительские общества в России