Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
В своей промышленной политики государство, уделяя основное внимание созданию крупных корпораций, не должно забывать об огромных еще неиспользованных возможностях российского малого бизнеса, о его способности создавать и поддерживать конкурентную среды, необходимую для истинного предпринимательства. Преобладание в экономике монопольных структур мешает этому.
2. Особенности малых предприятий
2.1 Виды малых предприятий
Те, кто впервые
сталкивается с малыми предприятиями,
обычно допускают типичную ошибку:
считают малые предприятия
В этой связи становится
очевидным, для малых предприятий
не существует какой-то универсальной,
общей для всех их видов системы
ценообразования, материально-технического
снабжения, оплаты труда, управления и
т.д. Все эти системы
Бытует и еще
одно широко распространенное заблуждение,
будто бы вид малого предприятия
предопределяется тем, какая организация
является его учредителем. Безусловной
связи здесь нет. Малые предприятия
могут создаваться гражданами, членами
семьи и совместно с другими
лицами, государственными, арендными,
совместными предприятиями, общественными
организациями и т.д. Кроме того,
малые предприятия могут
Если учредителем
малого предприятия является государственная
организация, то это отнюдь не означает,
что новое образование будет
именно малым государственным
2.2 Сфера
деятельности малых
Малые предприятия,
как правило, появляются при необходимости
изготовления небольших партий продукции
с постоянно обновляемой
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.
Малые предприятия
интенсивного направления призваны
давать мощный импульс развитию крупных
предприятий, именно здесь закладывается
основа глобальных структурных изменений.
Поощрение малых инновационных
предприятий в приоритетной сфере,
целенаправленно избранной
Эту доводку крупных преобразований призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.
Каждое крупное
структурное изменение в
Важно учитывать, что
малые предприятия занимают традиционную
только для них сферу деятельности,
в которую крупные предприятия
редко вмешиваются. Это производства
с применением ручного труда,
к которым относятся
Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.
Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их товарными запасами. Трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.
Совсем другая ситуация
в странах, где налажены устойчивые
связи крупного и малого бизнеса.
Часто приводят наглядный пример
автомобильной промышленности Германии,
не менее крупных японских концернов,
которые имеют развитую сеть субподрядчиков,
куда входят малые и мельчайшие предприятия
сотни и тысячи таких предприятий.
Вот это все создает, с одной
стороны, стыковку малого и крупного
бизнеса, формирует у малого предприятия
уверенность в том, что его
продукция, его ноу-хау будут
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество
это прошло в два этапа. Первый
этап это период поздней перестройки,
период так называемой приватизации,
когда малые предприятия
Второй период это
уже период приватизации, когда малые
предприятия создавались на ряде
крупных предприятий путем
Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.
Чаще малые предприятия,
оставаясь на орбите крупного, вместе
с ним медленно агонизируют. Все
это сформировало негативное или
выжидательное отношение к
Здесь нужно иметь
в виду ряда обстоятельств. Во-первых,
низкая конкурентоспособность среды
приводит к тому, что если транспортный
или ремонтный цех выделятся
в отдельное предприятие, оно
становится фактически монополистом на
инфернальном рынке и несколько
месяцев спустя материнское предприятие
начинает получать от малого такие
прейскуранты, от которых разводят
руками. И ничего не поделаешь других
фирм, которым можно передать заказы,
в регионе попросту нет. Обжегшись
на таких случаях, крупное предприятие
стремится сохранить такие цены
внутри своей структуры, применяя при
регулировании потоков и
Выяснилось, что
и малые предприятия не в восторге
от сотрудничества. Во-первых, все отмечают
забюрократизированность самого процесса
принятия решения на крупных предприятиях.
Во-вторых, формирование таких устойчивых
корпорационных связей по этой цепочке
передает на экономику малого предприятия
воздействие неблагоприятного финансового
положения крупного предприятия. Например,
когда крупное предприятие
Стимулировать кооперацию
можно только путем разумной промышленной
политики и стимулирования развития
малого предпринимательства самого
по себе. Будет здоровый малый бизнес,
поднимется немного крупная
2.3 Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России
как самостоятельное социально-
В соответствии с
законом РСФСР О конкуренции
и ограничении
А в июне 1995 г. был
принят федеральный закон О
Указом Президента
РФ в июне 1995 г. был образован Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая
Федеральная программа
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
Основным нормативным актом Российской Федерации, регулирующим малое предпринимательство, является Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". 2
20 июня 2006 года было
разработано и принято
Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты