Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение последствий монопольной власти и способов государственного регулирования монополии. Объект исследования - монополия, а предмет - монопольная власть и государственное регулирование монополии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……………………………………………5
1.1. Понятие монопольной власти …………………………………5
1.2. Источники монопольной власти……………………………….6
1.3. Показатели монопольной власти………………………………9
2. ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………….12
2.1. Ценовая дискриминация ……………………………………….12
2.2. Общественные потери………………………………………….18
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ…………………………………...23
3.1. Государственное регулирование цен …………………………..23
3.2. Налогообложение ……………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая дороботанная.doc

— 404.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ  » 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету «Микроэкономика» 

ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор работы

Студентка 1 курса, 1 группы                                                                          А.А. Михайлова 
 
 

Руководитель                                                                                                          М.А. Вискуб

Преподаватель  
 
 
 
 
 
 

Гродно 2007г 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. МОНОПОЛЬНАЯ   ВЛАСТЬ……………………………………………5

    1.1. Понятие  монопольной власти …………………………………5

    1.2. Источники  монопольной власти……………………………….6    

    1.3. Показатели монопольной власти………………………………9      

2. ПОСЛЕДСТВИЯ  МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………….12

    2.1. Ценовая  дискриминация ……………………………………….12

    2.2. Общественные  потери………………………………………….18

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ  МОНОПОЛИИ…………………………………...23

    3.1. Государственное  регулирование цен …………………………..23

    3.2. Налогообложение  ……………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...35

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Абсолютная  или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей. В таких случаях мы можем говорить, что фирма будет обладать монопольной властью. Такая фирма будет осуществлять значительный контроль за ценой, следовательно,  будет контролировать и общий объём предложения. Покупатель должен покупать у монополиста или обходиться без него. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Действие монополии приводит к общественным потерям, что требует вмешательство государства. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, - определяются регулирующими комиссиями или управлениями.  

     В некоторой мере, монопольной властью  обладают даже мелкие торговцы, и мы ежедневно сталкиваемся ее последствиями  и последствиями регулирования  монополии.

     Изложенное  обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

     Целью данной курсовой работы является изучение последствий монопольной власти и способов государственного регулирования  монополии. Объект исследования - монополия, а предмет - монопольная власть и государственное регулирование монополии. 
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить сущность монопольной власти.
    2. Установить источники монопольной власти.
    3. Изучить показатели монопольной власти.
    4. Рассмотреть влияние ценовой дискриминации на благосостояние.
    5. Установить ущерб приносимый монопольной властью.
    6. Изучить государственное установления цен.
    7. Рассмотреть эффективность налогообложения как способа регулирования монополии.

 
         Курсовая работа состоит из введения, трех разделов (семи подразделов, содержания), заключения и списка использованных  источников, как русских так и зарубежных авторов таки как Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд, Ю.В. Тарануха и т. д.

 

1. МОНОПОЛЬНАЯ  ВЛАСТЬ 

    1. Понятие монопольной власти
 

     Продавец  обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

     Чистая  монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают.

     Разница между такими фирмами и монополистами  заключается в мере их власти над  рынком. Монополист обладают большим контролем над ценой своей продукции.[11, c. 193]

     Едва  ли не впервые монополия была описана  Аристотелем в рассказе об известном  философе Фалесе Милетском. Монопольная  власть становиться доминантой рыночных отношений в начале средневековья. Это было связано с оживлением городов и торговли. Ее носителями становятся цехи или гильдии (не только ремесленников, но и нотариусов и менял, врачей и учителей, нищих и проституток, могильщиков и золотарей). Главную цель которую преследовали цехи, стала монополизация членами цеха определенного ремесла или занятия, а основным инструментом ее решения стал принцип принуждения принадлежности к цеху.

     Монопольная власть цехов проявлялась в ограничении  доступа в свой состав, регламентации  цен и объемов выпуска продукции  или предоставление членами цеха услуг, качества товаров, технологии, используемого сырья и инструментов. Все это резко ограничивало, а большей частью и вообще предотвращало возможность возникновения конкуренции на городских рынках. Кроме того, важным источником монопольной власти была система легальных привилегий, т. е. исключительных прав, предоставляемых властями различным корпорациям.  Новый этап доминирования монопольной власти начался в последней трети XIX в., причем на этот раз монопольная власть проявлялась уже не на локальных рынках, как при цеховом строе, а в национальном, позднее и в международном масштабе. Этот новый этап характеризуется тремя уровнями концентрации: технической концентрацией производства, т. е. ростом масштабов производства на отдельных заводах и фабриках, экономической концентрацией предприятий, т. е. увеличением числа заводов и фабрик, входящих в предприятие (фирму), и наконец, финансовой концентрацией, т. е. образованием многопродуктовых, насчитывающих несколько заводов или фабрик, фирм, или групп предприятий, связанных системой общих финансов и общего руководства. [2, c. 149 – 150] 

1.2. Источники монопольной власти 

     Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек, а величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса на товар, производимый фирмой. Чем меньше эластичность спроса на товар, производимый фирмой, тем большей монопольной властью обладает фирма. Решающим фактором, определяющим степень монопольной власти, является, следовательно, эластичность спроса на товар, выпускаемый фирмой.

   Три фактора определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой:

  1. эластичность рыночного спроса на товар данного типа. Спрос на товар, производимый фирмой, будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос на товар данного типа, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.
  2. число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену.
  3. взаимодействие фирм. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.

     Рассмотрим  подробнее каждый  из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

   Если  на рынке действует только одна-единственная фирма (чистый монополист), кривая спроса на производимый ею товар совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаше бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел эластичности спроса на товар каждой фирмы. Спрос на нефть весьма неэластичен (по крайней мере, в краткосрочном периоде). Вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е — начале 80-х гг. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных, производителей.

   Вторым  определяющим фактором кривой спроса на товар, производимый данной фирмой, и, следовательно, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных условиях монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

   Конечно, имеет значение не просто общее число  фирм, а число так называемых основных участников (т. е. фирм, имеющих значительную долю на рынке). Когда только небольшое число фирм захватывают большую часть рынка, говорят, что рынок высоко концентрирован. Когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм отрасли. Важным аспектом стратегии конкуренции является установление препятствий проникновению в отрасль новых фирм — условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

   Иногда  для вступления в отрасль имеются  естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то товара. Это делает невозможным вступление в отрасль других фирм, по меньшей мере, до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные правила действуют сходным образом, например копирайт (авторское право) может передать продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ отдельной компании, а необходимость обладания государственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, действующих на одном рынке. В ряде случаев экономия от масштаба может быть настолько большой, что наличие на рынке только одной фирмы-производителя — естественной монополии — будет наиболее эффективным.

   Взаимодействие  конкурирующих фирм является важным, а иногда и решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Они могут конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма боится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не будет иметь ее вовсе.                  [8, с. 395 - 396] 

    1.3.Покозатели  монопольной власти 

    Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

    Опираясь  на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. Предложил следующий индекс:

    

                          (1.1)

Информация о работе Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии