Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение последствий монопольной власти и способов государственного регулирования монополии. Объект исследования - монополия, а предмет - монопольная власть и государственное регулирование монополии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……………………………………………5
1.1. Понятие монопольной власти …………………………………5
1.2. Источники монопольной власти……………………………….6
1.3. Показатели монопольной власти………………………………9
2. ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………….12
2.1. Ценовая дискриминация ……………………………………….12
2.2. Общественные потери………………………………………….18
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ…………………………………...23
3.1. Государственное регулирование цен …………………………..23
3.2. Налогообложение ……………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая дороботанная.doc

— 404.50 Кб (Скачать документ)

     На  рисунке 3.2.показоно воздействие установления цен на условия спроса. Здесь D и MR - кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm - установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена (англ, price ceiling - потолок цены).

     После установления предельной цены, Рm, кривая спроса Монополиста изменяется. Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста (соблюдающего введенное ограничение!) исчезает.

Рис. 3.2. Установление предельной цены на продукцию монополиста и модификация кривых спроса и предельной выручки. [2,c. 124] 

     Его действительная, или эффективная, кривая спроса становится ломанной. Она состоит  из горизонтального сегмента РmA и сегмента обычной кривой спроса BF, лежащего ниже точки А. При выпуске, меньшем чем Q', цена продукции не должна превышать Рm, хотя условия спроса и позволяют продавать ее по более высоким ценам. При выпуске, большем Q', покупатели не только согласны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Рm, "не работает".

     На  рис. 3.3 оптимум нерегулируемой монополии  достигается при выпуске Q* и цене Р*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит решения монополиста, его оптимум останется прежним      (Q*,P*). Однако при более низкой предельной цене прибылемаксимизирующий выпуск монополиста изменится. Так, если предельную цену установить на уровне P1, эффективной кривой спроса будет кривая P1AD, а эффективной кривой предельной выручки ≈ кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат (SMC) "пройдет" через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1.

Рис. 3.3. Оптимум регулируемого и нерегулируемого  монополиста. [2,c. 125] 

  Напротив, при большем выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицательный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.

     Чтобы побудить монополиста увеличить  объем производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне P2 может побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был бы в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене P2 кривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC = AR = Р. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены P3 = minSATC, при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок. [2 c. 123]

    1. Налогообложение
 

     Для уменьшения выгод монопольного положения  на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

     Влияние потоварного налога. Обозначим ставку потоварного налога Т. Тогда прибыль  монополиста составит

π(Q) = TR(Q) - STC(Q) - ТQ.                                                                     (3.1)

Ее максимизация требует, чтобы 

∂π (Q)/ ∂Q = (∂TR(Q)/ ∂Q) - (∂STC(Q)/ ∂Q) - T = 0,                                (3.2)

т. е. чтобы

MR(Q) = MC(Q) + Т.                                                                                  (3.3)

     Монополист  максимизирует свою прибыдь (после  уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога. Полный дифференциал (3.2) будет 

(∂2TR(Q)/ ∂Q2)dQ - (∂2STC(Q) /∂Q2)dQ - dT = 0,                                     (3.4)

откуда 

dQ/dT = 1/[∂2TR(Q)/ ∂Q2 - ∂2STC(Q)/ ∂Q2].                                               (3.5)

     Поскольку, согласно условию максимизации прибыли  второго порядка, требуется, чтобы  знаменатель правой части (3.5) был  отрицателен, dQ/dT < 0 и значит, введение потоварного налога приведет к снижению выпуска и увеличению цены. [ 2, c. 126]

     Влияние потоварного налога на поведение  монополиста показано на рис.3.4. Здесь SATC1 и SMC1 - кривые средних и предельных затрат короткого периода, Q1 и P1 - оптимальный выпуск и цена до введения налога. Предположим, каждая единица продукции облагается налогом в Т долл., так что монополист должен платить правительству Т долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину налога Т. Если первоначальные издержки фирмы составляли SMC1, то после введения потоварного налога (потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных затрат) SMC2 = SMC1 + Т. На графике мы смешаем кривую предельных издержек вверх на величину Т и находим новую точку пересечения с кривой предельного дохода. 
 

Рис. 3.4. Влияние потоварного налога на поведение монополиста. [2, c. 127] 

     Смещение  кривой предельных издержек вверх приводит к уменьшению объема производства и повышению цены. Иногда цена растет на величину меньшую, чем налог, но далеко не всегда. Это было бы невозможно на конкурентном рынке, но может произойти на монопольном рынке, так как в последнем случае соотношение цены и предельных издержек зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что спрос на монопольном рынке описывается кривой с постоянной эластичностью и эластичность равна -2. Тогда цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге Т предельные издержки увеличиваются до SMC1 + Т и цена возрастает до 2(SMC1+ Т) = 2SMC1 + 2Т. т. е. увеличивается на удвоенную величину налога. Прибыль монополиста в результате введения налога сократится (рис. 3.4). [8, c. 384]

     Влияние паушального налога. В отличие  от потоварного сумма паушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста:

π(Q)= TR(Q) - STC(Q) - G,                                                                      (3.6)

где G - сумма паушального налога за период.

Условием  максимизации чистой прибыли монополиста  будет 

dπ (Q)/dQ = MR(Q) - SMC(Q) = 0,                                                          (3.7)

или

MR(Q) = SMC(Q).                                                                                    (3.8)

     Как видно на рис. 3.5., оптимальный выпуск и цена продукции после введения паушального налога не изменились, уменьшилась лишь получаемая монополистом прибыль. Значит, паушальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя переложить (даже частично) на покупателей через более высокую цену и меньший объем выпуска, как в случае потоварного налога. Сравните условия максимизации чистой прибыли (3.3) и (3.8), рис. 3.4 и 3.5.  

 

Рис. 3.5. Влияние паушального налога на поведение монополиста [2, c. 128]

     Такое же, как паушальный налог, влияние  оказывает на поведение монополии  и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль (π N):

max πN(Q) =π N(100 - t) = TR(Q) - STC(Q) - t[TR(Q) - STC(Q)] =

                   = (100 - t)[TR(Q) - STC(Q)].                                      (3.9)

     Условием  максимизации чистой прибыли, очевидно, будет условие 

N(Q)/dQ = (100 - t)[MR(Q) - MC(Q)] = 0.                                            (3.10)

     Если t < 100, (100 - t) > 0 и, следовательно, MR(Q) -MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = MC(Q) . Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся. [2, c. 127 – 128]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основе данной курсовой работы можно  сделать выводы.

   Монополист  удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем продукции, предназначенной для продажи.

   Простая монополия может привести к фиаско рынка, если в ситуации равновесия цена превосходит предельные издержки. В  некоторых случаях размеры убытков могут быть несколько уменьшены введением ценовой дискриминации.

     Абсолютная  или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которых  нет близких заменителей. Это  означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать у монополиста или обходиться без него. В отличие от фирмы действующей в условиях чистой конкуренции чистый монополист осуществляет значительный контроль за ценой, следовательно, он контролирует и общий объём предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. 
Действие монополии приводит к общественным потерям, что требует вмешательство государства.

      Нет монополистов, полностью свободных  от конкуренции со стороны товаров-субститутов и со стороны предпринимателей, которые в любой момент 
могут появиться на их рынке. В ряде случаев этой конкуренция на долгосрочных временных интервалах может быть вполне достаточно для того, 
чтобы исчезла чистая экономическая прибыль и существенно сузился разрыв 
между ценой и предельными издержками.

         Естественные монополии также представляют угрозу как потенциальные виновники кризиса на рынке. Экономия на масштабах производства защищает их от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство в меньших размерах.

      Открытая  монополия наименее опасна с точки  зрения кризса рынка. Угроза появления новых конкурентов ограничивает возможности фирм получать прибыль на долгосрочных временных интервалах. В результате проведения стратегии лимитирующего ценообразования цена весьма близка к издержкам. Неэффективность, связанная с краткосрочной ценовой политикой монополий, компенсируется во многих случаях энергичным внедрением новововведений.

     Все схемы установления цен на продукцию  естественной монополии преследуют общую цель снизить потери общества, порожденные монопольной властью, без ущерба для эффективности и производства. Вместе с тем даже в теории не удается достичь параметров оптимальности, соответствующих условиям совершенной конкуренции.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бутыркин, А. Проблемы реформирования естественных монополий / А.Бутыркин // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №.12 – С. 3 - 10.
  2. Гальперин, В.М. Микроэкономика: в  2-х томах / В.М.  Гальперин,     М. Игнатьев, В.Н. Моргунов; под общ. Ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – 503с.
  3. Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан: пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред. Б. Лисовича и В. Лукашевича. – СПб.: АО Санкт-Петербург оркестр, 1994. - 448с.
  4. Емцов, Р.Г Микроэкономика: учебник / Р.Г. Емцов, М.Ю Лукин. – М.: МГУ им. Ломоносова, ДИС, 1997. – 320с.
  5. Макконнел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю: пер. с англ. 11-го изд. - К.: Хагар-Демо», 1993. –  786с.
  6. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнкью: 2-е изд., сокращ. - СПб: Питер, 2000. – 496 с.
  7. Нуреев, Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Высшая школа, 1996. – 447 с.
  8. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд: пер. с англ.- СПб.: Питер, 2002. – 608с.
  9. Самуэльсон, Пол Э. Экономика : учебное пособие / Пол Э. Самуэльсон, Нордхаус, Вильям Д.; пер. с англ.: 16-е изд.: 16-е изд.: – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2000. – 688с.
  10. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков; под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2002. – 304с.
  11. Фишер, С. Экономика / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р. Шмалензи: пер. с англ. 2-го изд. – М.: Дело, 1998. – 864 с.

Информация о работе Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии