Платежные системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель работы - на основе учебной и научной литературы, современной публицистики, рассмотреть действующие на сегодняшний день платежные системы и соответствующий им инструментарий, выделить основные достоинства и недостатки безналичного обращения.
Объектом исследования данной работы является платежная система, как наиболее эффективный способ разрешения проблемы наличного и ускорения безналичного оборота. Предметом исследования – различные виды платежных систем.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, цели выполнения работы и задачи, а так же дается краткая характеристика структуры работы.

Содержание

Введение 3
1 Платежные системы 4
1.1 Понятие, сущность и значение платежных систем 4
1.2 Виды платёжных систем 5
2 Национальная платежная система 8
2.1 Национальная платежная система 8
2.2 Проблема внедрения и функционирования систем пластиковых карт в России 12
.3. Роль Банка России в развитии платежной системы 14
3.Международные платежные банковские системы 16
3.1. Мировые тенденции развития платежных систем 16
3.2 Международные карточные платежные системы 18
3.3 Visa International 20
3.4 EUROCARD — MasterCard 23
3.5 Diners Club 25
Заключение 28
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

платежная система рф.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

     Следующие десятилетия прошли под знаком развития мелкой, или, как назвал ее американский адвокат Энди Дук, «деревенской монополизации», когда единственный (отдельный) банк в каждом населенном пункте выпускал свои карты и формировал небольшую сеть их обращения с несколькими предприятиями торговли и услуг, расположенными, самое дальнее, на соседней улице. Своеобразный перелом произошел 16 августа 1966 г., когда группа таких банков сформировала Interbank Card Association — Межбанковскую ассоциацию эмитентов кредитных карт (ICA), которая позже станет называться MasterCard International.

     В отличие от других подобных организаций ICA независима в своих действиях и решениях от индивидуальной воли какого-либо одного, пусть даже очень крупного банка — участника ассоциации. Ассоциацией управлял коллегиальный орган — Комитет членов, устанавливавший условия вступления в ассоциацию новых участников, а также общие принципы ее функционирования. Кроме того, этот орган отвечал за маркетинг, службу безопасности бизнеса и юридические аспекты управления платежной системой.

     В 1968 г. ICA вступает в альянс с мексиканским Banco Nacional (г. Мехико), позже был сформирован союз с EUROCARD. Затем в платежную систему вступили первые японские участники. К концу 1970-х ICA уже имел в числе своих членов банки Австралии и нескольких стран Африки. Чтобы соответствовать обозначившейся тенденции к международному росту, ICA была переименована в MasterCard International. В 1980-х продолжилась «экспансия» в Азию и Латинскую Америку. В 1987 г. MasterCard стал первой платежной системой, банковские карты которой стали эмитироваться в Китайской Народной Республике. Следует заметить, что это было не только эффектным политическим, но и эффективным экономическим решением. К 1993 г. Китай стал второй страной в мире по объемам электронных безналичных расчетов с использованием банковских карт MasterCard.

     В 1988 г. «Мастер Кард интернэшнл» подписала  историческое соглашение о сотрудничестве с «ЕВРОКАРД интернэшнл», переименованной впоследствии в «Европей интернэшнл». Этот шаг позволил «Мастер Кард» значительно расширить количество участников системы и сферу применения карточек, что усилило ее конкурентные позиции в Европейском регионе и других частях мира.

     «Европей  интернэшнл» была образована в сентябре 1992 г. в результате слияния трех компаний — «ЕВРОКАРД интернэшнл», «Еврочек интернэшнл» и «Еврочек интернэшнл холдингс». В капитале компании участвуют финансовые институты; 22 стран Европы. Она специализируется на предоставлении участникам платежных услуг по расчетам банковскими карточками и еврочеками.

     Соглашение  с «Мастер Кард» создало объединенную платежную инфраструктуру, включающую банки» предприятия торговли, банковские автоматы и электронные терминалы «Мастер Кард» принадлежит 50% акционерного капитала, компании «Маэстро интернэшнл», контролирующей всемирную систему электронных терминалов в торговых точках, работающих в автоматическим режиме17. Наконец, «Мастер Кард» владеет 12,5% капитала «Европей интернэшнл» и 15% капитала «Европейской системы платежных услуг» (ЕСПУ) — European Payment Systems Services — EPSS. В свою очередь, «Европей интернэшнл» контролирует ЕСПУ, которая выполняет для «Европей» те же функции информационного обмена, что «Банкэт» для «Мастер Кард» (86% капитала), а также «Маэстро интернэшнл» (50% капитала).

       На сегодняшний день компания MasterCard имеет свои постоянные представительства  и офисы более чем в 40 странах, прочно занимая второе место по основным финансово-экономическим показателям среди международных платёжных систем расчетов с использованием банковских карт (вслед за «Визой»).

 

3.5 Diners Club

     Diners Club International (DCI) — одна из старейших платежных систем в мире и один из лидеров по выпуску карточек для путешествий и развлечений (карточки Т&Е — travel and entertainment). Термин Т&Е подразумевает определенную сферу использования карточки: транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей. Держатель карточки Diners Club International гарантированно получает удобства, привилегии и скидки в указанной сфере. Помимо оплаты товаров и услуг, по карточке можно получать наличные средства в банкоматах, отделениях банков и представительствах Diners Club по всему миру. Каждому держателю предоставляется набор сервисных услуг: всевозможные страховки, организация туристических и деловых поездок, бесплатный доступ в бизнес-центры и салоны (залы ожидания) в крупнейших аэропортах мира, услуги международной телефонной связи, различные системы бонусов и круглосуточная информационная поддержка. Карточка рассчитана на людей, занимающихся профессиональной деятельностью, имеющих стабильный, выше среднего, доход и достаточно часто совершающих деловые или туристические поездки.

     По  данным зарубежной статистики, о держателях карт Diners Club можно сказать следующее:

  1. в основном это люди с высшим образованием в возрасте от 45 до 60 лет;
  2. более 60% держателей имеют годовой доход свыше 50 000 долл. США;
  3. как правило, это служащие крупных компаний, руководство компаний и люди, занимающиеся профессиональной частной практикой;
  4. 98% совершают более одной поездки (деловой или туристической) в год;
  5. 68% — мужчины18.

     Существует  два основных типа карточек Diners Club: частная и корпоративная. При выпуске частной карточки необходима надежная система проверки клиента — его кредитной истории; информации, содержащейся в заявлении, и др. Наиболее оправданным с точки зрения безопасности и риска неплатежа будет выпуск карточек DCI постоянным клиентам соответствующего банка (с учетом, что рекомендуемый минимальный размер расходного лимита составляет 3000 долл. США).

     В данном случае клиенту предлагается больше, чем простое платежное  средство. В его распоряжении находится «сервисная корзина», призванная оградить клиента от любых неожиданностей во время деловых поездок и отдыха, включая любого рода поддержку в представительствах Diners Club International по всему миру. С 1995 г. представителем Diners Club International в Российской Федерации является Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Дайнерс Клаб». К сожалению, в нашей стране подавляющее большинство людей, совершающих частые деловые поездки по стране и за рубеж, мало знакомы с самим понятием Т&Е, что не позволяет им оценить предлагаемые Diners Club International выгоды. В России карточки Т&Е еще не получили должного распространения.

     Кроме того, компания «Дайнерс Клаб» предоставляет  дополнительный комплекс услуг, специально разработанный для крупных корпоративных клиентов. Например, ежемесячную и годовую сводную информацию о произведенных по карточкам корпоративных расходах сотрудников с соответствующей разбивкой: по видам расходов (авиабилеты, гостиницы, рестораны, снятие наличных средств и т.д.); по местам их осуществления в разрезе стран и регионов; по подразделениям, филиалам и дочерним предприятиям. Такая сводная статистика позволяет усовершенствовать механизм планирования, анализа и учета соответствующих расходов, что в конечном итоге способствует усилению контроля за корпоративными расходами персонала и их оптимизации.

     Карточки Diners Club International также могут предлагаться руководству и сотрудникам небольших  компаний, имеющих стабильное финансовое положение (что, безусловно, требует соответствующей проверки). Кстати, тот факт, что для сотрудников выпущены корпоративные карточки Diners Club International, благоприятно сказывается на имидже самой компании, поскольку свидетельствует о ее финансовой стабильности.

     Компания  ООО «Дайнерс Клаб» выпускает карточки через банки-сублицензиаты. В соответствии с сублицензионным соглашением банку предоставляется право выпускать карточки стандартного дизайна с логотипом международной системы Diners Club International; при этом существует возможность нанесения на карточку собственного логотипа банка.

     В случае назначения сублицензиатом банк приобретает следующие потенциальные выгоды. Во-первых, утверждение в качестве банка-сублицензиата подтверждает его высокую репутацию и надежность со стороны одной из ведущих мировых платежных систем. Во-вторых, размещение логотипа банка на карточке повышает его престиж. Банк приобретает право на эмиссию надежной элитной международной карты, как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц.

     При этом банк самостоятельно определяет тип карточки и режим расчетов с владельцами карточки, то есть:

  1. рассчитывает лимиты расходования средств и депозитные суммы, привлекаемые с клиентов в качестве гарантийного покрытия;
  2. устанавливает сроки погашения клиентской задолженности и определяет проценты по просроченной задолженности, которые полностью удерживаются банком;
  3. устанавливает и начисляет соответствующий кредитный процент, который также удерживается банком в случае работы по кредитной схеме;
  4. устанавливает комиссию при открытии и ведении счетов СКС (специальных карточных счетов).

     Имея  гарантированный пакет сервисных  услуг высокого класса, банк может удерживать часть взносов клиентов в виде вознаграждения от продажи карт. Он удерживает с ООО «Дайнерс Клаб» потранзакционную комиссию по карточкам, выпущенным банком. Приобретая право на эмиссию карточек, банк автоматически наделяется полномочиями распространять их через сеть своих банков-агентов, взаимоотношения с которыми устанавливает самостоятельно.

     Если  банк — новый участник платежной системы имеет свою торговую сеть по обслуживанию карт, то возможно наделение банка правом заключать договоры об обслуживании держателей карточек Diners Club International в торговых и сервисных предприятиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подводя итоги своей работы, хотелось бы отметить, что в сфере платежных систем произошли существенные перемены в оценке значимости платежной системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основными функциями Банка России в сфере платежной системы в настоящее время являются функция регулятора и функция оператора собственной платежной системы. Также следует выделить общую тенденцию сокращения оборота наличных денег во всем мире, этому факту свидетельствует тесное сотрудничество России с такими крупнейшими карточные ассоциациями как Visa International, MasterCard International, American Express и Diners Club International.

 

Список использованной литературы

 
  1. Положение Банка России от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»
  2. Статья 3 Федерального Закона “О электронном банке Российской Федерации”
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с изм. и доп.
  4. Гульков С. «Система валютного регулирования в Российской Федерации» - Банковский вестник, №7, 2006 г
  5. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело. Курс лекций. 2-е издание. М.:-Л. 2004 г.
  6. Криворучко С.В. Современные платежные системы. М., Московская финансово-промышленная академия, 2004.
  7. Криворучко С.В., Глисина В.Р. Современные платежные системы: Учебное пособие по изучению дисциплины, практикум, тесты, учебная программа/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. –М., 2005.
  8. Л.И. Хомякова. Единая платежная система стран Европейского Союза. Издательство: Ладомир, 2006 г.
  9. Организация деятельности Центрального банка РФ/Л.С. Ларина, С.В.Сергеев. – М.: Юриспруденция, 2006.
  10. Соколинская Н.Э. Кредитные риски в российском банковском секторе: факторы и менеджмент.//Банковские услуги.-2006.-№ 5.
  11. Тедеев А.А. Банковское право. М.:, Элит-2000. 2006г.
  12. www.bankdelo.ru
  13. www.banki.ru
  14. www.bank-rf.ru
  15. Платежные системы в России:[Электронный документ].(www.cbr.ru). Проверено 17.04.2010.
  16. www.diners.ru
  17. www.finam.info
  18. www.finansus.ru
  19. www.kredit-nsk.ru
  20. www.mastercard.ru
  21. news.mail.ru/economics
  22. VISA RUSSIA [Электронный документ].-( http://www.visa.com.ru/av/main.jsp.). Проверено 10.04.2011
  23. Понятие платежной системы [Электронный ресурс].-(www.wikipedia.org) Проверено 10.04.2011

Информация о работе Платежные системы РФ