Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:34, курсовая работа
Цель работы – раскрыть процессы планирования в проектном управлении.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать необходимость и принципы планирования в УП
2. изучить процессы планирования.
3. рассмотреть цели, назначение и виды плана.
Содержание
Введение
В настоящее время наблюдаются тенденции к укрупнению бизнеса за счет всевозможных способов объединения предприятий с различными формами собственности. Охваченные азартом количественного увеличения сферы бизнеса в стратегических интересах, топ менеджеры мало уделяют внимания качественной стороне управления этих реальных предприятий.
Это положение усугубляется
тем, что объединяются предприятия
с далеко не блестящим финансовым
состоянием в надежде, что достоинства
одного с лихвой покроют недостатки
другого за счет диверсификации, избыточных
финансовых ресурсов (которых, как правило,
нет ни у той, ни у другой стороны).
Это хорошо видно на примере создания
крупных объединений
Далее проблема усложняется тем, что у каждого предприятия имеется по десятку и более перспективных проектов, за которыми стоят годами складывавшиеся коллективы. Кроме того, эти проекты требуют или постоянной финансовой поддержки или принятия кардинальных мер. Для нефтяной промышленности в качестве таких проектных единиц выступают разрабатываемые месторождения, которые также различны как по прибыльности, так и по издержкам, необходимым для их освоения.
Цель работы – раскрыть процессы планирования в проектном управлении.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать необходимость и принципы планирования в УП
2. изучить процессы планирования.
3. рассмотреть цели, назначение и виды плана.
Планирование процесса управления инвестиционным проектом
План
1. Необходимость и принципы планирования в УП
2. Процессы планирования
3. Цели, назначение и виды планов
4. План реализации проекта
5.Календарные планы
6.Управление процессом планирования
1. Необходимость и принципы планирования в УП
Планирование - это беспрерывный процесс определения наилучшего способа достижения поставленных целей с учетом складывающейся обстановки.
В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощая в себе организационные основы всего процесса реализации проекта.
Планирования являются наиболее важным процессом управления проектом, который определяет во времени всю деятельность по его осуществлению.
Логически планирование связано с другими важными процессами, такими, как организация, координация, контроль, анализ и регулирование. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их удовлетворения на основе выявления детального комплекса работ, определение эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для их выполнения, установление взаимодействия между организациями-участниками проекта.
Деятельность по разработке
планов охватывает все этапы проектного
цикла. Она начинается из участия
проекта-менеджера в разработке
концепции проекта, продолжается при
выборе стратегических решений выполнения
проекту и разработке его деталей,
включая складывания
На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта - продолжительность (в целом, отдельных этапов и работ), потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, комплектующих и технологическое оснащение, сроки и объемы привлечения проектных, строительных и других организаций. Принятые решения должны обеспечить возможность реализации проекта в заданный срок с минимальной стоимостью, затратами ресурсов и при высоком качестве выполнения работ.
План сыграет роль модели действий и прогноза состояния проекта и его окружение. В процессе жизни проекта происходят изменения как внутри, так и вне ним. Поэтому ни один сначала составленный план не может быть выполнен в точности.
Так зачем же надо планирование проекта, если все изменяется? Дело в том, что в управлении проектом главным есть не выполнение плана, а эффективное достижение цели проекта. Поэтому основное назначение планирования состоит в беспрерывной поддержке "курса" развития проекта на пути к его успешному завершению.
В проекте необходимо планировать все то, что подлежит учету, контроля, анализу и регулированию. Это - прежде всего планирование функций управления проектами:
- управление предметной областью проекта;
- управление стоимостью;
- управление временами;
- управление качеством;
- управление человеческими ресурсами;
- управление коммуникациями;
- управление рисками;
- управление снабжением и контрактами.
Принципы планирования в проекте представлены в таблице.
К общим принципам планирования можно отнести следующие.
Принцип |
Содержание принципа |
Целеустремленности |
Планирование рассматривается
как процесс развертывания |
Комплексность |
Комплексность планирования означает полный охват научных, проектных, организационных, производственных и других мероприятий и работ, направленных на достижение целей и результатов проекта. |
Сбалансированности по ресурсам |
Сбалансированность по ресурсам означает, что планы не содержат задач и работ, не обеспеченных необходимыми ресурсами. |
системности |
Системность планирования предусматривает
применение системного подхода и
учета влияния на проект факторов
его окружения; рассмотрение проекта
как целостной системы с |
гипкости |
Гибкость планирования предусматривает
способность системы |
Многофункциональности |
Многофункциональность планирования
обозначает обязательное планирование
всех установленных функций |
Оптимальности |
Оптимальность планирования
предусматривает способность |
Адаптивности |
Адаптивность планирования включает все преимущества оптимального планирования, кроме того, учитывает организационные проблемы. К процессу разработки плана привлекается руководство, которое дает возможность учитывать требования, которые не формализуются. Все это делает планирование более адекватным реальным условиям, персонифицированным, обоснованным и ответственным. |
Непротиворечивости |
Непротиворечивость |
Непрерывности |
Непрерывность планирования состоит в мониторинге, контроле и, по необходимости, актуализации плановых решений. |
Стабильности |
Стабильность планирования
обеспечивается неизменностью основных
целей и ограничений проекта,
его жизнеспособностью, а также
гибкостью и адаптивностью |
2. Процессы планирования
Процессы планирования включают подпроцессы (задачи), которые по степени важности можно разделить на основные и вспомогательные.
Основные подпроцессы планирования:
Вид подпроцесса планирования |
Содержание |
Планирование предметной области |
разработка письменного документа, который определяет предметную область как основу для дальнейшего принятия решений по проекту; |
Определение предметной области |
структурная декомпозиция основных результатов на меньшие, более управляемые компоненты; |
Определение состава работ |
составление перечня специфических действий, которые необходимо выполнить для достижения разных результатов проекта; |
Определение последовательности работ |
документальное отображение зависимостей и взаимосвязей разных работ; |
Оценка продолжительности работ |
расчет времени, необходимого для их выполнения; |
Разработка расписания |
анализ последовательности
работ, их продолжительности и |
Планирование ресурсов |
определение, которое ресурсы
(люди, оснащение, материалы), если и
в каких количествах |
Оценка стоимости |
расчет стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта, и формирование сметы проекта; |
Разработка бюджета |
распределение предвиденных затрат по отдельным компонентам проекта соответственно его календарному плану; |
Разработка плана проекта |
использование результатов других процессов планирование и их включение в единый, последовательный и согласованный документ. |
Вспомогательные подпроцессы | |
Вид подпроцессов планирования |
содержание |
Планирование качества |
определение стандартов качества, которые относятся к проекту, и способов соответствия им; |
Организационное планирование |
определение, документирование
и распределение проектных |
Процесс подбора кадров |
отбор и назначение персонала на работы по проекту; |
Планирование коммуникаций |
определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта: ком, если, в какой форме и которая информацию предоставлять; |
Идентификации риска |
определение рискованных событий, способных повлиять на выполнение проекта и их документирование; |
Оценки риска |
прогноз рискованного события и взаимодействия рискованных событий с целью определения спектра возможных выходов (результатов) проекта; |
Разработка методов |
предпосылки и мероприятия
по увеличению вероятности наступление
благоприятных событий и |
Планирование снабжения (контрактов) |
определение того, что поставлять; |
Планирование предложений |
документирование требований
к продуктам и услугам и
определение потенциальных |
3. Цели, назначение и виды плана
Основная цель планирования - интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, которые обеспечивают достижение конечных результатов проекта.
Планирование представляет
собой совокупность действий, которые
предусматривают определение
концептуальный;
стратегический;
тактический, который в свою очередь включает:
текущий;
оперативный.
Вид плана |
Назначение, функции |
концеплуальный |
Определяются цели, задачи
проекта, рассматриваются альтернативные
варианты действий по достижению намеченных
результатов с оценкой |
стратегический |
Определяет:
* целевые этапы и основные
этапы, которые
* этапы проекта, которые
характеризуются сроками
* кооперацию организаций исполнителей;
* потребности в материальных,
технических и финансовых |
тактический |
* текущий план - уточняет
сроки выполнения комплексов
работ, потребности в ресурсах,
устанавливает четкие границы
между участками работ, за
* оперативный план - детализирует задача участникам на месяц, неделя, пору по комплексам работ. |
функциональный |
Разрабатывается на каждый
комплекс работ (подготовительные работы,
проектно-исследовательские |
по степени охвата |
на все работы проекта; |
работ проекта: |
по организациям участникам; |
сведенные, комплексный, главный;
детальный (частичный);
детальный (частичный). |
по видам работ. |
Основное назначение стратегического плана на этом уровне - показать, как промежуточные этапы реализации логически выстраиваются по направлению к конечным целям проекта. Стратегический план устанавливает стабильное внешнее и внутреннее окружения, фиксированные целые для проектной команды и обеспечивает общее видение проекта.
Проект-менеджер связывает отдельные этапы в единую стратегию с инвестором и знакомит с этим планом проектную команду. Также на этом уровне фокусируется внимание на промежуточных этапах, которые помогают распределить работу по подразделам команды. Подразделы команды получают задачу по выполнению промежуточного этапа и планируют свою собственную работу независимо от других членов проектной команды. Они знают, что должны выполнить свой этап к определенной дате для того, чтобы обеспечить дальнейшее выполнение проекта.
Планы могут детализироваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается на каждый комплекс работ (подготовительные работы, проектно-исследовательские робот, поставка материалов т оснащение, строительство, пусковой период и освоение производственных мощностей) или на комплекс работ, которые выполняются одной организацией.
На прединвестиционной стадии в составе так называемого обоснования инвестиций и ТЭО составляется укрупненный (предшествующий) план реализации проекта, включающий потребности в основных видах ресурсов.
Типы календарных планов выбираются в зависимости от целей планирования, особенностей проекта и организации управления.
4. План реализации проекта
Глубина детализации планирования определяется размерами и сложностью проекта, характером проекта, типом объектов, которые создаются. Типичная структура плана проекта по созданию производственного объекта включает 6 разделов (таблица).
К аспектам разработки ФПР относятся:
По плану практических работ:
начальные данные для проектирования;
приоритеты выполнения работ;
потребность в персонале;
процедуры утверждения проектных разработок;
По плану материально-
сроки снабжения оснащение;
сроки и контроль за установкой оснащения;
По плану строительства:
требования к помещениям для размещения оснащения и персонала;
организация работ по подготовке и строительства помещений;
По плану контроля качества:
общие критерии качества;
контроль оснащения, которое поставляется;
По плану введения в эксплуатацию:
подготовительные работы;
доэксплуатационный контроль;
введение в эксплуатацию.
Структура и содержание этапов плана проекта: