Платежный баланс в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг – к вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее – к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Макроэкономика.docx

— 66.75 Кб (Скачать документ)

     Политика  ревальвации обменного курса  валюты переключает расходы с  национальных на иностранные товары, это приводит к сокращению национального  производства и экспорта. Ревальвация  используется для ликвидации положительного сальдо платежного баланса, которое  становится нежелательным при частом повторении.

     Для осуществления этих целей, необходимо сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге, который  обуславливает колебания курса  в зависимости от спроса и предложения. Это будет способствовать развитию ценовой конкурентоспособности  казахстанских товаров на внешних  рынках. Вмешательство Национального  банка в формирование курса национальной валюты должно быть минимальным. Присутствие  его на внутреннем валютном рынке  вызывается только необходимостью предотвращения спекулятивных скачков обменного  курса тенге.

     Основой целью денежно – кредитного регулирования  должно быть удержание среднегодовой  инфляции в 2004 – 2005 гг. в пределах 4 -6% и снижение ее к 2005 г. до 3-5%.

     Достижение  равновесия платежного баланса связано  с его финансированием. Существуют три метода финансирования: привлечение  иностранных инвестиций; заимствование  из общественного сектора экономики  и использование золотовалютных резервов страны. Поэтому изменение  сальдо платежного баланса эквивалентно изменению золотовалютных резервов страны.

     В аспекте национальной экономики  резервные активы являются признаваемыми в международном масштабе финансовыми инструментами, находящимися в распоряжении органов денежно – кредитного регулирования, определяющими способность страны справляться с неравновесным состоянием платежного баланса, постоянно возникающем в результате автономно совершаемых внешне экономических операций. Уровень этих резервов показывает степень обеспеченности международных экономических расчетов страны необходимыми платежными средствами, которые тем или иным образом могут быть применены для погашения долговых обязательств по отношению как к правительственным органам, так и к частным коммерческим и финансовым структурам других стран.

     Чрезмерное  снижение уровня золотовалютных активов, вызываемое длительным дефицитом платежного баланса, чревато опасностью того, что  страна не сможет удовлетворять свои жизненно важные потребности за счет импорта или окажется не в состоянии  обслуживать внешние долговые обязательства. Непомерное увеличение резервов при  устойчивом превышении внешних поступлений  над платежами содействуют увеличению национальной денежной массы, следовательно, стимулирует инфляцию, а также  приводит к неоправданному переливу ресурсов из производственной сферы  в денежную.

     Если  возникает представление о понижении  величины резервов ниже критического уровня, то власти оказываются вынужденными либо предпринимать меры к понижению  валютного курса либо осуществлять действия, направленные на сжатие внутреннего  совокупного спроса посредством  ограниченной финансовой и кредитно – денежной политики. Стандартная  реакция чрезмерного разбухания резервов – повышение курса национальной валюты или расширение внутреннего  потребления.

     Внешние резервные активы государства являются, в конечном счете, последней стадией  финансирования дефицита платежного баланса, уравновешивание его практически  осуществляется через механизм валютных интервенций на валютном рынке, имеющих  непосредственной целью ограничение  колебаний валютного курса тенге.

     Валютная  политика Казахстана направлена на обеспечение  стабильности его национальной валюты на мировом финансовом рынке. Формирование и использование золотовалютных резервов – одно из ключевых задач  валютной политики государства. Объем  и структура международной ликвидности  определяют степень обеспеченности международных обязательств страны необходимыми платежными средствами.

     Эффективное использование золотовалютных активов  требует поддержания чрезвычайно  высокой степени ликвидности  валютных резервов, диверсификация валютного  портфеля. Оптимизации структуры  активов, что должно оказать максимально  возможное содействие внешнеэкономической  деятельности и обеспечить эффективное  регулирование валютного курса  национальной денежной единицы.

     Сформированные  с помощью валютных кредитов МВФ  резервные активы составляют основу официальных авуаров международной  ликвидности и представляют собой  требования НБ РК и Казначейства Казахстана к зарубежным странам в форме  остатков валютных средств на корреспондентских  текущих счетах в иностранных  банках, краткосрочных банковских депозитов, казначейских векселей, краткосрочных  и долгосрочных правительственных  ценных бумаг.

     Привлечением  иностранного капитала к выполнению программ STF и Stand-by началось с покупок валютных средств у МВФ и получение займов на льготных условиях. Согласно договоренности покупка валюты обеспечивалась под соответствующую сумму национальных денег и позволяло Казахстану сформировать официальные золотовалютные авуары. Эти резервы и стали материальной основой для поступления кредитных ресурсов. Льготных займов от банков стран кредиторов, международных финансовых организаций и из других источников финансирования. 
 
 

     3.2 Перспективы развития платежного  баланса РК 

     Перспективы развития платежного баланса РК в  первую очередь связано с проведением  валютной политики, не допускающей  переоценки курса тенге.

     Валютная  политика Казахстана должна обеспечивать защиту денежной системы государства  и экономики в целом от негативных последствий резких колебаний обменного  курса тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства. В связи с этим основным приоритетом  государства в сфере валютного  регулирования должен стать выбор  курсовой политики, не допускающей  переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного  влияния на конкурентоспособность  отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

     Политика  обменного курса должна адекватно  реагировать на изменения мировых  цен, условия внешней торговли, создавая тем самым фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь  этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых  технологий, оборудования, повышение  качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного  развития. Предполагается сохранение свободно плавающего обменного курса  тенге, который предполагает адекватность девальвации изменениям уровня инфляции внутри страны и за рубежом, что будет  способствовать сохранению ценовой  конкурентоспособности казахстанских  товаров на внешних рынках и тем  самым укреплению складывающихся благоприятных  экономических позиций и созданию предпосылок для будущего успешного  развития Казахстана. Сохранение данного  валютного режима продиктовано тем, что еще не устранена сырьевая направленность производства и, естественно, экспорта, т.е. сохраняется высокая  уязвимость экономики страны от изменения  мировых цен на сырье. Кроме того, во внешнеторговом обороте страны высока доля России, поэтому развитие экономики  будет зависеть от ситуации в России. Если эти зависимости экономики  будут преодолены, то, конечно, возникнет необходимость изменения валютного режима управления обменным курсом национальной валюты.

     Здесь возможны несколько вариантов нового валютного режима:

  • привязка к "корзине валют"
  • переход к единой валюте в рамках: Евразийского экономического сообщества или всего СНГ, центрально-азиатских республик (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), а также союза с одной из соседних стран (Кыргызстан).

     В то же время поддержание конкурентоспособности  экономики не может решаться только за счет курсовой политики. Основную роль в этом должны выполнять меры по повышению производительности труда, качества продукции, структурной перестройке  экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой  добавленной стоимостью, а также  диверсификации экспорта.

     Во  вторых, они связаны с поддержание  низкого уровня инфляции. Одной из составляющих монетарной политики является определение допустимого уровня инфляции, не препятствующего экономическому росту. Чрезмерно жесткая антиинфляционная политика в переходной экономике с многочисленными структурными барьерами, делающими конкуренцию несовершенной, вызывает ненужную напряженность в стране, приводит к росту неплатежей, падению производства. Таким образом, есть все основания считать, что сдерживание инфляции в пределах 10% не будет противоречить поставленным целям, а именно достижению к 2007 году уровня ВВП 1990 года и дальнейшего 7%-ного роста ВВП. В связи с этим основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5 до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста экономики.

     Более высокие темпы инфляции могут  оказать негативное влияние на темпы  реального уровня производства в  силу снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной перестройки экономики.

     Достижение  темпов среднегодовой инфляции в  пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся  у Нацбанка инструментов денежно-кредитной  политики. Но при этом экономическая  политика Правительства должна быть также ориентирована на такие  уровни инфляции. В этом же направлении  Нацбанком будут осуществляться меры и по развитию безналичного денежного  оборота.

     К перспективам развития платежного баланса относится инфляционное таргетирование. В последние годы некоторые индустриально развитые страны отказались от традиционных методов сдерживания инфляции и сосредоточили свое внимание на инфляционном таргетировании денежно – кредитного регулирования экономики. Центральный банк этих стран устанавливает плановый уровень инфляции и использует все инструменты денежно – кредитного регулирования для его достижения. Это помогает повысить эффективность поведения денежно – кредитной политики по сравнению со стандартными приемами регулирования денежно – кредитной сферы.

     Вместе  с тем для перехода к инфляционному  таргетирванию требуется выполнение двух ключевых условий.

     Первое  условие – Центральный банк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя не в одной стране он не может  быть полностью независимым от правительства, банк должен по крайней мере располагать  свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется  достижение целого уровня инфляции. Для  того, чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа фискального доминирования, т.е. бюджетно – налоговую политику. Свобода  от фискального доминирования подразумевает  крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных  заимствований и Центрального банка  и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка с тем. Чтобы он мог поглотить дополнительные эмиссии государственных обязательств.

     Кроме того, правительство должно располагать  широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступление от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать  инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно – кредитной  политики.

     Второе  условие, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень  занятости или валютный курс. Когда  власти стремятся к достижения сразу  нескольких целей, участники рынка  не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение.

     В целом инфляционное таргетирование определяется как предписанное руководство  для проведения монетарной политики. Существует два основных вида правил предотвращения данной политики: инструментальные правила и правила таргетирования.

     Инструментальные  правила сводятся к формулам или  функциям реакции, которые связывают  инструмент политики с наблюдаемыми (или прогнозируемыми) результатами серии макроэкономических переменных. Правила таргетирования включают обязательства  по минимизации некоторой функции  потерь или выполнению некоторого условия  оптимальности для прогнозов  целевых переменных. Инструментальное правило- это выбранное ЦБ за основу своей деятельности фиксированная зависимость его инструментов от макроэкономических показателей. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Платежный баланс в РК