Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
1.Понятие
малого бизнеса и его
1.1 Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории
малых и средних предприятий
относятся юридически самостоятельные
компании с числом занятых до 300 человек
или объемом основного капитала
до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей
промышленности, строительстве, транспорте,
связи, в коммунальном хозяйстве; до
100 человек (или до 30 млн. иен капитала)
в оптовой торговле и до 50 человек
(или 10 млн. иен капитала) в розничной
торговле и сфере услуг. Мелкие и
средние компании составляют более
99% общего их числа и на них трудится
свыше 80% всех занятых. В нашей стране,
согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному
закону. О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Видимо универсальных
критериев выделения малых
1.2 Понятие малого предприятия и малого бизнесса.
Малые предприятия
— это не организационно-правовая
форма, термин «малое» характеризует
лишь размер предприятия, а критериями
отнесения предприятия к малым
являются численность работающих и
доля государственной, муниципальной
собственности и собственности
общественных объединений в уставном
капитале этих предприятий, которая
должна составлять не более 25%. Численность
работающих на малом предприятии
определяется по среднесписочной численности
основного производственного
1.3 Исторические
аспекты развития малого
У малого предпринимательства новой России не слишком счастливая судьба, хотя за последние полтора десятилетия было принято немало решений, направленных на его поддержку и развитие. Для малых предприятий в производстве ВВП, по оценки Росстата, в 2000 г. Составляла 8,7%, удельный вес работающих на них в общей численности занятого населения – 12 %. Как известно, это на порядок ниже, чем в европейских странах и США. Пытаясь ответить на вопрос. Почему развитие отечественного малого предпринимательства буксует, стоит наряду с другими подходами применить и исторический.
Прообразом современного
предпринимательства можно
Прорубая «окно в Европу» руками русских мужиков, Петр зазывал в страну заморских мастеров на выгодных условиях, а свих посылал в соседние государства на выучку. Торгово-промышленную политику проводил жестоко: императорскими указами предписывалось строительство новых фабрик, образование компаний с назначением пайщиков. Даже петровская приватизация – передаче казенных фабрик в частые руки – проходила в приказном порядке. Так, в 1712 г. велено было казной завести суконные фабрики и отдать торговым людям, собрав компанию, «а буде волею не похотят, хотя в неволю».
Известнейшей династией
предпринимателей была семья Демидовых
(ее родоначальник Никита Антуфьев-Демидов
родился в 1656 г.). Весь пореформенный
период их нижнетагильское хозяйство
было самым крупным среди
Крепостное право
крайне негативно сказывалось на
развитие предпринимательства вообще
и малого в особенности. Новые
возможности для
Немалую роль в развитии
российской промышленности сыграл иностранный
капитал, который устремлялся главным
образом в крупное
С отменой крепостной
зависимости стали
Революция 1917 г. привела
к ликвидации рыночных отношений. Были
национализированы все крупные
заводы и фабрики, экспроприированы
средства производства и имущество
всех частных предпринимателей. Всплеск
предпринимательской
«Частники» сохранились,
можно сказать, лишь в рудиментарной
форме. Это были портные (и портнихи),
которые шили «на дому» по индивидуальным
заказам, сапожники, ремонтировавшие
или изготавливающие
Возрождение отечественного малого бизнеса началось с середины 80-х годов.
Для первого его
этапа (1985-1987гг.) характерны появления
центров научно-технического творчества,
временных творческих коллективов,
распространение бригадных
В 1987-1988 гг. сфера
функционирования малого бизнеса расширяется,
увеличивается число
1989-1990 гг. связаны
с принятием законодательных
актов , направленных на поддержку
малых предприятий. Началась
В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В начале 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
1991- год начала
системных рыночных
Уловив неудовлетворенный
спрос на потребительские товары,
малые предприниматели
К 1995 г. возможности
сверхприбыльной торгово-
Чем это можно
объяснить? Представляется, что развитие
любой формы
По состоянию на 1 сентября 2004 года – 946тыс ( в Москве)1 . в России насчитывалось МП ( 2002 г. – 834;1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.- 868; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3 ). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млдр.руб; численность занятых
6483,5 тыс. человек.
Как видим, в течение
Вместе с тем в промышленности наблюдается абсолютное и относительное снижение числа МП (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 16,4 до 14,5%). Те же процессы наблюдаются в науке и научном обслуживании (уменьшение числа МП с 46,7 до 28,5 тыс., или 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (соответственно с 10,8 до 5,6 тыс., или 1,3 до 0,7%)
Государством предприняты определенные шаги по созданию нормативно-правовой базы. Утверждены федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в этой сфере. Усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Тем не менее, чтобы ситуация в малом бизнесе изменилась к лучшему, требуются дополнительные меры. Речь идет о всем известных вещах – о совершенствовании и, главное, исполнении законодательства о малом бизнесе, о снижении налогового бремени, о ликвидации бюрократических и коррупционных барьеров. К сожалению, недостатки государственной политики по этим направлениям стали хроническими, и они не только сдерживают развитие малого бизнеса, но и вынуждают предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.
Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты