Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:33, реферат
При использовании бумажных и кредитных денег всегда появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга
Глава 1. Платежная система: теоретические аспекты
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
1.3 Роль Центрального банка государства в регулировании платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем РФ
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Осуществление расчетов на валовой и чистой основах
2.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Заключение
Библиографический список
Приложения
Отрицательным моментом, связанным напрямую с технологией проведения клиринга, может являться (в зависимости от особенностей организации расчетов) невысокая скорость осуществления платежей, в том числе в режиме реального времени, а также наличие специализированных рисков, таких, как риск урегулирования (невозможность оплаты сальдо зачета) и связанный с ним системный риск цепной реакции всех участников на неплатежеспособность одного или нескольких участников клиринга, когда банки не только могут не осуществить платежи, но и сами стать неплатежеспособными.
До недавнего времени
неттинг обладал рядом
Таким образом, брутто- и
нетто-расчеты имеют как
2.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Состояние платежных систем
развитых стран Запада на современном
этапе характеризуется высоким
уровнем технической и
В отечественной банковской системе проблема специализированного сервиса для различного типа платежей еще не получила широкого распространения, но, на наш взгляд, российские кредитные организации могут, опираясь на зарубежный опыт, внедрить соответствующие банковские технологии в практику проведения безналичных расчетов.
Опыт большинства стран
Западной Европы, США и Японии показывает,
что там параллельно
Одной из последних новаций в области удаленного банковского обслуживания является мобильная система платежей, превращающая беспроводные телефоны в кошельки мобильной коммерции. Она разработана европейским объединением Mobey Forum (группой финансовых учреждений и производителей сотовых телефонов). Для банков при разработке платежных систем, рассчитанных на мобильных клиентов, предпочтительным является подход, основанный на создании кошелька в виде сервера. [15, C.42] Это дает возможность проводить платежи на расстоянии. Подобная система подходит для массового рынка, она позволяет потребителю иметь возможность выбора, так как он не зависит от конкретного оператора или банка.
Указанные тенденции, безусловно, затрагивают и российскую банковскую систему, однако, как правило, с некоторым опозданием. В то же время в российских банках как небольших структурах по сравнению с крупными западными банками в известной мере легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления внутренней среды.
В последние годы со стороны
российских банков особенно возрос интерес
к call-центрам, когда все большее
число кредитных организаций
стало обращать внимание на розничный
сектор и всерьез занялось ритейлом.
Ожидается, что в ближайшие годы
отечественный рынок этих услуг
будет развиваться очень
Одним из направлений активного
внедрения инноваций в
По нашему мнению, будущее
интернет-банкинга в России тесно
связано с развитием розничного
банковского обслуживания. Крупным
клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный
сервис и персональное внимание, а
уж затем интерактивность
Однако можно также отметить, что в настоящее время в платежной системе России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.
Анализируя содержание нормативных
актов, изданных Банком России за период
с середины 90-х годов по вопросам
безналичных расчетов через Банк
России, можно сказать, что установленные
правила осуществления
Еще одним свойством действующих правил, касающихся платежной системы Банка России и не изменившихся в течение последнего десятилетия, о котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих требования относительно организационных структур, управляющих функционированием платежной системы в целом или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого становится все более усиливающееся противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и реально выполняемых задач и функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление расчетов обслуживаемых клиентов практически ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки информации в процессе проведения платежей. [23]
Для повышения эффективности
функционирования платежной системы
Банка России потребуются изменения
подхода к разработке нормативных
актов, регулирующих порядок осуществления
расчетов через Банк России. Состав
нормативных требований хотя и является
взаимоувязанным, но тем не менее
воплощен в весьма обширном перечне
неоднократно переизданных и дополненных
нормативных актов Банка
· правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;
· правила внутрибанковских операций;
· особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;
· бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.
Логическим следствием отмеченных
характеристик и свойств
Один из ключевых принципов -- нацеленность на практический результат, поскольку в практике применения действующих нормативных актов накоплено достаточно большое множество вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных актов в сфере расчетов свидетельствуют о том, что, как правило, дата утверждения отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.
В основу подхода, соответствующего современным представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).
Важным свойством новой
нормативной базы по платежной системе
Банка России должна быть инвариантность
к объектам технической и административной
инфраструктуры, а также к функциям
и задачам бухгалтерского учета
расчетных операций. [24, C.60] На смену
действующим принципам, характеризующим
обработку платежей в регионе
в настоящее время (централизованная/
Состав перечисленных
свойств, вполне вероятно, может быть
неполным, однако наряду с другими
свойствами, которые могут быть выявлены
в процессе разработки новых документов
и рабочих дискуссий, они должны
обеспечить видение перспектив развития
платежной системы в сближении
свойств региональных расчетных
систем, унификации регламентов с
постепенным переходом к
Другое свойство нормативных
актов Банка России по безналичным
расчетам, которое весьма важно отметить,
относится к термину «счет». Понятие
«счет» в одних случаях
Другим важным направлением
совершенствования
На наш взгляд, применение зарубежного опыта может помочь решить ряд проблем, однако мы полагаем, что не всегда следует копировать западный опыт, прежде всего необходимо изучить потребности российских клиентов. Исследование потенциального спроса на онлайновые банковские услуги в Москве, проведенные компанией Accenture, показало, что наибольший интерес вызывают услуги по оплате текущих счетов за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, а также бронирование отелей, выкуп туристических путевок и т.п. Потенциально привлекательны и возможность онлайнового управления счетами, мониторинга движения средств по счетам, а также межбанковские переводы и электронные магазины. [22]
Анализ зарубежных банковских
технологий проведения безналичных
расчетов показал, что большая открытость
для мирового рынка западных платежных
систем оказала существенное влияние
на развитие платежных систем в России.
Большинство технологических
Заключение
В результате написания курсовой работы нами были последовательно рассмотрены основные теоретические вопросы организации платежной системы нашей страны.
Во-первых, мы рассмотрели понятие платежной системы и ее основные элементы, принципы ее организации и функции. Мы выяснили, что платежная система представляет собой сложную систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты и контрактные соглашения, взаимосвязанные друг с другом. Безусловно, для эффективной работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые помогают снизить риски в работе платежной системы.