Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.45 Кб (Скачать документ)

2.4 Значение  малого бизнеса в рыночной  экономике

Малый бизнес в демонстрирует  высокую проникающую способность, функционирования в городе и на селе, в промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и других отраслях экономики. Многие малые предприятия  смягчают агрессивность рыночной среды, принимают на себя рыночные риски, обеспечивая  тем самым рыночный симбиоз и  согласованную деятельность рыночных структур различного масштаба.

Малое предпринимательство  является своего рода «цементом», формирующим  рыночное пространство. Крупные компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции, действуют обычно в рамках одного или нескольких взаимосвязанных  секторов рынка. Межсекторное пространство заполняется малыми структурами, которые  могут мобильно концентрировать  ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. Поэтому их можно считать  связующим звеном различных секторов рынка.

Поэтому значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень  велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике  функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый  бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального  продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный вклад  вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей  высокомонополизированной экономики  имеет первостепенное значение.

Нельзя также  забывать, что малые предприятия  оказывают меньше воздействие и  на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва  по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс  конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его  развитие существенным фактором и составной  частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее  разобраться и понять необходимость  малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США  проблемами малого бизнеса заняты два  комитета. Во главе стоит Администрация  по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения  по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка  малого бизнеса на государственном  уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые  в условиях рыночной экономики без  помощи государства развиваться  не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой  политики заключается в поэтапном  уменьшении предельных ставок налогов  и снижении прогрессивности налогообложения  при достаточно узкой налоговой  базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов  налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует  максимальная ставка - 34 процента.

Малые предприятия  выполняют в капиталистической  экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов  и деталей, а крупные предприятия  ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия  и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в  Японии способны завершить опытное  производство в течении недели, в  то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные  рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся  продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В общем, стоит еще  раз отметить, что в развитых странах  именно малому бизнесу уделяются  внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый  бизнес, как и деньгами, так и  различными льготами, в сфере налоговой  политики.

3. Проблемы  становления малого бизнеса в  России

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких  масштабов малый бизнес может  стать основой экономики. В наших  условиях он может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы  услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу

проводимых реформ.

Таблица. 1

Основные проблемы частного предпринимательства в  России.

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в  целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и  высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и  материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических  связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных  средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Нет льгот

30

Рэкет

31

Невыгодность инвестиций

32

Конкуренция

33

Несовершенство рынка

34

Недоверие западных партнеров

35

Отрицательное отношение  к предпринимателям


Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста  и к ориентации преимущественно  на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих в сфере  торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров  народного потребления, оказания различных  услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью  как основной.

В Москве, например, на данный момент, развивается все  направления (и торговля, и реализация разнообразного товара, и научно –  технические малые предприятия).

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малые предприятия и  малое предпринимательство нуждаются  во всесторонней и стабильной государственной  поддержке. Она осуществляется в  различных формах, в первую очередь  путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций  льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра  проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко  оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей  роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия  от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые  льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость  дифференцированного налогового подхода  к предприятиям разного профиля  деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для  наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени  сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана  государственная программа развития малых предприятий.

4. Структурные  характеристики малого бизнеса

Интересную информацию представляют данные распределения  числа малых предприятий отдельных  отраслей экономики по федеральным  округам и сравнение их с подобными  данными по Москве (см. таблицу 2.3)

Таблица 1.

Распределение числа МП отдельных  отраслей экономики

 

по федеральным округам  РФ и в г. Москве (на конец 2003 г.)

             

Федеральный округ

Число

предприятий - всего, тыс.

В процентах от числа предприятий  в регионе

Промышленность

Сельское хозяйство

Строи-тельство

Транспорт

Торговля и общест-венное питание

Москва

182,2

8,3

0,3

12,1

1,9

46,6

Центральный

309,6

12,4

1

12,9

2,1

46

Северо-Западный

122,3

16,9

1,4

13,8

3

44,8

Южный

81,8

16,4

3

14,7

1,8

48,5

Приволжский

131,9

15,2

1,9

16,6

1,7

46,6

Уральский

56,3

15,9

1,4

19,4

2,2

41,4

Сибирский

100,7

15,5

1,8

14,5

2

48,8

Дальневосточный

40,4

19,4

2,5

13,6

4,2

42,9

Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты