Политика содействия конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание

Основной принцип конкуренции - свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции
1.2. Классификация методов недобросовестной конкуренции
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции
2.1. Демпинг
2.2. Недобросовестная реклама
2.3. Формальный и неформальный сговор
2.4 Промышленный шпионаж
Глава 3. Политика содействия конкуренции
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти
3.2 Конкурентная политика государства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Формальный и  неформальный сговор направлен на то, чтобы часть неупорядоченно функционирующих  элементов рынка подчинить общей  воле, согласовать и организовать их действия, и, таким образом, противопоставить организованную систему свободно функционирующему рынку. Итогом подобных действий является искаженное ценообразование, ограничение потребительского выбора и свободы принятия решений субъектами рынка; сами же такие действия в некоторых странах получили наименование ограничительной хозяйственной практики. 

Проблема сговора  встала особенно остро к концу XIX - началу XX века. Проблема сговора и  подавления конкуренции была настолько  злободневна, что стала использоваться в политической борьбе. В частности, В.И.Ленин подготовил в 1916 году работу «Империализм, как высшая стадия капитализма». Ленин В.И.Империализм, как высшая стадия капитализма, с.321 

При анализе  форм соглашений в целях недобросовестной конкуренции удобно применять понятие  формального и неформального сговора. Под формальным сговором понимается организационно-правовая и договорная практика, закрепленная юридически соответствующими документами; неформальный сговор правового обеспечения в документарной форме не имеет и осуществляется по преимуществу на основе тайного соглашения. 

Стабильными коммерческими  структурами являются организационные  формы совместной или скоординированной  деятельности, основанные на системе  экономического подчинения акционерных  обществ или хозяйственных товариществ. Согласованная деятельность в таких структурах достигается за счет финансового участия в одних фирм другими, то есть за счет принудительного поглощения конкурирующих фирм. Итогом создания холдингов любых типов является возрастание монополизации рынка. 

Особенности акционерной формы собственности таковы, что дают возможность малым капиталам контролировать значительные активы. Компания, которая осуществляет управление и контроль над своими дочерними предприятиями с помощью контрольных пакетов акций, называются холдинговой компанией. Структура иерархического холдинга строится по следующему принципу: учреждается акционерное общество с уставным капиталом, например в 100 тысяч рублей. Контролировать такую корпорацию можно 51 тысячами, т.е. контрольным пакетом акций в 51%. Эта сумма в 51 тысячу входит в уставный капитал вышестоящей холдинговой компании, а акции на сумму 49 тысяч продаются всем желающим. Вновь созданную корпорацию с уставным капиталом в 51 тысячу можно контролировать 26 тысячами и т.д. Таким образом создается многоступенчатая система корпораций, которая позволяет холдинговой компании осуществлять руководство своими дочерними предприятиями через промежуточные акционерные общества при помощи контрольных пакетов акций. Галкин В.Н. Недобросовестная конкуренция. Воронеж, с.36-38 

Подобная схема  холдинга позволяет небольшими капиталами управлять значительными активами, например многими компаниями одной  отрасли. И хотя юридически компании, входящие в холдинговую структуру, не утрачивают коммерческой самостоятельности, не практике в принятии решений они ограничены. 

 Структура  холдинга может также применяться  с целью диверсификации, то есть  расширения сфер деятельности  корпорации для снижения риска  падения доходности от какого-либо  вида деятельности на отдельном  рынке, а также в целях минимизации налогов. 

 Холдинг - один из основных инструментов  подрыва конкуренции и обеспечения  доминирующего положения на рынке.  Учитывая это, вопросы их образования,  или, напротив, разукрупнения, решаются  во многих странах в индивидуальном порядке. 

Все перечисленные  выше способы координации действий и образования монополистических  объединений, опирающихся на заключаемые  формальные и неформальные соглашения и договоры, получили в наименование коллективной антиконкурентной практики. 

2.4 Промышленный шпионаж 
 

Чрезвычайно эффективным  средством в конкурентной борьбе является постоянное слежение за конкурентами, их новейшими изобретениями, опытно-конструкторскими разработками, применяемыми технологиями 

Основными объектами  внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества. 

С развитием  промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. 

Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме. 

Недостатки своей  продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется. www/businesspravo.ru 

Важность коммерческой информации для хозяйственной деятельности осознавалась во все времена и  у всех народов, что и предопределило возникновение цело отрасли нелегального сбора информации методами недобросовестной конкуренции - промышленного шпионажа. 

 Промышленный  шпионаж - один из древнейших  методов недобросовестной конкуренции.  Первые упоминания о промышленном  шпионаже можно найти в анналах  истории, относящихся к самым  ранним периодам становления  человеческой цивилизации. В истории сохранилось немало фактов промышленного шпионажа. Так, долгое время европейцам не удавалось проникнуть в секреты технологии производства китайского фарфора и только в начале XVIII века на китайскую императорскую торговую мануфактуру проник французский монах-иезуит. Ему удалось изучить технологию производства фарфора из каолина и, обманув местную охрану, выкрасть и переправить в Европу образцы сырья. С помощью химического анализа французам удалось раскрыть состав этого материала. Англичане, в свою очередь, похитили секреты французского производства с помощью своего агента Бриана. Благодаря промышленному шпионажу Англия и Франция намного обогнали Германию, которая самостоятельно раскрыла секреты производства фарфора. Гасанов Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986, с.9 

уществуют различные  способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются  сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д. 

Основными законными  путями сбора информации о конкурентах  являются: публикации конкурентов и  отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др. 

Ввиду ограниченности легальных способов добывания необходимой информации, субъекты рынка в жесткой конкурентной борьбе часто используют методы недобросовестной конкуренции. В арсенале способов промышленного шпионажа наибольшее распространение получили: 

- похищение промышленных  образцов, чертежей, и документации  на изобретение ноу-хау; 

- прослушивание  разговоров и корреспонденции  конкурентов; 

- приглашение  на работу сотрудников конкурирующих  фирм, располагающих конфиденциальной  информацией; 

- подкуп сотрудников; 

- ложные предложения  работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу; 

- использование  в конкурентной борьбе профессиональных  агентов сыскных служб. 

 Также могут  быть реализованы следующие способы: 

- тайное наблюдение  за интересующим специалистом, отделом,  лаборатории 

- внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента 

- шантаж и  другие способы давления 

- получение информации  от источников в государственных  структурах  

- сбор информации  через зарубежные филиалы и через общих поставщиков 

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа для  фирм является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента. 

Глава 3. Политика содействия конкуренции 
 

3.1 граничение  конкуренции органами власти 
 

Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим  субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей  деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной). 

Индивидуальные  антиконкурентные проявления в деятельности органов власти, иных организаций  выражаются в принятии актов и (или) совершении действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. 

Статьей 7 Закона о конкуренции установлен примерный  перечень антиконкурентных актов (действий) органов власти, иных организаций. Направленность актов (действий) подобного рода различна и может быть связана с введением ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установлением незаконных требований к процессу осуществления предпринимательской деятельности, необоснованным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Такие акты (действия) органов власти, иных организаций являются неправомерными и признаются недействительными по решению суда. Исключение составляют согласованные с антимонопольным органом решения о предоставлении льгот преимуществ хозяйствующим субъектам. 

Закон о конкуренции  запрещает также наделять органы власти, иные организации полномочиями, осуществление которых имеет  либо может иметь своим результатом  ограничение конкуренции. 

Кроме того, установлен запрет на совмещение функций органов  власти, иных организаций с функциями хозяйствующих субъектов, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 

Коллективные  формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. 

Примерный перечень таких соглашений установлен ст.8 Закона о конкуренции. В частности, они  приводят или могут привести к  повышению, снижению или поддержанию  цен (тарифов), разделу рынка по различным основаниям, ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Соглашения подобного рода не соответствуют нормам антимонопольного законодательства и признаются недействительными по решению суда. 

При наличии  признаков нарушения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные управления) возбуждают дела, по результатам рассмотрения которых принимают решения и выдают предписания. Предписания адресованы хозяйствующим субъектам или органам власти, иным организациям обязательны для исполнения. 

Государственный антимонопольный контроль за экономической  концентрацией является одной из разновидностей государственного контроля, осуществляемого в отношении  субъектов предпринимательской деятельности. 

Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения  конкуренции на товарном рынке, в  том числе в результате возникновения  или усиления доминирующего положения  хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов. 

Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный  контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий  в основном является экономический  критерий, т. е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании «…комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке». 

Информация о работе Политика содействия конкуренции