Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение последствий монопольной власти и способов государственного регулирования монополии. Объект исследования - монополия, а предмет - монопольная власть и государственное регулирование монополии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……………………………………………5
1.1. Понятие монопольной власти …………………………………5
1.2. Источники монопольной власти……………………………….6
1.3. Показатели монопольной власти………………………………9
2. ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………….12
2.1. Ценовая дискриминация ……………………………………….12
2.2. Общественные потери………………………………………….18
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИИ…………………………………...23
3.1. Государственное регулирование цен …………………………..23
3.2. Налогообложение ……………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...35
где I — лернеровский индекс монопольной власти;
Рm — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. И, следовательно,
IL= 0. Если IL представляет собой положительную величину IL> О),
фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель,
тем больше монопольная власть. Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
Если
мы умножим числитель и
Тем самым лернеровский рассматривает высокие прибыль как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитывать затраты на собственный капитал, особенно капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики
(1.4)
где Iнн — индекс Херфиндаля — Хиршмана;
-удельный вес самой крупной фирмы;
- удельный вес следующей по величине фирмы;
…
- удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем например чистой монополии), то S1 = 100%, а Iнн=10000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а Iнн = 100* =100.
В США Высокомонополизированной считаётся отрасль, в которой индекс Херфиндаля — Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. [7, c. 112 - 113]
2.
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
2.1.
Ценовая дискриминация
Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Например, фармацевтические компании часто устанавливают различные цены на одни и те же лекарственные средства в разных странах. Подписка на экономические журналы часто стоит дороже для библиотек, чем для отдельных граждан. Автобусные компании и кинотеатры обычно устанавливают более низкие тариф для пожилых людей, чем для остальных граждан. [2, c. 106]
Для того, чтобы ценовая дискриминация способствовала увеличению прибыли должны соблюдаться три условия.
Во-первых, фирма должна влиять на цену. Если производитель не может влиять на цену, тогда все покупатели продукции этого производителя желают платить одинаковую цену за единицу товара. Самое лучшее, что может сделать фирма, — это установить на свой товар цену, которую желают заплатить все потребители. При этом возможность установить различные цены разным покупателям не принесет фирме никакой пользы. Кривая спроса влияющей на цену фирмы, наоборот, имеет отрицательный наклон, поэтому она может получить прибыль, устанавливая более высокую цену для тех покупателей, которые способны платить больше за этот товар.
Во-вторых, фирма должна уметь дифференцировать своих покупателей. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Такое разделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.
И в-третьих потребители не должны иметь возможность заниматься арбитражем. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на сегменте рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на сегменте рынка с высокими ценами, то происходящее в результате снижение предложения увеличит цену на сегменте рынка с высокими ценами. Из-за этого политика ценовой дискриминации будет подорвана. Из данного условия следует, что отрасли услуг, например отрасль перевозок, юридических или медицинских услуг, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации
В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации. [5, c. 491 – 492]
Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.
Модель
совершенной ценовой
Рис. 2.1.
Совершенная ценовая дискриминация [2,
c. 108]
Теперь с ростом продаж потери от снижения цен на все единицы товара отсутствуют, и кривая предельной выручки МRц.д совпадает с кривой спроса (D). Монополисту становится выгодно увеличивать объем производства и продаж (за счет снижения цены на каждую последующую единицу товара) до тех пор, пока цена не опустится до величины P2, равной предельным затратам. Общий объем производства возрастает с QB до QE. Это столько же, сколько производилось бы в условиях совершенной конкуренции. Однако монополист перераспределяет в свою пользу весь излишек потребителя. Общая величина излишка становится равной площади фигуры, ограниченной осью ординат и кривыми МС и D (GAEF). В случае совершенной конкуренции при единой цене товарного рынка Р2 покупатели сохранили бы излишек, равный площади треугольника Р2AE. [2, c. 108 – 109]
Фирма, использующая абсолютную ценовую дискриминацию, выпускает такое количество продукции, при котором кривая спроса пересекается с кривой предельных издержек. И мы знаем, что это эффективный уровень производства. Другими словами, максимизирующий прибыль монополист, использующий абсолютную ценовую дискриминацию, производит максимизирующее общий выигрыш количество продукции.
Несмотря на то что этот вывод может показаться неожиданным, он имеет простое объяснение. В случае, когда фирма использует абсолютную ценовую дискриминацию, выигрыш потребителя отсутствует, и прибыль монополиста равняется общему выигрышу. Поскольку прибыль и общий выигрыш равны, то максимизируя свою прибыль, фирма также максимизирует общий выигрыш.
Тот факт, что абсолютная ценовая дискриминация приводит к эффективности, также усиливает противоречие между вопросами эффективности и справедливости. Выигрыш потребителя при ценовой дискриминации первой степени ниже (он равен нулю), чем при монополии, не применяющей дискриминацию. [8, c. 426]
Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.
Обратнмся к рис. 2.2, а. Линия D здесь отображает индинвндуальный спрос некоего потребинтеля. Монополинст, практинкующий ценовую динскринминнацню второй степенин, может установинть три разные цены. Первые Q1 единиц продукцин будут, скажем, продаваться по цене Р1, следующие Q2 - Q1 единиц — по более низкой цене Р2, следующие Q2 – Q3 единиц — по еще более низкой цене Р3, тогда как недискриминирующий монополист установил бы при прочих равных условиях еднную цену Р3. Соответственно общая выручка монополиста от продажи (расходы потребителя на покупку) Q1 единиц продукции будет равна площади прямоуголыгака ОР1АQ1,, от продажн Q2 еднннц — площади фигуры ОР1АК.ВQ2, от продажн Q3 единиц — площади всей заштрихованной фигуры.
Рис. 2.2.
Ценовая дискриминация второй степени.
[2, c. 110]
Поскольку выручка от продажи Q3 единиц по единой цене Р3 была бы равна площади прямоугольника ОР3С Q3, мы можем утверждать, что присвоенный благодаря ценовой дискриминации второй степени монополнстом потребнтельский излишек равен площади фигуры Р3Р1АКВL, тогда как плоoадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса характеризует часть излишка потребителя, не присвоенную монополистом. Чем более будет дифференцирована цена продукции ем в большей степени ценовая дискриминация второй степени будет приближаться к совершенной.
Очевидно, что при ценовой дискриминации второй степени блочные цены могут быть установлены не только как убывающая функция объема продаж (Р1 > Р2 > Р3; Q1 < Q2 < Q3), как это показано на рис. 2.2, а, но и как его возрастающая функция (Р1 < Р2 < Р3 ;Q1 > Q2> Q3),
На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму разного рода ценового дисконта, или скидок. Например:
Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает. [2, c. 113]
Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что в основе ее лежит не различение цен спроса на отдельные экземпляры (или партии) товара, как при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (сегментация рынка).
Примеры ценовой дискриминации третьей степени многочисленны и разнообразны. Приведем некоторые из них.
1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.
2. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале.
3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).
Информация о работе Последствия монопольной власти. Государственное регулирование монополиии