Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение последствий монопольной власти и способов государственного регулирования монополии. Объект исследования - монополия, а предмет - монопольная власть и государственное регулирование монополии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……………………………………………5
1.1. Понятие монопольной власти …………………………………5
1.2. Источники монопольной власти……………………………….6
1.3. Показатели монопольной власти………………………………9
2. ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………….12
2.1. Ценовая дискриминация ……………………………………….12
2.2. Общественные потери………………………………………….18
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ…………………………………...23
3.1. Государственное регулирование цен …………………………..23
3.2. Налогообложение ……………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая дороботанная.doc

— 404.50 Кб (Скачать документ)

4.   Плата за подписку на специальные  журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессора и студенты, члены профессиональных обществ и пр.).

5. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью. [2, c. 115 – 116] 

2.2. Общественные потери 

     Несмотря  на то что рынок в условиях монополии  является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния. Допустим, что функция спроса D  линейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС. (Рис. 2.3.) В этом случае монопольный выпуск составит Qт против конкурентного Qk при соответствующих ценах Рт и Рk. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника (2), перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производителя, равной площади фигуры (С). Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (—А — В) + (А — С), что даст величину потерь равную (B + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собою общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

     При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС = АС) на уровне конкурентной цены Рk в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину равную Qk(P-        -Рk)/2. В случае с монополией он сокращается до Qm(P – Рm)/2 , а монопольная прибыль составит Qk( Рm - Рk )/2.

     

Рис.. 2.3. Социальные издержки монополиями. [10, c. 194]

     Если  монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину равную площади треугольника (В), представляющему собою разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста.Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза» (W) и определяется как W= (ΔРΔQ)/2, где ΔР=Ртk, а ΔQ = Qm – Qk Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = (Ртk )/Рk = ΔР/Рk и выразив через нее эластичность спроса Еd= (ΔQ/Qk)/(ΔР/Рk ) =(ΔQ/Qk) /d мы можем определить ΔQ=  d d Qk  и ΔР = Рk d. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= 1/2 QkРk Е d d2.

     Потери  «мертвого груза» — не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом не эффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются           Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции. [ 10, c.193 – 194]

     Благодаря барьерам для вступления в отрасль  монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Следовательно, чистый монополист будет иметь большие финансовые ресурсы для научно - технического прогресса, чем конкурентные фирмы. Но при этом стимулы монополиста разрабатывать новую технологию или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает, что нет автоматического стимула к научно-техническому прогрессу на монополизировано рынке. Вследствие своего защищенного рыночного положения чистый монополист может себе позволить быть неэффективным и вялым. Монополисту могло бы быть весьма выгодным отказаться или "сдавать в архив" технологические усовершенствования и в области производственной техники и в продукции  , с тем чтобы использовать  полностью существующие капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда усовершенствованная техника с опозданием внедряется монополистами, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как прироста прибыли и только частично потребителям в форме более низких цен и возросшего выпуска продукции.

     По  существу есть по крайней мере два  контраргумента.

    1. Научно-технический прогресс есть средство понижения издержек на единицу продукции и таким образом, увеличения прибылей. Более низкие издержки приведут к максимизирующему прибыль положению, которое вызывает больший объем производства и более низкую цену, чем раньше. Любое увеличение прибылей не будет носить временного характера; барьеры для вступления в отрасль защитят монополиста от посягательства на прибыль конкурентов. Технические усовершенствования выгодны монополисту и, следовательно, будут предприняты.
    2. Научно-исследовательская работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль, следовательно, монополист должен настойчиво продолжать и добиваться успеха в этой области или сделаться жертвой новых конкурентов. Технический прогресс, как утверждается, является самым главным фактором для поддержания монополии.[5 c. 489-490]

     Хотя  потери эффективности из-за монополии  могут быть существенными, большинство экономистов склоняется к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.

     Монополия приводит не только к отрицательным последствиям. Она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках. [2, c. 195 -196]

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ 

    1. Государственное регулирование цен
 

     Монополизированная  отрасль требует от государства  определенных мер для обеспечения  эффективности производства и размещения ресурсов. Центральным и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остается регулирование цен.

     Все схемы установления цен на продукцию  естественной монополии преследуют общую цель снизить потери общества, порожденные монопольной властью, без ущерба для эффективности и производства. Вместе с тем даже в теории не удается достичь параметров оптимальности, соответствующих условиям совершенной конкуренции.

     Существует  несколько моделей государственного ценообразования.         (рис. 3.1.)

Рис. 3.1. методы установления цен на продукты чистой монополии [1, с.5] 

     Эффективное ценообразование предполагает установление цены на уровне предельных издержек, должно имитировать условия равновесия при совершенной конкуренции. При этом на рынке складывается Парето-эффективное равновесие ("первое лучшее" решение). На графике описанной ситуации соответствует точка С, в которой достигается максимально возможный объем продаж Q2 при минимально возможной цене Р2.

     Недостаток  схемы состоит в том, что  кривая предельных издержек МС расположена  ниже кривой средних издержек АС при всех объемах выпуска и цена, равная предельным издержкам, также оказывается ниже средних издержек производства. Это приводит к убыткам производителя-монополиста и к необходимости его субсидирования со стороны государства за счет налогов, собираемых на других рынках.

     Помимо  проблемы возможной неэффективности перераспределения налогов, государственное субсидирование порождает проблему мотивации менеджеров: если менеджеры знают, что убытки неизбежны и будут возмещены государством, они перестают стремиться к минимизации издержек. Становится труднее выяснить, покрывает ли субсидия неизбежно высокие постоянные затраты естественной монополии или заодно и неэффективность ее технологии и менеджмента. В результате выигрыш общества от установления низких цен на уровне предельных издержек может даже не компенсировать потери производственной эффективности.

     Справедливое  ценообразование Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация выигрыша потребителей при условии безубыточной деятельности естественной монополии. Этому соответствует установление цены на уровне средних издержек Р - АС (точка Е на рисунке 3.1). Естественный монополист не получает прибыли, но и не несет убытков, нет необходимости выплаты субсидий как в случае эффективного ценообразования. Достигается субоптимальное распределение ресурсов: хотя цена р3 выше предельных издержек, ущерб общественному благосостоянию минимален ("второе лучшее" решение). Тем не менее многие проблемы, характерные для эффективного ценообразования, сохраняют свою силу и для справедливого ценообразования. Прежде всего это относится к непрозрачности информации об уровне издержек, создающей стимул к их завышению. Кроме того, предприятие работает без прибыли, что делает невозможным расширенное воспроизводство. [1, c. 5]

     Ценообразование  с  нормальной  прибылью. Государство определяет для естественного монополиста норму рентабельности к издержкам на уровне доли  от затрат. Кривая АСР отражает величину издержек с учетом необходимой прибыли. Точка пересечения Ер кривой АСР и функции спроса D определяет равновесную цену РР, при которой спрос и предложение сбалансированы на уровне QР.

     Однако  практическая оценка уровня нормальной доходности для естественной монополии чрезвычайно затруднена. Поскольку функции спроса и издержек подвержены постоянным изменениям, в том числе вследствие политики, проводимой государством в данной отрасли, регулируемая цена также требует постоянной корректировки. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми, являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. Но чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у естественного монополиста стимулов к снижению реальных издержек. Более того, предприятию становится даже выгодно наращивать затраты: ведь для проверки их обоснованности требуется аудит (мониторинг), который сложно и дорого осуществлять в оперативном порядке и на регулярной основе.

     Предельные  цены. Теоретически избежать отрицательных последствий ценообразования с нормальной прибылью можно с помощью установления предельной цены, которая выше средних издержек. Данный метод регулирования естественных монополий - один из наиболее многообещающих с точки зрения эффективности использования ресурсов. В отличие от рассмотренных выше способов ценообразования естественный монополист обладает большей свободой в определении цены и поставляемого объема товаров (услуг).

В данном случае имеет значение не структура  затрат естественного монополиста, которые теперь нет необходимости проверять, а уровень предельной цены. Вся дополнительная прибыль, появляющаяся вследствие совершенствования технологии или организации производства, остается у предприятия, поэтому у него теперь есть сильный стимул минимизировать затраты.

     В некоторых случаях регулирующими  органами не устанавливается четко зафиксированная предельная цена, а используется так называемый индекс инфляции - X. Это значит, что регулируемой фирме разрешается поднимать уровень своих цен ежегодно на величину, эквивалентную индексу цен минус определенный процент X.

     Величина  X определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, величины прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек и роста эффективности производства, а также потребности в инвестициях. В случаях когда регулирующие органы подтвердили потребность в крупных капиталовложениях для развития естественной монополии, формула принимает вид "индекс инфляции + X", то есть тарифы повышаются больше, чем растет инфляция. Разумеется, реализацию таких капиталовложений строго контролируют, дабы удостовериться, что дополнительная прибыль действительно идет на инвестиции. [1, c. 7]

Информация о работе Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии