Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:10, курсовая работа
Каждое государство вправе самостоятельно решать, следует ли внедрять на его территории МСФО, и если следует, какую стратегию перехода предпочесть. Теоретически возможны два основных способа внедрения международных стандартов:
– «метод шоковой терапии», заключающийся в том, что международным стандартам придается статус силы актов национального законодательства;
– «метод планомерного продвижения», при котором производится разработка национальных стандартов, базирующихся на МСФО с заимствованием значительной части принципов, и (или) изменение существующих национальных стандартов также с переносом большинства принципов международных стандартов в стандарты национальные.
1. Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности
1.1 Общие положения
1.2 Порядок выявления данных для объединения в сводную бухгалтерскую отчетность
1.3 Общий порядок составления сводной бухгалтерской отчетности
1.3.1 Объединение показателей зависимых обществ
1.3.2 Объединение показателей дочерних обществ с долей участия головной организации в их уставных капиталах свыше 50 и до 100%
1.3.3 Объединение показателей дочерних обществ с долей участия головной организации в их уставных капиталах (с правом голоса) свыше 20 и до 50%
2. Учет расчетов с учредителями
2.1 Расчеты с учредителями в хозяйственных товариществах и обществах
2.1.1 Учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный (складочный) капитал
2.1.2 Учет расчетов с учредителями по выплате доходов
2.1.2.1 Учет расчетов с учредителями – работниками организации по выплате доходов
2.1.2.2 Учет расчетов с учредителями, не являющимися работниками организации
2.1.2.3 Учет расчетов с учредителями при их выходе из общества
2.2 Расчеты с собственником в государственных и муниципальных унитарных предприятиях
2.3 Расчеты с участниками в простых товариществах по распределению прибыли (убытка)
2.4 Расчеты с членами кооперативов по выплате доходов
Список использованной литературы
Для предприятий, не подпадающих
под критерии обязательного применения
МСФО, использование международно признанных
принципов составления
1.2 Порядок выявления
данных для объединения в
Шаг 1. Составить перечень дочерних и зависимых обществ и определить, какие организации должны представить свою отчетность для объединения.
А. Включение данных бухгалтерской отчетности дочернего общества в состав консолидированной отчетности.
Бухгалтерская отчетность дочернего
общества объединяется в сводную
бухгалтерскую отчетность, если (п.1.3
Методических рекомендаций по составлению
и представлению сводной
1) головная организация
обладает более 50% голосующих
акций акционерного общества
или более 50% уставного капитала
общества с ограниченной
2) головная организация
имеет возможность определять
решения, принимаемые дочерним
обществом, в соответствии с
заключенным между головной
3) в случае наличия
у головной организации иных
способов определения решений,
принимаемых дочерним
Б. Включение данных бухгалтерской отчетности зависимого общества в состав консолидированной отчетности.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Критерии отнесения отдельных обществ к дочерним, изложенные в Методических рекомендациях N 112, являются недостаточно четкими, особенно для крупных национальных групп компаний и холдингов, в которые входят десятки различных организаций.
Используя положения Международного
стандарта финансовой отчетности (МСФО)
27 «Консолидированная и индивидуальная
финансовая отчетность», можно предложить
следующие способы определения
решений о включении
· возможность управлять более чем половиной акций, имеющих право голоса, по соглашению с другими акционерами;
· возможность назначать или смещать большинство членов совета директоров или аналогичного органа управления;
· возможность иметь большинство голосов на заседаниях совета директоров или аналогичного органа управления;
· установление залога на имущество предприятия;
· наличие договора займа между головной организацией и предприятием.
Практика показывает, что часто головная организация может иметь не прямое, а опосредованное преобладающее влияние на дочернее общество, когда участниками этого дочернего общества являются головная организация и другие дочерние по отношению к ней общества (одна и та же группа организаций).
Шаг 2. Выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также взаимоотношений между дочерними обществами.
Сверка расчетов между участниками группы проводится в общеустановленном порядке.
Шаг 3. Проверить на единообразие все учетные политики дочерних обществ, выявить их отличие от учетной политики для составления сводной отчетности.
При составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.
Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества использована учетная политика, отличная от используемой для составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности других дочерних обществ с бухгалтерской отчетностью головной организации в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность такая учетная политика дочернего общества приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Для этого следует разработать для каждого дочернего общества, применяющего учетную политику, отличную от принятой в группе, специальный набор процедур, позволяющий путем пересчета и переклассификаций устранить все существенные расхождения и привести показатели бухгалтерской отчетности к «общему знаменателю».
Перед объединением бухгалтерских показателей организаций группы необходимо проанализировать учетные политики на предмет их соответствия учетной политике, принятой для целей консолидации в отношении:
1) методов амортизации
основных средств и
2) соответствия видов
доходов и расходов. Под соответствием
видов доходов и расходов
3) признания в составе
текущих затрат коммерческих
и управленческих расходов. Согласно
п.9 Положения по бухгалтерскому
учету «Расходы организации»
ПБУ 10/99, утвержденного Приказом
Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее
– ПЬУ 10/99) (и п.13 Положения по
бухгалтерскому учету «Учет
Таким образом, на головную
организацию ложится
Безусловно, составление консолидированной отчетности могло бы быть менее трудоемким процессом, если бы все организации группы применяли одинаковую учетную политику. К сожалению, на практике подобные ситуации встречаются крайне редко.
Шаг 4. Проверить совпадение периодов, за которые составлена бухгалтерская отчетность, и совпадение дат, по состоянию на которые составлена отчетность.
В сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
Если бухгалтерская отчетность какого-либо дочернего общества (например, расположенного за пределами Российской Федерации) составлена за тот же отчетный период, что и сводная бухгалтерская отчетность, но на отчетную дату, отличную от отчетной даты сводной бухгалтерской отчетности, то такое дочернее общество составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на ту же отчетную дату, что и отчетная дата сводной бухгалтерской отчетности.
В случае невозможности составления
промежуточной бухгалтерской
Шаг 5. Собрать от дочерних обществ данные, характеризующие хозяйственные операции между взаимосвязанными организациями.
В данных, характеризующих хозяйственные операции между взаимосвязанными организациями, должна быть в достаточном объеме отражена следующая информация:
· финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ;
· дебиторская и кредиторская задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
· операции между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
· прибыли и убытки, образовавшиеся по внутригрупповым расчетам;
· дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам.
Консолидированная отчетность
отражает финансово-хозяйственные
отношения взаимосвязанных
Таким образом, процедура консолидации охватывает такие расчеты, как:
· консолидация капитала;
· консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;
· консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой реализации продукции (работ, услуг), а также взаимных объемов реализации продукции (работ, услуг) между основной организацией и дочерними обществами и соответствующих затрат;
· консолидация прочих взаимных (операционных и внереализационных) доходов и расходов внутри группы;
· суммы дивидендов основной организации и дочерних обществ.
Шаг 6. Определить долю участия головной организации в уставных капиталах дочерних обществ.
При объединении бухгалтерской
отчетности головной организации и
дочерних обществ, в которой головная
организация имеет более 50, но менее
100% голосующих акций акционерного общества
или более 50, но менее 100% уставного
капитала общества с ограниченной ответственностью,
в сводном бухгалтерском
Шаг 7. Определить, являются ли, в свою очередь, дочерние общества головными организациями.
Если дочерние общества имеют
преобладающее участие в
Шаг 8. Определить, имеют ли дочерние общества зависимые общества.
Если дочерние общества имеют зависимые общества, то в консолидированной отчетности эта зависимость должна быть отражена по общим правилам.
1.3 Общий порядок
составления сводной
1.3.1 Объединение показателей зависимых обществ
Если участие организации-
Если участие организации-
Включение данных о зависимых
обществах в сводную
1) показатель, отражающий
стоимостную оценку участия
Однако если действовать в строгом соответствии с предложенными рекомендациями, то это может привести к нарушению равенства актива и пассива бухгалтерского баланса. Поэтому для балансировки изменений в активе сводного бухгалтерского баланса необходимо внести изменения в его пассив, которые должны затрагивать статьи нераспределенных прибылей/убытков как отчетного периода, так и прошлых лет;
Информация о работе Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности