Планирование,как основа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Содержание

1. История развития внутрифирменного планирования.
2. Планирование: понятие, виды, цели.
2.1 Планирование
2.2 Виды планирования
2.3 Глобальные и локальные цели планирования
3. Методы и принципы планирования.
3.1 Методы планирования
3.2 Принципы планирования
Глава 2
1. Характеристика предприятия.
2. История компании.
3. Корпоративная культура компании: Концепция, Ценности, Принципы и Миссия Avon.
4. Оценка внешних факторов, влияющих на деятельность компании Avon.
5. Организационная структура компании.
6. Система планируемых показателей.
7. Анализ и рекомендации.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

планирование,как основа управления предприятием.rtf

— 1.11 Мб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию ФГОУ ВПО

     «Астраханский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая работа

     по предмету: «Экономика организации»

     на тему: «Планирование как основа управления на предприятии» 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнила студентка

                                                       факультета ФБиУ

                                                       группы УП-31

                                                       Донская М.А. 
 
 
 
 

     Астрахань 2009

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава 1

  1. История развития внутрифирменного планирования.
  2. Планирование: понятие, виды, цели.

2.1 Планирование

2.2 Виды планирования

2.3 Глобальные и локальные цели планирования

  1. Методы и принципы планирования.

3.1 Методы планирования

3.2 Принципы планирования

Глава 2

  1. Характеристика предприятия.
  2. История компании.
  3. Корпоративная культура компании: Концепция, Ценности, Принципы и Миссия Avon.
  4. Оценка внешних факторов, влияющих на деятельность компании Avon.
  5. Организационная структура компании.
  6. Система планируемых показателей.
  7. Анализ и рекомендации.

Заключение

Список литературы

 

      Введение 

     Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.

     При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

     План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

     Таким образом, планирование - это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

     В своей работе я хотела бы рассмотреть планирование как основной метод управления и практически доказать его главенствующие позиции. Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть понятие планирования, историю его происхождения и его необходимость для предприятия

     - провести анализ предприятия, использующего планирование как основной метод управления

     - сделать выводы об эффективности планирования.

 

      ГЛАВА 1 

     1. История развития внутрифирменного планирования 

     Если вспомнить классическое определение труда: это целесообразная деятельность человека. Это определение труда дала марксистская наука. Западники, когда пытаются обосновать необходимость планирования, пользуются этим определением. Акофф пишет в своей работе: «Раз труд - это целесообразная деятельность человека, то любая деятельность требует определенного обдумывания, любая деятельность связана с функцией предвидения, поэтому то, что предшествовало планированию - это именно функция предвидения».1 Эта функция уже существовала с возникновением индивидуальных частных предприятий. Каждый предприниматель в силу того, что он занимался экономической деятельностью, а экономическая деятельность связана с тем, что нужно с одной стороны максимально удовлетворить потребности, а с другой стороны, осуществить этот процесс в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому нужно всегда искать оптимальные варианты. Нужно определять, как в таких условиях сначала удовлетворить свои потребности, а затем уже - потребности экономики”. Это первоначальное состояние рыночной экономики, процесс первоначального накопления капитала.

     Эта функция предвидения еще не родилась в какой-либо осознанный процесс, это были некие просчеты. Это даже не было прогнозированием. Машинизация и индустриализация экономики привели к тому, что организация бизнеса стала усложняться, поэтому стала усложняться и функция предвидения, она стала превращаться в прогнозирование, но прогнозирование базируется на определенных методах. Эти методы начинаются с методов интуитивных и заканчиваются очень сложными математическими методами. Интуитивные методы использовались с конца 18 по начало 20 века.

     Концентрация и централизация капитала и производства привела к еще большему усложнению рыночной экономики. Меняются условия воспроизводства, поэтому функция прогнозирования, как составная часть управления, постепенно, стихийно превращается в осознанный процесс планирования, как предвидение будущего. Но как таковых видов планирования, которые есть на сегодняшний день, еще не существует.

     Первый вид текущего планирования появляется в 30-е - 40-е годы, когда заканчивается эпоха массового производства. Так как организация процесса производства в эпоху массового производства достаточно проста, то и управление реагирует на это соответствующим образом: еще отдельных плановых служб не организуется, но в рамках финансовых служб появляются подразделения, или, как его иногда называют западники, штабы, которые занимаются процессом планирования.

     Самое начало процессу планирования положило составление бюджетов, смет затрат на производство. Первые бюджеты составлялись в трех основных разрезах: это разрез годовой, квартальный и месячный. К 40-м годам эта функция организации текущего планирования стала типичной функцией, но она стала усложняться. В 40-е - 50-е годы появляются уже различные функциональные бюджеты: бюджет производства, организации сбыта, бюджет затрат и финансовые бюджеты. Бюджеты стали составляться не только по предприятиям в целом, но и по структурным подразделениям. Функция бюджетирования осталась и по сей день. Таким образом, в 30-е - 50-е годы складывается первый вид внутрифирменного планирования - это текущее планирование или годовое планирование, включающее в себя оперативное планирование вплоть до рабочего места.

     Условия 50-х - 60-х годов. Именно в 60-е годы происходили изменения на макроэкономическом уровне, когда целью экономической политики была цель экономического роста. Эта цель, естественно, проецируется и на микроэкономический уровень. Поэтому, начиная с конца 50-х годов и до 70-х годов, в практику внутрифирменного планирования на Западе достаточно быстро и эффективно стали внедряться новые виды планирования - средне- и долгосрочное планирование, как реакция на изменение рыночных условий. Эпоху 60-х годов стали называть постиндустриальной эпохой.

     К долгосрочному планированию на сегодняшний день происходит возврат. Такой план составлялся на год, на пять лет. Выходили специальные методические разработки, там было порядка 150-ти форм, каждая форма требовала взаимосвязи друг с другом. Результат из одной требуется в другом. В эти самые годы долгосрочное планирование стало внедряться в практику и в нашей стране. Оно не требовало особых затрат и приносило практически моментальный эффект. Основным принципом долгосрочного и среднесрочного планирования был следующий: планирование от прошлого к будущему. Здесь использовался метод экстраполяции.

     Есть два вида планирования: текущее и перспективное. Текущее - это годовое и оперативное. Перспективное - это среднесрочное и долгосрочное. Обычно продолжительность среднесрочного планирования - от года до трех, долгосрочного - свыше трех лет.

     Третий вид планирования появился в 70-е годы. Он связан с изменениями в условиях воспроизводства. Это три глубоких экономических кризиса за десятилетие, это совпадение экономических кризисов со структурными кризисами. Особенно структурные кризисы и политическая нестабильность привели к тому, что уже внутренние факторы, внутренние резервы себя исчерпали. Получать прибыль за счет внутренних резервов стало уже невозможно, поэтому стали искать возможность ее получения за счет внешних факторов. Причем эти внешние факторы в 70-е годы слишком быстро менялись, то есть росло состояние неопределенности внешней среды. Реакцией на эту усилившуюся неопределенность и стало появление нового вида управления и планирования, которое получило название “стратегическое планирование”. Основной принцип стратегического планирования уже изменился. Если у долгосрочного планирования основной принцип: идти от настоящего к будущему, то в условиях формирования стратегии принцип обратный: идти от будущего к настоящему. То есть изменяется методология корпоративного планирования. Планы начинают разрабатываться на ситуационной основе, то есть применительно к гипотезам будущего.

     Стратегическое планирование пришло в сферу бизнеса из стратегии и тактики, применяемой в вооруженных силах, и первые попытки были достаточно плачевны, стратегическое планирование проваливалось. В течение первых десяти лет оно давало очень серьезные сбои. Западники считают, что провалы стратегического планирования были связаны во-первых, с человеческим фактором. Люди отвергали навязанные руководством новые рабочие функции. Кроме того, методологически, теоретически это планирование еще не было подготовлено. Не было методов разработки планов.

     Начиная с 80-х, годов была сделана попытка в силу еще больше изменившихся условий внешней среды, как реакция на состояние неопределенности изменить стратегическое планирование и придать ему новую форму. Эта новая форма и превратилась в стратегическое управление.

     Считается, что к 80-м годам практика стратегического управления, то есть составление планов с учетом внешней среды, формирование стратегий, выбор стратегий, а затем переход к планированию годовому от выбора стратегии примерно 45 % всех крупных корпораций находились на уровне стратегического управления. К этому времени уровень стратегического планирования достигал 60%. Стратегическое планирование влилось в стратегическое управление, то есть оно является составной частью стратегического управления. Таким образом, основные виды внутрифирменного планирования:

  • текущее;
  • перспективное;
  • стратегическое планирование;
  • стратегическое управление как наивысший на сегодняшний день уровень управления.

     Относительно планирования советского: тут все базируется на субъективистском подходе. Все начиналось примерно с 18-го года, когда экономическая наука и при социализме существовала. Но естественно она должна была быть не такой и по терминологии, и по содержанию, чем экономическая наука капитализма. Основа основ - это законы. Каждый способ производства имеет свои законы, и социализм, как составная часть коммунистического способа производства, должен был иметь свою систему экономических законов. В любой системе законов есть ядро. Это главный экономический закон. Основной экономический закон при капитализме, как пишет Маркс, закон спроса и предложения. Он все приводит в движение. Большевики понимали, что в экономике должен быть баланс спроса и предложения. Поэтому был придуман специальный метод, который есть до сих про и аналогов ему нет на западе - балансовый метод. Балансирование спроса и предложения на макроэкономическом уровне. Раз убрали эту функцию из микроэкономики, то она должна была где-то проявиться. Но нельзя же было закон спроса и предложения оставить основным экономическим законом, поэтому основной экономический закон звучал, как его изучали в курсе политической экономии до войны. Сначала он звучал, как закон диктатуры пролетариата. Но диктатуру пролетариата нужно как-то внедрить в жизнь. Как? С помощью директивности. И эту директивность и назвали планированием. Этот закон - закон планомерного пропорционального развития советской экономики. В 30-е годы этот закон звучал как закон диктатуры партии, так как народ и партия едины. Начиная с хрущевского периода в материалах съездов, где и оформлялась диктатура партии, основной экономический закон был перефразирован как закон повышения благосостояния советских граждан. Но реализовывался этот закон через систему планов - Госплан и Госснаб.

Информация о работе Планирование,как основа управления