Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.45 Кб (Скачать документ)

1.Понятие  малого бизнеса и его исторические  аспекты

1.1 Критерии  выделения малых предприятий

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.

Например, во Франции  очень малыми предприятиями считаются  производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия  составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории  малых и средних предприятий  относятся юридически самостоятельные  компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной  торговле и сфере услуг. Мелкие и  средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону. О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися  субъектами малого предпринимательства  не превышает 25% и в которых численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней: в  промышленности, строительстве и  на транспорте 100 человек; в оптовой  торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении  других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий  по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев  также, очевидно.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия  нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

1.2 Понятие малого предприятия и малого бизнесса.

Малые предприятия  — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует  лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым  являются численность работающих и  доля государственной, муниципальной  собственности и собственности  общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая  должна составлять не более 25%. Численность  работающих на малом предприятии  определяется по среднесписочной численности  основного производственного персонала  и сотрудников, работающих по договорам  и совместительству. К малому бизнесу  относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек: в промышленности, транспорте и строительстве - до 100 человек , в науке и научном обслуживании, и сельском хозяйстве - до 60 человек, в оптовой торговле – до 50, в  розничном и бытовом обслуживании – 30,50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек  — в непроизводственной сфере.

1.3 Исторические  аспекты развития малого бизнеса.

У малого предпринимательства  новой России не слишком счастливая судьба, хотя за последние полтора  десятилетия было принято немало решений, направленных на его поддержку  и развитие. Для малых предприятий  в производстве ВВП, по оценки Росстата, в 2000 г. Составляла 8,7%, удельный вес  работающих на них в общей численности  занятого населения – 12 %. Как известно, это на порядок ниже, чем в европейских  странах и США. Пытаясь ответить на вопрос. Почему развитие отечественного малого предпринимательства буксует, стоит наряду с другими подходами  применить и исторический.

Прообразом современного предпринимательства можно считать  торговлю и промыслы, процветавшие в Киевской Руси. Наибольшую поддержку  торговцы и купцы стали получать в годы правления Петра 1, когда  по всей стране создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.

Прорубая «окно  в Европу» руками русских мужиков, Петр зазывал в страну заморских  мастеров на выгодных условиях, а свих посылал в соседние государства  на выучку. Торгово-промышленную политику проводил жестоко: императорскими указами  предписывалось строительство новых  фабрик, образование компаний с назначением  пайщиков. Даже петровская приватизация – передаче казенных фабрик в частые руки – проходила в приказном  порядке. Так, в 1712 г. велено было казной завести суконные фабрики и отдать торговым людям, собрав компанию, «а буде волею не похотят, хотя в неволю».

Известнейшей династией  предпринимателей была семья Демидовых (ее родоначальник Никита Антуфьев-Демидов  родился в 1656 г.). Весь пореформенный  период их нижнетагильское хозяйство  было самым крупным среди горнозаводских округов Урала. Род Демидовых 215 лет  владел уральскими заводами (1702-1917). Династия пользовалась большой известностью благодаря выдающимся заслугам в  развитии отечественной горнозаводской промышленности, огромным богатствам и общественной благотворительностью.

Крепостное право  крайне негативно сказывалось на развитие предпринимательства вообще и малого в особенности. Новые  возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. В 1895г. в горном округе Демидовых работало около 17 тысяч человек. Тагильский завод  производил 1 млн. 157 тыс. пудов чугуна, около 600 тыс.пудов стали и железа ежегодно. Беспощадная эксплуатация людей и низкая оплата труда позволяли  Демидовым выдерживать конкуренцию, наращивая производство рельсов  и рельсовых креплений, столь  необходимых в строительстве  железных дорог, которое началось в  конце XIX в.

Немалую роль в развитии российской промышленности сыграл иностранный  капитал, который устремлялся главным  образом в крупное производство.

С отменой крепостной зависимости стали формироваться  рынок рабочей силы, акционерно-паевое предпринимательство, банковская система, частные акционерные банки (коммерческие, земельные и др.). характерно, что  к началу XX в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось  на акционерных, паевых и других предприятиях, то есть преобладали коллективные формы  предпринимательской деятельности. Тенденция к монополизации производства способствовала образованию крупнейших компаний – «Продмет», «Продвагон», «Продуголь». Высокие доходы приносили  капиталовложения в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Малое  предпринимательство развивалось  без особых взлетов и падений, то есть естественно.

Революция 1917 г. привела  к ликвидации рыночных отношений. Были национализированы все крупные  заводы и фабрики, экспроприированы средства производства и имущество  всех частных предпринимателей. Всплеск  предпринимательской активности, связанный  с нэпом, был очень недолгим – 1921-1926 гг.

«Частники» сохранились, можно сказать, лишь в рудиментарной  форме. Это были портные (и портнихи), которые шили «на дому» по индивидуальным заказам, сапожники, ремонтировавшие  или изготавливающие нестандартную  обувь и т.п. В любом случае, они работали полулегально, скрывая  свои занятия от соседей и налоговых  инспекторов. Скрытно действовали  и перекупщики дефицитных товаров, которых называли спекулянтами и  фарцовщиками: оживление в этой сфере  началось в 60-х годах. Кстати, именно из числа этих «теневиков» (снабжавших рядовых покупателей джинсами, кроссовками  и т.п.) вышли первые крупные российские предприниматели «нового времени». И хотя такие формы бизнеса  в ССр не поощрялись, они существовали. Безусловно. 70 лет запретительской  политики в отношении предпринимательства  не могли не сказаться на накоплении хозяйственных навыков, на социально-психологическом  настрое населения. При том что  на Западе оно развивалось поступательно  на протяжении веков…

Возрождение отечественного малого бизнеса началось с середины 80-х годов.

Для первого его  этапа (1985-1987гг.) характерны появления  центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов, распространение бригадных подрядов. Вместе с тем в это «движение» было вовлечено относительно малое  количество участников, оно носило экспериментальный характер.

В 1987-1988 гг. сфера  функционирования малого бизнеса расширяется, увеличивается число участвующих  в нем. Этот период обычно называют этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором процесса накопления и перераспределения  капиталов, позволил многим людям обрести  начальные знания и навыки предпринимательства.

1989-1990 гг. связаны  с принятием законодательных  актов , направленных на поддержку  малых предприятий. Началась подготовка  к проведению так называемой  малой приватизации. В октябре  1990 был принят Закон « О собственности  в РФСФР», в декабря 1990 г. –  Закон «О предприятиях и предпринимательской  деятельности». Частная собственность  и предпринимательская деятельность  были восстановлены в своих  правах, что облегчало создание  и развитее акционерных обществ,  товариществ и других форм  хозяйственно-коммерческой деятельности.

В начале 1990 г. предприятия  малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных  предприятий-учредителей. В начале 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

1991- год начала  системных рыночных преобразований, характеризовался самым высокими  с середины 80-х годов темпами  роста числа МП ( в 2,1 раза) и  количества занятых на них.  Происходило становление нормальной  конкурентной среды, малые предприятия  боролись за выживание, повышая  качество своих продуктов, расширяя  спектр предлагаемых товаров  и услуг и т.д. Радикально  изменилось отношение государства  к развитию предпринимательства. 1993-1994 гг. – период широкомасштабной  приватизации и развития всех  видов предпринимательства, появления  множества собственников и интенсивного  проникновения малого бизнеса  в сферу торговли, услуг, общественного  питания и др.

Уловив неудовлетворенный  спрос на потребительские товары, малые предприниматели расширяли  ввоз импорта. Изделия не были качественными, но у российского общества, обслуживая как небогатых массовых потребителей, так и высокообеспеченных граждан. Наряду с торговыми палатками  стали возникать элитные бутики, владельцы которых нередко начинали с «челночества».

К 1995 г. возможности  сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически  исчерпанными, поэтому многие из МП либо прекратили существование, либо диверсифицировались. Обозначился очередной этап качественных изменений в структуре малого бизнеса. К сожалению, он сопровождался  резким замедлением темпов роста (около 1%) числа МП и занятых в них.

Чем это можно  объяснить? Представляется, что развитие любой формы предпринимательства  зависит от двух условий : экономическая  ситуация (в стране, регионах) и способности  конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В  силу масштабов деятельности малый  бизнес гораздо более чувствителен к этим условиям, нежели крупный: у  него меньше средств для маневра  в случае рискованных ситуаций. И  потому для него так важна государственная  поддержки. А ее все еще недостаточно.

По состоянию  на 1 сентября 2004 года – 946тыс ( в Москве). в России насчитывалось МП ( 2002 г. – 834;1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.- 868; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3 ). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млдр.руб; численность занятых

6483,5 тыс. человек.  Как видим, в течение нескольких  лет количество МП немного  возросло, но затем вернулось  к уровню 1997 г. Абсолютное и  относительное увеличение произошло  лишь в торговле в общественном  питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7 до 46%)

Вместе с тем  в промышленности наблюдается абсолютное и относительное снижение числа  МП (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 16,4 до 14,5%). Те же процессы наблюдаются в науке  и научном обслуживании (уменьшение числа МП с 46,7 до 28,5 тыс., или 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования  и пенсионного обеспечения (соответственно с 10,8 до 5,6 тыс., или 1,3 до 0,7%)

Государством предприняты  определенные шаги по созданию нормативно-правовой базы. Утверждены федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и  международные контакты в этой сфере. Усилена координация действий федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, общественных организаций и объединений  предпринимателей.

Тем не менее, чтобы  ситуация в малом бизнесе изменилась к лучшему, требуются дополнительные меры. Речь идет о всем известных  вещах – о совершенствовании  и, главное, исполнении законодательства о малом бизнесе, о снижении налогового бремени, о ликвидации бюрократических  и коррупционных барьеров. К сожалению, недостатки государственной политики по этим направлениям стали хроническими, и они не только сдерживают развитие малого бизнеса, но и вынуждают предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.

Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты