Понятие сетевого взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:00, лекция

Описание

Развитие сетевой организации происходило в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм организации бизнеса, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности.

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 1 Понятие сетевого взаимодействия.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы - не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.

В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

В-четвертых, в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы - производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Хотя сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутренние сети включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм.

Например, функционально  организованная фирма может вступить в союз с определенными дистрибьюторами или продавцами продукции, чтобы сосредоточиться только на той деятельности, для которой у нее имеются необходимое оборудование и техническое оснащение. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро объединяется с ограниченным числом тщательно отобранных партнеров.

Напротив, крупная матричная  многонациональная организация, состоящая  из различных проектных, производственных и торговых единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый "внутренним рынком".

Наконец, в некоторых  отраслях быстрые технологические  и рыночные изменения могут побудить дивизиональные организационные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, которые владеют активами. Это оказалось наиболее характерным в последние два десятилетия для издательских фирм.

В итоге сетевая организация  включает в себя элементы специализации  функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации.

Однако сетевая  организация сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять реальные и потенциальные слабые стороны сети, целесообразно рассмотреть причины присущих ей недостатков. Тем более, что сходные процессы и противоречия наблюдались у всех предшествующих организационных форм. Широкий успех, использование преимуществ каждой новой формы сменялись выявлением ее недостатков в процессе развития.

Как свидетельствуют  исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных организационных форм:

1) расширение  формы за пределы ее внутренних возможностей;

2) появление  таких модификаций, которые не  соответствуют внутренней логике данного организационного образования.

Организационная форма  может эффективно работать только в  определенных пределах. Когда логика формы нарушается, неизбежен провал. Рассмотрим более детально характеристики каждого вида сетевой организации.

Преимущества  межфирменных сетей:

- В современной экономике ни одна фирма не может иметь все необходимые ей организационные способности и знания внутри ее корпоративных границ. Нельзя надеяться на сохранение интеллектуального преимущества только за счет своих собственных сил. Партнерство, альянсы, позволяют сочетать ресурсы, имеющиеся внутри компании, с ресурсами, которые существуют вовне.

- Межфирменные сети  обладают существенным потенциалом адаптации к внешним изменениям. Сетевые структуры накапливают ресурсы, являющиеся специфическими в данной конкурентной среде. Появляется возможности максимизации текущей прибыли фирмы, либо в укреплении ее положения на рынке в долгосрочном периоде. Запас подобных "стратегических" ресурсов (человеческий капитал, информация и пр.), позволяющих фирме гибко реагировать на внешние изменения, а также механизм их формирования и мобилизации представляет собой адаптивный потенциал экономической организации.

- В сетевые взаимосвязи  могут вступать владельцы различных  ресурсов, кооперируемых в рамках фирмы, как на формальной, так и на неформальной основе. Множественность сетевых связей позволяет повышать адаптивный потенциал фирме за счет привлечении ресурсов различных сетей.

- Вследствие вхождения  фирмы в разнообразные сетевые взаимосвязи возникает синергический эффект и на его основе формируется особая форма капитала - сетевой капитал, который представляет собой ресурсные возможности, создаваемые сетью. Эти возможности открываются как в результате получения взаимного доступа к ресурсам участников сетей, так и в результате создания дополнительных запасов экономических ресурсов вследствие сетевого взаимодействия (бизнес-альянс, венчурное финансирование и т.д.). Таким образом, организация трансакций в рамках сети позволяет фирме повысить адаптивный потенциал за счет роста возможностей мобилизации ресурсов других участников в условиях изменений внешней среды.

Исследователи, изучая распространение сетевых  форм организации бизнеса, выделяют несколько их преимуществ. Таковым преимуществом является, например, единая ассортиментная политика для каждого формата (например, в торговле, супермаркет, минимаркет, гипермаркет и т.п.). При этом наряду с рассмотренными выше показателями эффективности сетевого бизнеса можно выделить дополнительные параметры.

Во-первых, необходимо принять во внимание, что в структуре затрат на производство и реализацию продукции доля условно-постоянных расходов у сетевого, как правило, меньше, чем в несетевых на 5 – 15%.

Во-вторых, у сетевых структур на 3 – 5% меньше доля расходов на рекламу при выходе на новые рынки.

В-третьих, сетевой бизнес имеет на 60% больше средний доход и на 8% больше загрузку площадей. Как правило, стоимость бизнеса в целом при наличии сетевого бренда повышается в среднем на 30%.4

В России межфирменные сети возникли в экономической ситуации, отличавшейся от развитых экономических систем, что позволяет выделить следующие специфические особенности:

Первая особенность, первоначально предпосылки для формирования сетей сложились в условиях плановой экономической системы советского периода при государственном административном механизме управления. В результате основное развитие получили сети, которые можно назвать «плановые отраслевые сети» и управление которыми осуществлялось соответствующими отраслевыми министерствами и комитетами.

Вторая особенность, характерная для российской экономики, связана с отраслевой спецификой развития межфирменных взаимоотношений и сетей с определенными категориями партнеров. Так, в целом ряде отраслей поставщики находятся в исключительном положении и обладают очень сильными рыночными позициями, поскольку рынок сырья для этих отраслей имеет преобладающее значение. В результате степень зависимости фирм от поставщиков очень высока, и они с целью обеспечения гарантированных поставок сырья, материалов и комплектующих вынуждены уделять основное внимание своим взаимоотношениям с поставщиками. Преобладающая часть инжиниринговых и сервисных компаний придает большее значение своим взаимоотношениям с потребителями, что обусловлено спецификой предлагаемых ими комплексных решений. В то же время многие телекоммуникационные компании развивают свои взаимоотношения с конкурентами, что связано со спецификой этой отрасли в России, когда целая группа компаний в значительной степени зависит от единственного телекоммуникационного оператора. Кроме того, поддержание продолжительных взаимоотношений компании с научно-исследовательскими институтами и лабораториями может открыть перед ней новые возможности для проведения различных прикладных исследований и разработки новых технологий.

 

 

 

2. Виды межфирменных  сетей

 

Современные тенденции  экономического развития и характер бизнес-процессов свидетельствуют  о том, что сетевой бизнес представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития мировой экономики

Первыми исследователями, наиболее четко  описавшими сетевые формы организации крупного бизнеса, были Рэймонд Майлз и Чарлз Сноу5.

1. Классификация Майлза  и Сноу. Они предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы внутреннюю, стабильную и динамическую

1) Внутренние сети, в которых отдельные подразделения работают на рыночных принципах. Предполагают частичный заказ товаров и услуг на стороне.

Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует  создания рыночной экономики внутри компании. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Очевидно, что если внутренние операции отражают рыночные цены, различные компоненты должны иметь постоянную возможность оценивать качество товаров и их цены путем купли-продажи вне компании. Цель внутренней сети, как и ее предшественника - матричной формы, состоит в получении конкурентных преимуществ путем предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям компании, нацеленным на конечный результат. Но как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена факторами, которые перегружают ее рыночные механизмы, и модификациями, ведущими к разбалансированности взаимоотношений между покупателями и продавцами.

Внутренние сети могут  испытывать большие трудности из-за их чрезмерного расширения, но еще в большей степени - из-за неправильно ориентированной модификации. Наиболее частая ошибка руководителей организации - это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Руководители могут также усматривать выгоду в том, чтобы внутренние структурные единицы осуществляли закупки у вновь созданного подразделения, даже если его цены несколько выше, чем на рынке. Но способ, с помощью которого они решают подобные вопросы, является определяющим в оценке жизнеспособности сети. Руководители должны создавать стимулы и направлять деятельность структурных единиц, показывая преимущества рыночных методов получения прибыли.

Тем не менее сетевая  организация взаимодействия подразделений  даже в условиях жесткой координации  позволяет успешно осваивать  организационные инновации.

2) В стабильные сети. Активы принадлежат нескольким специализированным фирмам. Состав торговых партнеров формируется из числа обслуживающих «стержневые» компании, поставляя им ресурсы либо выступая дистрибьютерами продукции.

Стабильная  сеть в своей основе близка к функциональной организации. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем объединения специализированных ресурсов партнеров (подразделений фирмы) в соответствии с заданной продуктовой ценностной цепью. Однако в отличие от вертикально интегрированной организации стабильная сеть замещает ряд компонентов фирмы, каждый из которых тесно связан с ее ядром конкретными соглашениями. Каждый компонент поддерживает свою конкурентоспособность посредством обслуживания клиентов вне сети.

Данный подход распространен  среди компаний «Chrysler», «Toyota», «BMW», у которых до 70% стоимости конечного продукта приходится на приобретаемые на стороне детали и комплектующие.

В России примером такого рода стали сети дилеров автомобилей.

К достоинствам стабильной сети, приносящим дополнительную прибыль, относятся надежность поставок и сбыта, а также тесная кооперация в производственных графиках (способствующая повышению загрузки оборудования) и контроле качества.

Недостатки — сильная  взаимозависимость компаний и утрата гибкости. Будущее сети определяется в основном уровнем развития стержневой компании. Введение инноваций в стержневой компании требует реформирования других участников сети, что не всегда удается.

Наиболее распространенная угроза эффективности стабильной сети - это требование полного использования ее ресурсов в интересах стержневой компании. В этом случае цены, качество продукции и технические параметры организации не совершенствуются путем рыночной конкуренции. Это может выразиться в неспособности поставщиков конкурировать на рынке, а стержневой компании - использовать их потенциал в полной мере. В интересах максимизации эффекта и центр фирмы, и его постоянные партнеры должны рассматривать пределы своей взаимозависимости

Стабильная сеть также  может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые стержневые компании пытаются установить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс поставки и распределения со стороны стержневой компании может отвергаться другими. Но в определенных рамках тесное сотрудничество полезно. В то же время если добровольность в цепи не соблюдается, то подавляется творческое начало. И в результате стержневая компания превращает организацию в вертикально интегрированную функциональную систему.

Внутренние и стабильные сети наиболее распространены в зрелых отраслях, где требуются значительные капитальные инвестиции.

Внутренние сети больше подходят в ситуациях, когда фирмам трудно найти новых поставщиков, и требуется гибкость собственных  отделений, обладающих самостоятельностью.

Информация о работе Понятие сетевого взаимодействия