Политика содействия конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание

Основной принцип конкуренции - свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции
1.2. Классификация методов недобросовестной конкуренции
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции
2.1. Демпинг
2.2. Недобросовестная реклама
2.3. Формальный и неформальный сговор
2.4 Промышленный шпионаж
Глава 3. Политика содействия конкуренции
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти
3.2 Конкурентная политика государства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение 

Глава 1. Теоретические  вопросы недобросовестной конкуренции 

1.1. Понятие и  сущность недобросовестной конкуренции 

1.2. Классификация  методов недобросовестной конкуренции 

Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции 

2.1. Демпинг 

2.2. Недобросовестная  реклама 

2.3. Формальный  и неформальный сговор 

2.4 Промышленный  шпионаж 

Глава 3. Политика содействия конкуренции 

3.1 Ограничение  конкуренции федеральными органами  власти 

3.2 Конкурентная  политика государства 

Заключение 

Список литературы 

Введение 
 

Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество  между участниками рыночной экономики  за лучшие условия производства, купли-продажи  товаров. Конкуренция - основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. 

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. 

Априори подразумевается, что конкурентная борьба протекает  в условиях, когда ни один из участников рынка не применяет методов конкуренции  неэтичного или преступного характера, а использует легальную ценовую конкуренцию, конкуренцию качества товаров, рекламу, упаковку, дизайн товара. 

Однако в мире реального бизнеса конкурировать  больше соответствует понятию уничтожить конкурента любой ценой. Конкуренция - это жестокая борьба. 

Статья Конституции Российской Федерации гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». п.2 ст.34 Конституции Российской Федерации 

Собственно термин «недобросовестная конкуренция» впервые  появился во Франции в середине ХIХ века, а впоследствии в различных интерпретациях (теневая, нелегальная, тотальная конкуренция) получил распространение в других странах, оформившись в экономико-правовую категорию. 

Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества. 

Вместе с развитием  экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными. 

Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее  время. 

Особенно благодатная  почва для применения методов  недобросовестной конкуренции сложилась  в 1990-х годах в переходной экономике России, когда в отсутствии надежной правовой базы в виде законодательства о защите конкуренции многие экономические субъекты беспрепятственно извлекали монопольные сверхприбыли, ущемляя при этом права потребителей и проводя конкурентную борьбу просто преступными методами. 

Основной принцип  конкуренции - свободная и законная деятельность между товаропроизводителями  на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких  или монопольно низких цен, сговор о  разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция. 

Подводя итог всему  вышесказанному можно заключить, что  под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. 

Глава 1. Теоретические  вопросы недобросовестной конкуренции 
 

1.1 Понятие и  сущность недобросовестной конкуренции 
 

Для того чтобы  более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой  конкуренции, т.к. конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями. 

Термин “конкуренция”  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция  определяется следующим образом. 

“Конкуренция -- ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. --М.: “Проспект”, 1998. -- с.16. 

Толкование понятия  конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. 

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали  конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей. 

Наряду с поведенческой  трактовкой начиная с конца ХIХ  века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. 

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае -- об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998. -- С. 40. 

Такое понимание  конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия. 

Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость  в четком разграничении понятий  “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка. 

Кроме поведенческой  и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”. 

Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей  теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели -- организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя -- осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию. 

Другой австрийский  экономист и политический философ -- Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию  еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю  важно, ориентируясь на повышение или  понижение цен на ресурсы и  производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что недобросовестная конкуренция вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений. 

1.2 Классификация методов недобросовестной конкуренции 
 

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется  возможность каким-либо образом  прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.  

Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие  формы недобросовестной конкуренции: 

- распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 

- введение в  заблуждение в отношении характера,  способа и места производства, потребительских свойств, качества  и количества товара или в  отношении его производителей; 

- некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами; 

- продажа, обмен  или иное введение в оборот  товара, если при этом незаконно  использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; 

- незаконное  получение, использование, разглашение  информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. ФЗ «О защите конкуренции», №135-ФЗ от 26.07.2006 

 Статья 10.bis Конвенции  по охране промышленной собственности  актом недобросовестной конкуренции  считает всякий акт конкуренции,  противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых делах, и запрещает: 

Информация о работе Политика содействия конкуренции