Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель работы – исследовать показатели и эффекты индивидуального спроса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать общее представление о спросе;
- выявить показатели индивидуального спроса;
- раскрыть эффекты индивидуального спроса.
Введение 3
1. Общее представление о спросе 4
2. Показатели индивидуального спроса 9
3. Эффекты индивидуального спроса 19
Заключение 25
Список использованных источников 28
Показатели и эффекты индивидуального спроса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общее представление о спросе 4
2.
Показатели индивидуального
3.
Эффекты индивидуального спроса
Заключение 25
Список использованных источников 28
ВВЕДЕНИЕ
Спрос каждого отдельного покупателя на рынке называется индивидуальным спросом. Это представленная на рынке потребность в тех или иных товарах, которые потребитель может приобрести при сложившихся ценах и доходе. Сумма индивидуальных спросов всех потребителей на рынке отражает рыночный спрос.
Спрос на товары тесно связан
с политикой ценообразования
и сопутствующими спросу факторами.
Они могут либо увеличивать его,
либо ограничивать. Производители и
продавцы четко должны представлять
себе поведенческую концепцию
Цель работы – исследовать показатели и эффекты индивидуального спроса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать общее
- выявить показатели
- раскрыть эффекты
Теоретический материал, посвященный теории спроса, весьма обширный. При написании работы были изучены отечественные и зарубежные учебники и учебные пособия. Были рассмотрены учебные пособия таких авторов, как Базылев Н.И.; Гальперин В.М.; Лемешевский И.М.; Нуреев Р.М. и др. Среди зарубежной учебной литературы особый интерес представили работы следующих авторов: Вэриан Х.Р., Кац М. и Роузен Х., Пиндайк Р. и Рабинфельд Д.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СПРОСЕ
Спрос на товар – это
желание и возможность
Объем спроса на товар – это то количество товара, которое потребитель согласен купить по определенной цене в течение определенного периода времени [11, с. 37].
Ценой спроса на товар - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество данного товара [11, с. 37].
Между рыночной ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена товара, тем в меньшем количестве его приобретают, и наоборот. Эта очевидная зависимость получила название закона спроса и может быть изображена графически (рисунок 1).
Рисунок 1. Линия спроса
Примечание. Источник [3, с. 42]
Таким образом, изображенная на рисунке 1 кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ по меньшей цене.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса, и в общем виде выглядит следующим образом:
где - величина спроса;
- цена.
Функция спроса от цены может быть задана не только графическим и аналитическим способом, но и табличным.
Таблица 1. Зависимость между объемом спроса на товар и ценой товара
Цена единицы товара, дол. |
Спрос на товар за декаду, тонн |
10 9 8 7 |
10 20 30 50 |
Примечание. Источник [1, с.43, таблица 2.1]
Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного характера. Из этого закона существуют исключения:
1) низкокачественные товары,
потребительские свойства
2) дорогостоящие, престижные
товары, которые покупаются с
целью подчеркнуть социальный
статус их владельца. Снижение
цен на эти товары уменьшает
их привлекательность для
3) рост объема спроса при повышении цен, вызванный ожиданиями потребителей.
Спрос зависит от различных факторов. Зависимость между ценой и величиной спроса в двухмерной системе координат отражает кривая спроса (рисунок 1). Влияние неценовых факторов спроса отражается через сдвиг кривой спроса в ту или другую сторону (рисунок 2). Поэтому различают изменение объема спроса и изменение спроса соответственно.
Рисунок 2. Изменение спроса
Примечание. Источник [3, с. 42]
Перечислим наиболее существенные неценовые факторы спроса.
1. Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Взаимозаменяемые товары (субституты) – это товары, имеющие одинаковое назначение [11, с. 38]. Например, масло и высококачественный маргарин. В случае если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарин, т. е. спрос на маргарин увеличится. Таким образом, снижение цены на один из взаимозаменяемых товаров приведет к сокращению спроса на другой (и наоборот).
Взаимодополняемые товары – это товары, которые используются совместно [11, с. 38]. Например, автомобиль и бензин. Если снизится цена на бензин, возрастет спрос на автомобили. То есть, снижение цены на один из взаимодополняемых товаров приведет к увеличению спроса на другой.
2. Доходы потребителей. Для
большинства товаров
3. Ожидания покупателей.
Ожидание дальнейшего роста
4. Сезонные изменения в спросе. Например, спрос на учебники и тетради значительно выше в течение учебного года, чем во время каникул.
Кроме того, к неценовым факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение дохода среди демографических групп населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на товары длительного пользования.
На потребительский выбор влияют реклама, другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы, например погода.
В предыдущих рассуждениях речь шла об индивидуальном спросе, т.е. о спросе отдельного субъекта и факторах его определяющих.
Рыночный спрос определяется посредством суммирования индивидуальных характеристик спроса. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда на рынке действуют три покупателя, и составим суммарный рыночный спрос на приобретаемую ими продукцию. Числовые данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Индивидуальный и рыночный спрос
Цена единицы, дол. |
Величины спроса за декаду, тонн |
Суммарный спрос, тонн | ||
1-й покупатель |
2-й покупатель |
3-й покупатель | ||
10 9 8 7 |
10 20 30 50 |
15 25 35 55 |
5 15 25 45 |
30 60 90 150 |
Примечание. Источник [1, с.45, таблица 2.4]
Для наглядности процесса дадим его графическое изображение (рисунок 3).
Рисунок 3. График суммарного спроса (цена единицы измерения 9 долларов).
Примечание. Источник [1, с.45]
Как в таблице 2, так и
на рисунке 3 индивидуальные величины
спроса суммируются и сводятся в
рыночный спрос. Кривая рыночного спроса
также имеет отрицательный
Итак, спрос на какой-либо
товар – это желание и
Спрос зависит не только от изменения цены, а также от изменения неценовых факторов, к которым относятся: цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, доходы потребителей, сезонные изменения в спросе, ожидания покупателей и др. Изменение цены означает изменение объема спроса и движение по кривой спроса, влияние неценовых факторов выражается через сдвиг кривой спроса.
Индивидуальный спрос – это спрос отдельного субъекта. Его объем и структура предопределены различными факторами. Сумма индивидуальных спросов на товар всех потребителей на рынке этого товара отражает рыночный спрос.
2. ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СПРОСА
Степень реакции величины спроса на действие какого-либо фактора характеризует эластичность спроса. В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность.
Из закона спроса известно, чем выше цена товара, тем меньшим окажется величина предъявляемого на него спроса и, наоборот, при снижении цены объем спроса увеличивается. Но закон спроса никогда не отвечает на вопрос о том, в какой степени изменится объем спроса. А между тем любой предприниматель, прежде чем изменить цены на товары, задумается - как это скажется на объеме продаж, возрастет или уменьшится его выручка? Ответ на этот вопрос дает понятие ценовой эластичности спроса или прямой эластичности спроса по цене.
Эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает величину относительного изменение объема спроса на товар при относительном изменении его цены, т.е.
где - коэффициент эластичности спроса по цене;
- изменение объема спроса;
- изменение цены;
- первоначальный объем спроса;
- первоначальная цена.
Другими словами, коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса на товар при изменении цены этого товара на 1%.
Величина будет всегда отрицательным числом, так как любое изменение в цене вызывает противоположное изменение спроса, однако при расчетах знак минус часто опускают.
В зависимости от значения коэффициента , взятого по абсолютной величине, различают:
Информация о работе Показатели и эффекты индивидуального спроса