Понятие сетевого взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:00, лекция

Описание

Развитие сетевой организации происходило в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм организации бизнеса, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности.

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 1 Понятие сетевого взаимодействия.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Понятие сети, критерии выявления и причины  формирования

 

В последние десятилетия  ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды.

Внешними факторами образования сетевой организации явились

  • Переход от ориентации на предложение к ориентации на спрос
  • Глобализация экономики
  • Технико-технологические изменения
  • Нарастание турбулентности рынков и рост требований к индивидуализации продуктов услуг со стороны потребителей

Развитие сетевой организации  происходило в ответ на необходимость  преодоления недостатков старых форм организации бизнеса, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности.

Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний ("внутренние рынки") вызвало к жизни новый тип структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами.

Сущность и эволюция сетевых организаций

Исторически процесс  совершенствования и развития форм организации управления бизнесом в  условиях рыночных отношений вплоть до конца XX века шел от функциональной к дивизиональной и матричной организации.

Функциональная  организация, появившаяся в конце XIX столетия, активно развивалась в начале XX века. Функциональная структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной структуры. Это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т. п.).

Она позволяла многим фирмам достигать необходимых размеров и эффективности, отвечать на потребности растущего внутреннего рынка.

Дивизиональная  организация появилась вскоре после первой мировой войны и быстро распространилась в 1940-50-х годах. Для нее характерно, что отдельные марки и модели продукции ориентированы на различные рынки, дифференцированные в основном по целям. Продуктовые подразделения работают как почти автономные компании, производя продукцию для своих клиентов, а корпоративное руководство осуществляет функции финансового инвестора и органа, ориентирующего подразделения на новые целевые рынки.

Матричная организация возникла в 1960-70-х годах и сочетала в себе элементы функциональной и дивизиональной форм. Она была создана в интересах эффективного использования специалистов, инженеров и ученых при адаптировании широкого спектра новых продуктов к потребностям рынка. При этом технический персонал, специалисты перемещаются из функциональных подразделений в продуктовые или проектные группы, из одной команды в другую. Многие современные матричные организации еще более сложны, сочетают глобальные продуктовые подразделения с ориентированными на определенные регионы маркетинговыми группами.

Развитие сетевых  организаций началось в 1980-х годах, когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Вместо того чтобы использовать оперативные календарные планы и передачу информации о ценах для координации деятельности внутренних подразделений, они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур.

Концептуальной основой  сетевого бизнеса является понятие сети, сетевой структуры. В экономической литературе имеются различные определения сетевых структур и сетизации.

Так, по мнению Ричарда Хаггинса (Великобритания), под сетевой структурой следует понимать «структуру, которая содержит две или более компании, которые преследуют общие цели или работают над решением общих проблем, взаимодействуя на протяжении длительного периода времени»

Ф. Котляр считает, что «сетевая организация – коалиция  
взаимозависимых специализированных экономических единиц со своими целями (независимые фирмы или автономные организации), которые действуют без иерархического контроля, однако все они задействованы в системе с общими целями через многочисленные горизонтальные связи, взаимную зависимость и обмен. Вовлеченность является основным отличием сетевой концепции от традиционной теории организации»

В Энциклопедическом  словаре под сетевой структурой понимается организационный тип, который характеризуется свободно связанной, гибкой, горизонтально организованной структурой сети принципиально равноправных, равных по своим ролям и функциям, независимых партнеров

Концептуальной основой  сетевого бизнеса является понятие сети, под которым следует понимать совокупность устойчивых, относительно замкнутых связей между хозяйственными агентами, либо совокупность фирм или специализированных единиц.

Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды.

В самом общем значении сеть представляет собой свободную  гибкую коалицию, управляемую из единого центра, который берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсов и управление ими, координация финансовых ресурсов и технологий, определение сфер компетенции и стратегии, а также соответствующие вопросы менеджмента, развитие отношений с потребителями и управление связывающими сеть воедино информационными ресурсами1.

В более широкой трактовке  сетевой организации, выходящей  на уровень конечных потребителей, подчеркивается, что в данной коалиции взаимозависимых специализированных экономических единиц со своими целями (независимых фирм и автономных организаций), действующих без иерархического контроля, задействованных в системе «с общими целями, через многочисленные горизонтальные связи, взаимную зависимость и обмен».2

Таким образом, сетевые организации – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.

Особенность сетевой  структуры – ее ориентация на использование  активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур.

