Показатели и эффекты индивидуального спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать показатели и эффекты индивидуального спроса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать общее представление о спросе;
- выявить показатели индивидуального спроса;
- раскрыть эффекты индивидуального спроса.

Содержание

Введение 3
1. Общее представление о спросе 4
2. Показатели индивидуального спроса 9
3. Эффекты индивидуального спроса 19
Заключение 25
Список использованных источников 28

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.docx

— 269.97 Кб (Скачать документ)

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов  изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%. В зависимости от значения коэффициента перекрестной эластичности спроса принято различать следующие виды товаров: взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые.

 

 

 

3. ЭФФЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  СПРОСА

 

 

 

Снижение цены на один из товаров набора имеет различное  воздействие:

  • появляются "свободные денежные средства", так как прежний набор можно приобрести за меньшую сумму денег; увеличивается реальный доход, возрастает покупательная способность, можно увеличить закупки товара X и У;
  • появляется соблазн больше закупать товар, который подешевел, меняя структуру потребления.

Общий эффект изменения цены, следовательно, распадается на:

  • "эффект дохода";
  • "эффект замены".


Анализ поведения потребителя при изменении цены товара осуществляется с помощью графического инструмента, в качестве которого применяются карта кривых безразличия и бюджетная линия. Как известно их пересечение характеризует равновесие потребителя (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Модель эффекта  дохода и эффекта замены. Цена на товар  уменьшается

 

Примечание. Источник [6, с. 29]

 

В соответствии с определенным доходом при ценах  и бюджетная линия имеет точку касания с кривой безразличия .

Предположим, цена на товар  уменьшается. Бюджетная линия начинает вращение вокруг точки и занимает положение . Новая бюджетная линия и новая кривая безразличия имеют новую точку касания — новый оптимум потребления.

Если раньше приобреталось  товара , то теперь ; — общий эффект снижения цены.

Определим эффект замены, когда  потребитель стремится при том  же реальном доходе закупать больше товара , когда цена снизилась. При этом степень удовлетворения потребностей остается неизменной.

Соотношение цен характеризует  угол наклона бюджетной линии. Приведем условную бюджетную линию  , параллельно , таким образом, чтобы она касалась кривой безразличия . Возникает точка , которой соответствует объем спроса на товар .

При переходе потребителя  от точки  к точке уровень реального дохода остается неизменным; объем спроса потребителя на товар связан только с изменением соотношения цен товаров и . Следовательно, — есть эффект замены.

Сравним теперь точки  и . Для данных точек потребительского оптимума характерно одинаковое соотношение цен товаров и . Увеличение объема спроса на товар в точке - это результат изменения реального дохода. Таким образом, — это эффект дохода.

Итак, общее изменение  объема спроса на некоторый товар, вызванное  изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и  представляет собой сумму эффекта  замены и эффекта дохода [6, с. 29]:

= + .                                              (5)

Мы рассмотрели наиболее общий подход к разложению изменения  цены на эффекты дохода и замещения, по Дж. Р. Хиксу. Однако для решения задачи на основе статистических данных используют подход Е. Е. Слуцкого (Рисунок 8).

 

 

Рисунок 8. Эффект дохода и  эффект замены по Слуцкому. Цена повышается


Примечание. Источник [4, с. 134]

 

Разберемся, в чем же заключается  отличие двух проиллюстрированных  подходов. Операция разложения изменения  цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу на карте безразличия осуществляется следующим образом. Изменение цены выражается в виде перемещения бюджетной линии вдоль оси, представляющей товар, на который изменилась цена. Для выделения одного эффекта замещения получаемая в результате бюджетная линия перемещается до той кривой безразличия, на которой находился потребитель до изменения цены. Таким образом, фиксируется его полезность до и после изменения цены и выделяется эффект замещения. В новом положении бюджетная линия, хотя и касается той же кривой безразличия, представляет уже другое соотношения в потреблении двух благ и изменение потребления того из них, цена которого изменилась, и представляет эффект замещения. Эффект же дохода вычисляется путем вычитания полученного эффекта замещения из общего изменения спроса. Отличие той же операции по Слуцкому заключается единственно в том, что при фиксации эффекта замещения новая бюджетная линия перемещается не на прежнюю кривую безразличия, а до точки, обеспечивающей прежнее потребление обоих благ.

Следует отметить, что эффект замены при снижении цены товара всегда величина положительная.

Что касается эффекта дохода, то при снижении цены товара он может  быть величиной отрицательной. Отсюда и классификация товаров по направлению и величине эффекта дохода при изменении цены на:

- нормальные товары;

- товары низшей категории;

- товары Гиффена.

Различие между первым и двумя последними в том, что  изменение реального дохода (эффект дохода) и спроса (эффект замены) на первый товар осуществляется в одном  направлении (рисунок 7), а в случае двух последних – в обратном. Объясняется это просто, низшие товары потребляются по причине бедности, и снижение реального дохода стимулирует спрос на них.

Однако при изменении  цены на товар низшей категории эффект замены превышает эффект дохода, поэтому  закон спроса сохраняет свою силу (рисунок 9).

 

Рисунок 9. Цена на товар низшей категории- -снизилась. Положительный эффект замены > отрицательного эффекта дохода

 

Примечание. Источник [6, с. 30]

 

При изменении цены на товар  Гиффена, наоборот, эффект дохода перекрывает эффект замены, что приводит к одинаковой направленности изменения цены и спроса (рисунок 10). Это явление получило название «парадокс Гиффена» и является единственным исключением из закона спроса.

 


Рисунок 10. Цена на товар Гиффена - -снизилась. Отрицательный эффект дохода > положительного эффекта замены

 

Примечание. Источник [6, с. 31]

 

Товар Гиффена – это обязательно товар низшей категории, а товар низшей категории не обязательно является товаром Гиффена: для этого эффект дохода должен не только иметь «неправильный» знак, он должен еще быть достаточно велик, чтобы превысить «правильный» знак эффекта замещения. Отметим, что на практике крайне сложно обнаружить такой товар, так как сказывается воздействие других факторов, например, инфляционных ожиданий.

Таким образом, общее изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой сумму эффекта замены и эффекта дохода. Принято говорить о разложении изменения цены на эффекты дохода и замены по Слуцкому и по Хиксу, при этом подход первого рассматривается как более подходящий для решения задачи на основе статистических данных, тогда как подход последнего считается более общим. Таким образом, на основе порядковой теории полезности был выведен и объяснен закон спроса.

По направлению и величине эффекта дохода при изменении  цены товара выделяют нормальные товары, товары низшей категории и товары Гиффена. Различие между первым и двумя последними заключается в том, что изменение реального дохода и спроса на первый товар осуществляется в одном направлении, а в случае двух последних – в обратном. При изменении цены на товар низшей категории эффект замены превышает эффект дохода, поэтому закон спроса сохраняет свою силу. В случае товара Гиффена эффект дохода перекрывает эффект замещения, что приводит к положительной зависимости между изменением цены и спроса – закон спроса не действует.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

1. Спрос на какой-либо  товар – это желание и возможность  потребителей купить определенное  количество этого товара по  определенной цене в определенный  период времени. Обратная зависимость  между объемом спрос на товар  и его ценой получала название  закона спроса. Однако данный  закон не носит абсолютного  характера, и имеет исключения.

Спрос зависит не только от изменения цены, а также от изменения неценовых факторов, к  которым относятся: цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, доходы потребителей, сезонные изменения в спросе, ожидания покупателей и др. Изменение цены означает изменение объема спроса и движение по кривой спроса, влияние неценовых факторов выражается через сдвиг кривой спроса.

Индивидуальный спрос  – это спрос отдельного субъекта. Его объем и структура предопределены различными факторами. Сумма индивидуальных спросов на товар всех потребителей на рынке этого товара отражает рыночный спрос.

2. Степень реакции величины  спроса на действие какого-либо  фактора характеризует эластичность  спроса. В зависимости от вида  фактора, воздействующего на спрос,  различают эластичность спроса  по цене, эластичность спроса  по доходу, а также перекрестную  эластичность. Эластичность спроса  можно определить с помощью  коэффициента эластичности, а эластичность  спроса по цене - и при помощи  анализа изменения выручки продавца  от продажи после изменения  цены товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов  изменится объём спроса на товар  при изменении цены этого товара на 1%. В зависимости от значения этого  коэффициента различают: эластичный спрос, неэластичный спрос, спрос единичной эластичности, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов  изменится спрос на товар при  изменении дохода потребителей на 1 %. Значение эластичности спроса по доходу тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низкого  качества.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов  изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%. В зависимости от значения коэффициента перекрестной эластичности спроса принято различать следующие виды товаров: взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые.

3. Общее изменение объема  спроса на некоторый товар,  вызванное изменением цены этого  товара, называется общим эффектом  изменения цены и представляет  собой сумму эффекта замены  и эффекта дохода. Принято говорить о разложении изменения цены на эффекты дохода и замены по Слуцкому и по Хиксу, при этом подход первого рассматривается как более подходящий для решения задачи на основе статистических данных, тогда как подход последнего считается более общим.

По направлению и величине эффекта дохода при изменении  цены товара выделяют нормальные товары, товары низшей категории и товары Гиффена. Различие между первым и двумя последними заключается в том, что изменение реального дохода и спроса на первый товар осуществляется в одном направлении, а в случае двух последних – в обратном. При изменении цены на товар низшей категории эффект замены превышает эффект дохода, поэтому закон спроса сохраняет свою силу. В случае товара Гиффена эффект дохода перекрывает эффект замещения, что приводит к положительной зависимости между изменением цены и спроса – закон спроса не действует.

В процессе написания курсовой работы у её автора возникли предложения по рационализации ценовой политики продавцов и производителей:

1. Ранее было сказано,  что покупатели охотнее приобретают  большее количество товаров по  низким ценам (закон спроса). Следовательно,  продавцам необходимо проводить  политику рационализации - в случае  скопления большой массы товарных  ценностей целесообразно организовывать  их «распродажу» по более низким  ценам (что, пожалуй, многие  и практикуют).

2. Рационализация ценовой  политики также связана с действием  закона убывающей предельной  полезности. Сущность его состоит  в том, что человек наибольшее  удовлетворение получает от первой  покупки, а каждая последующая  приносит ему меньший потребительский  и нравственный эффект, поэтому  стимул к очередным приобретениям  такого товара возникает только  при снижении цен на данный  продукт.

  1. Продавцам продукции и производителям новых видов товарных изделий следует учитывать ситуацию, при которой покупатели склонны приобретать более дешевый продукт, следствием чего у них возникает эффект дохода, т.е. аккумулирование своеобразных свободных денежных ресурсов, на которые могут быть приобретены другие материальные блага или продукты. Кроме этого, на рынке и в сознании покупателя формируется эффект замещения, выражающийся в том, что люди взамен нужных им, но в данное время дорогих продуктов, начинают приобретать более дешевые заменители, даже если они в какой-то мере и не совсем соответствуют их потребительским вкусам. Производители должны четко представлять себе эту поведенческую концепцию и в соответствии с ней вести производство, т.е. производить то, что может заменять имеющийся на рынке продукт или создавать конкурентоспособные изделия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Информация о работе Показатели и эффекты индивидуального спроса