Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:00, лекция
Развитие сетевой организации происходило в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм организации бизнеса, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности.
В зависимости от состава участников и объединяемых в сеть ресурсов фирма может выстраивать следующие сети:
- Межфирменные сети, формируемые материнской компанией в холдинге;
- Межфирменные сети, представленные взаимосвязями самой фирмы как самостоятельного юридического лица, за которым закреплена собственность на реальные активы (подрядные, субподрядные отношения, построенные по имущественному принципу и др.).
- Межфирменные сети, возникающие вследствие объединения управленческих ресурсов топ-менеджеров на формальной основе (переплетенные советы директоров, стратегические альянсы, ИБГ, создаваемые по управленческому принципу и др.) и вследствие объединения специфических ресурсов работников фирмы (деловой проект, виртуальная сеть и пр.).
- Межфирменные сети, формирующееся на неформальной основе путем установления социальных отношений между топ-менеджерами, управляющими, отвечающими за материально-техническое снабжение и т.д., которые позволяют фирмам решать экономические, организационные и прочие проблемы. Социальные сети могут формироваться также на основе традиционных (родственных, дружеских) и прочих отношений
Различные национальные экономики предпочитают разные формы сетевых организаций. Так, в экономиках индустриального типа (в том числе в социалистической) доминировали вертикальные сетевые модели, т.е. иерархические структуры, образованные вокруг крупных производственных линий. В современных развитых экономиках такой тип отношений представлен сетями корпоративного бизнеса, в том числе транснационального.
В странах Восточной Европы (включая Россию) до сих пор наиболее популярными остаются вертикальные модели, особенно в кооперационных структурах производителей.
Широкое распространение получили так называемые восточно-западные сети, когда восточные фирмы объединены как субподрядчики в вертикально структурированных сетях иностранных западных фирм.
В то же время в рыночных экономиках с высокой долей малого и среднего бизнеса предпочтение отдается альтернативной модели, когда не только субъектом, но и инициатором кооперации становится малое или среднее предприятие. Такой тип сетевой организации наиболее значимо представлен в странах Юго-Восточной Азии и Южной Европы.
Подобная классификация сетевых образований основана на признаке построения сетевых структур и взаимосвязей в них.
В литературе выделяют следующие разновидности альянсов и предпринимательских сетей:
На основе анализа подходов к классификации сетевых структур можно выделить сетевые структуры:
по основному целевому признаку формирования сети
– образовательные,
инновационные, инфраструктурные, интеграционные
научно-образовательно-
по структуре сети
– внутренние, внешние;
по типу интеграции
– вертикальные, горизонтальные, диагональные;
по степени однородности входящих хозяйствующих субъектов
– однородные, неоднородные;
по времени существования
– динамичные, стабильные;
по масштабу сети
– глобальные, региональные, национальные.
3 Williamson O. The Modern Corporation: Origins, Evolution, Attributes // Journal of Economic Literature. 1981. Vol.19. Nr.4. P.1538.
5 Рэймонд Майлс и Чарлз Сноу являются известными американскими учеными: Р. Майлс работает в Калифорнийском университете в Беркли, а Ч. Сноу — в Университете штата Пенсильвания
6 Квазиинтеграция- объединение экономических субъектов, предполагающее развитие устойчивых долгосрочных связей между ними делегирование контроля над управлением совместной деятельностью при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности
7 это несколько ресурсов (более одного) которые дополняют друг друга и потребляются одновременно
8 Шерешева Марина Юрьевна. Формы сетевого взаимодействия компаний.