В качестве примеров сетевых  организаций в зависимости от целей и задач можно назвать  следующие:

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

2. Сетевая организация в районах ("долинах") с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как "Бенеттон") или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3. Ведущие крупные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские "keiretsu" (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, "Вольво" в Швеции).

4. Стратегические  союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

Некоторые сети объединяют поставщиков, производителей и органы по реализации продукции, между которыми устанавливаются долгосрочные стабильные отношения. Другие сети гораздо более динамичны, компоненты ценностной цепи соединяются на контрактной основе в интересах реализации проекта или производства и продажи продукта, а затем распадаются, чтобы стать частью новой ценностной цепи для следующего предпринимательского проекта. Поскольку любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у компании с сетевой структурой снижаются издержки.

Понятие «межфирменная  сеть» является сравнительно новым  в экономической науке. Межфирменные сети заняли особое место в экономике и стали предметом пристального внимания исследователей только в последние десятилетия, хотя при известных допущениях можно сказать, что сетевой принцип взаимодействия сопровождает отношения в человеческом обществе с самых первых стадий его возникновения. Вопрос о том, почему роль межфирменной кооперации на современных рынках существенно меняется, в силу каких причин сети гораздо чаще, чем раньше, оказываются оптимальной организационной формой для преодоления проблем, встающих перед экономическими агентами, и в каких именно случаях это происходит, продолжает оставаться предметом дискуссий.

В качестве исходной теоретической  базы для определения межфир-менных сетей как феномена представляется логичным опираться на подход Оливера  Уильямсона, предполагающий переход от дихотомии «фирма-рынок» к системе координат «рынок-гибрид-иерархия» и включение в анализ «всего разнообразия рыночных, иерархических и смешанных форм».3 

О.Уильямсон показал, что рынок, гибрид и иерархия отличаются, прежде всего, с точки зрения типов  контрактов, лежащих в основе их экономической деятельности. В зависимости от ситуаций, в которых намечаются и осуществляются трансакции, возникает необходимость в обеспечении разной по длительности координации действий агентов, и, соответственно, заключаются разные типы контрактов.  Каждому из трех видов контрактации соответствует своя структура управления. Выбор определенного способа организации экономической деятельности осуществляется посредством сравнительного анализа трансакционных издержек, а характерным признаком фирмы являются процессы управления распределением ресурсов посредством власти предпринимателя. Консолидированное владение активами ведет к снижению трансакционных издержек благодаря приказам и распоряжениям менеджеров, предписывающих проведение тех или иных действий по осуществлению движения товаров внутри фирмы. Тем самым удается избежать издержек поиска, ведения переговоров, и т.п.

В самом общем  виде межфирменные сети трактуются как специ-фическая форма сотрудничества и взаимозависимости между хозяйст-вующими субъектами, для которой характерны, по меньшей мере, два признака: во-первых, в сети участвуют как минимум три компании-контрагента; во-вторых, партнеры (участники) согласовывают свои функции и устанавливают долгосрочные взаимосвязи, но не объединяют их.

Другими словами, межфирменное сетевое взаимодействие есть кооперация хозяйствующих субъектов, то есть ситуация, когда экономические агенты объединяют материальные и нематериальные ресурсы для совместного осуществления каких-либо видов деятельности, оставаясь при этом автономными и работая на основе заключенного между ними контракта. Однако простого указания на отношения кооперации с очевидностью недостаточно, чтобы выделить межфирменные сети из всего многообразия способов организации кооперативных взаимодействий. Наличие общей цели и добровольное предоставление в общее пользование собственных ресурсов и компетенций характерно для целого спектра форм, которые мы не относим к межфирменным сетям.  Это совместные предприятия, ассоциации, картели, и т.д.

Джессика Липнек и Джеффри Стэмпс  предложили характеризовать сетевые организации пятью ключевыми организационными принципами:

  1. Наличие единой цели: общие взгляды, ценности и цели обеспечивают устойчивость сети
  2. Независимые члены: каждый участник сети в состоянии продолжать независимое существование, получая при этом выгоду от своего положения в рамках сетевой структуры
  3. Добровольная связанность: отличительной чертой сетей являются существующие в них связи, партнеры объединяют силы и ресурсы на добровольной основе
  4. Наличие нескольких лидеров («меньше начальников, больше лидеров»): каждый партнер в сети обладает чем-либо уникальным,  внося свой вклад в определенной точке или части процесса. При наличии более одного лидера сеть как целое при обретает большую устойчивость и эластичность
  5. Интегрированные уровни: сети являются много уровневыми

Сетевые организации  отличаются от организаций других типов  рядом признаков.

Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.

Информация о работе Понятие сетевого взаимодействия