Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:33, реферат
При использовании бумажных и кредитных денег всегда появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга
Глава 1. Платежная система: теоретические аспекты
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
1.3 Роль Центрального банка государства в регулировании платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем РФ
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Осуществление расчетов на валовой и чистой основах
2.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Заключение
Библиографический список
Приложения
Участники рынка зависят
от платежных систем при расчетах
по операциям на финансовых рынках.
Для обеспечения точности и честности
этих операций система должна включать
разумные с коммерческой точки зрения
стандарты безопасности, отвечающие
стоимости проводимых операций. Эти
стандарты повышаются с развитием
технологий. Для обеспечения завершения
ежедневной обработки система должна
поддерживать высокий уровень операционной
эластичности. Для этого следует
располагать не только надежной технологией
и надлежащим дублированием всего
оборудования, программного обеспечения
и сетей, но и эффективными операционными
процедурами и хорошо подготовленным
и компетентным персоналом, который
может обеспечить надежное и эффективное
управление системой и соблюдение всех
надлежащих процедур. Вместе с качественной
технологией это поможет
Требующийся для обеспечения адекватной безопасности и эффективности уровень надежности зависит от важности системы, а также от других факторов. Уровень надежности может, например, зависеть от доступности альтернативных механизмов проведения платежей в чрезвычайных ситуациях. [26]
· Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.
Операторы, пользователи (т.е. участники, например, банки и их клиенты) и надзорные органы одинаково заинтересованы в эффективности системы. Они стремятся избежать пустой траты ресурсов и при прочих равных факторах хотели бы использовать меньше ресурсов. Обычно идет поиск баланса между минимизацией издержек и другими целями, например, максимальной безопасностью. В рамках достижения этих целей конструкция системы, включая выбранную технологию, должна ориентироваться на экономию издержек и практичное расходование ресурсов в зависимости от конкретных особенностей системы и с учетом последствий для экономики в целом.
Разработчики и операторы
системы должны стремиться обеспечить
заданный уровень качества с точки
зрения функциональности, безопасности
и эффективности при
· Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ. [16, C.50]
Критерии доступа, стимулирующие конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению эффективных и дешевых платежных услуг. Это преимущество, однако, следует сопоставить с необходимостью защиты системы и ее участников от участия в системе институтов, которые могут подвергнуть ее чрезмерному правовому, финансовому или операционному рискам. Любые ограничения доступа должны быть объективными и основываться на надлежащих критериях риска. Все критерии доступа должны быть формально утверждены и раскрыты заинтересованным сторонам. [26]
· Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными. [16, C.50]
Поскольку платежные системы способны влиять на все финансовое и экономическое сообщество, существует особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является ли собственником и оператором системы центральный банк или частный сектор.
Эффективное управление стимулирует
менеджеров действовать в интересах
системы, ее участников и более широкой
общественности. Оно также гарантирует
наличие у менеджеров инструментов
и возможностей для достижения поставленных
целей. Механизмы управления должны
обеспечивать подотчетность перед
собственниками (например, перед акционерами
системы частного сектора) и перед
широким финансовым сообществом. Институты,
обслуживаемые платежной
Полагаем, что все вышеприведенные
принципы предназначены для
1.3 Роль Центрального Банка государства в регулировании платежной системы
Эффективное функционирование платежных систем, позволяющее проводить транзакции безопасно и своевременно, является решающим для денежной и финансовой стабильности любой страны. Поэтому центральный банк обычно принимает на себя функцию лицензирования и наблюдения за важными платежными системами, чтобы защитить финансовую систему страны от угрозы дестабилизации вследствие сбоев в функционировании какой-либо из действующих платежных и расчетных систем.
В последнее десятилетие произошли существенные перемены в оценке значимости платежной системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. [9] Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [1]
Обычно Центральный банк исполняет несколько функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ. Рассмотрим данные функции в таблице 2.
Посредством соблюдения зарегистрированными системами своих обязательств центральный банк стремится защитить монетарную и финансовую системы страны от возможных катаклизмов, связанных с выходом из строя какой-либо важной платежной системы. Наблюдение за платежными и расчетными системами является функцией центрального банка номер один. При этом цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений. [12, C.18]
Текущее состояние нормативного регулирования со стороны Центрального банка можно охарактеризовать следующими особенностями:
-- регулированием форм
расчетов (Положение Банка России
от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных
расчетах в Российской
-- отсутствием единых
принципов в отношении
-- использованием общепринятых
в международной практике
-- отсутствием в нормативных
актах Банка России упоминания
о платежных системах (Банка России
и частных платежных системах),
их участниках, критериях доступа,
правилах платежных систем и
их статусе, а также
-- регулированием межбанковских
операций в привязке к
Учитывая, что платежная система Банка России является в настоящее время единственной из системно-значимых платежных систем России, актуальной является задача совершенствования функции Банка России как оператора собственной платежной системы. [9]
На наш взгляд, следует
обратить внимание на формулировку содержания
наблюдения за платежными системами, принятую
Центральным европейским
Из этого определения ясно, что ответственность за наблюдение возлагается на центральный банк в силу важности надежного функционирования платежных и расчетных систем. Центральный банк предназначен для поддержания финансовой стабильности и определения и реализации монетарной политики, способствуя надежности и эффективности работы финансовой системы. В свою очередь денежная политика дает импульс для всей экономики. [11, C.71]
К компетенции центральных банков, как правило, относится также управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы. Управление рисками со стороны центрального банка заключается в:
· применении превентивных мер к коммерческим банкам, находящимся в затруднительном положении;
· контролировании деятельности кредитных организаций в сфере осуществления расчетов;
· разработке правовых норм, обеспечивающих регулирование расчетов между экономическими агентами;
· создании и реализации соответствующих форм защиты каналов передачи информации с платежными инструкциями и обращающихся платежных инструментов. [10, C.12]
Отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы. [7, C.141]
Исторически именно центральные банки были и являются эмитентами денег, и только с использованием денег центрального банка платеж считается окончательным. Доверие к национальной валюте всегда считалось главнейшей задачей центрального банка. Именно центральный банк находится в лучшем положении по сравнению с другими участниками рынка для содействия достижению баланса между затратами, эффективностью и надежностью, при этом выступая либо со своими инициативами, либо в роли катализатора сотрудничества традиционных конкурентов, обеспечивая в то же время гарантию правил свободной конкуренции и соблюдения порядка на рынке. [13]
Центральные банки должны выделять и распределять ресурсы для новаций, имеющих значение для систем и всего финансового сектора. Однако роли центрального банка в инициировании будут зависеть от конкретной инициативы и роли других заинтересованных сторон в этом процессе. [17, C.21] Как правило, значение центрального банка в развитии национальной платежной системы выражается в том, что он осуществляет:
· организацию работы платежной системы как составной части основных функций центрального банка;
· инвестиции в обучение и изучение разработок для продолжения совершенствования;
· планирование, расстановку приоритетов и адекватное развитие своей функции в отношении платежной системы по обеспечению более обширных реформ в системе;
· распределение адекватных кадровых ресурсов для мониторинга жизненно важных новаций в платежной системе и для исследований, анализа платежной системы;
· разработку стратегии коммуникации
в отношении функций
Для обеспечения своего влияния
на развитие системы центральный
банк нуждается в постоянном углублении
своих знаний и опыта в отношении
зарождающихся тенденций и