Потребление и инвестиции как компоненты совокупного спроса в кейсианской модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

В рыночных условиях, когда совершаются миллиарды сделок купли-продажи на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос и совокупное предложение товаров должны быть представлены и совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования.

Содержание

Введение
1. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.
1.1 Потребление. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонности к потреблению.
1.2 Сбережения. Кейнсианская функция сбережения. Средняя и предельная склонности к сбережению.
2. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Мультипликатор инвестиций. Парадокс бережливости.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 61.55 Кб (Скачать документ)

       Долгосрочный  уровень автономного потребления  приближается к нулю: АРС и МРС в долгосрочной перспективе сближаются. Прогнозирование на основе функции потребления Кейнса опиралось на допущение: рост национального дохода сопровождается ростом предельной склонности к сбережению. Это ограничивает нарастание потребительского спроса, что делает неизбежным экономический спад. Однако Кузнец доказал, что более высокие доходы вовсе не порождают спад потребительской активности населения: норма сбережения относительно постоянна во времени. В послевоенный период появилось несколько альтернативных теорий потребления:

  1. Теория относительного дохода (выведенная в 1949 г. Дж. Дюзенберри): в рамках нее была предпринята попытка опровергнуть посылку, что потребительские расходы определяются располагаемым доходом. Утверждалось, что на решения потребителя оказывают решающее влияние покупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит в следующих утверждениях: потребление индивидуума сегодня зависит от его текущего дохода по сравнению:
    • с доходом соседей;
    • с его собственным доходом в прошлом.

       Классическая  теория потребительского спроса полагала, что удовлетворение потребителя  от покупки не зависит от приобретений других потребителей. В отличие от нее Дюзенберри доказывал, что все потребители "соревнуются" друг с другом: желание "быть не хуже" вызывает к жизни некий демонстрационный эффект. Так, если сравнить потребительские покупки в Ульяновске в районе завода "Комета" и в районе "АвтоУАЗа", то окажется, что средняя склонность к потреблению в последнем окажется выше при одном и том же располагаемом доходе.

  1. Теория жизненного цикла (выведенная в 1954 г. Ф. Модильяни): она покоится на предположении, что текущее потребление является функцией не текущего дохода, а совокупного богатства потребителя. Все потребители стремятся так распределить покупки в течение своей жизни, чтобы уровень потребления был постоянным, а богатство было истрачено полностью в конце жизни. Для всего жизненного цикла средняя склонность к потреблению в этом случае оказывалось равным единице. Иначе говоря, суть концепции жизненного цикла составляет гипотеза Ф. Модильяни, что потребительское поведение людей в течение всей их трудовой жизни строится таким образом, чтобы из полученного суммарного дохода сберечь средства, необходимые и достаточные для материального обеспечения их старости. В молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, надеясь вернуть долги в зрелые годы (родителям, а также государству, например, кредит на образование). В зрелые годы Y < C, так как увеличивается МРS (подготовка к старости). В старости на покупки тратятся помимо пенсий сбережения и трансферты взрослых детей. Однако проведенные эмпирические исследования опровергают модель жизненного цикла Модильяни, поскольку:
    • существуют сбережения из предосторожности:
      • предположение о том, что проживешь дольше, чем планировал;
      • возможность заболеваний: в условиях платности лечения это приведет к дополнительным, весьма значительным расходам. Правда, эта критика снимается распространением страхования жизни в работоспособном возрасте.
    • у многих пожилых людей проявляется стремление оставить наследство - детям, родственникам, на благотворительные цели. И действительно, существуют эмпирические доказательства того, что сберегательная активность пожилых людей во многих странах ничуть не ниже, чем у трудящейся молодежи. Кроме того очевидно, что накопленное к настоящему времени человечеством богатство (которое представляет собой по сути материализацию не потребленного поколениями дохода) несравненно больше, чем способны потратить все населяющие землю пожилые люди.

       Следовательно, простейшая модель жизненного цикла  не объясняет поведения потребителей. Ясно, что важнейшим фактором сбережений пожилых людей является стремление обеспечить жизнь на пенсии, но (а) и (б) - тоже весьма значимые факторы.

  1. Теория перманентного дохода (М. Фридмен). По М. Фридмену, если исключить чрезвычайные обстоятельства, то не существует прямой связи дохода семьи и ее текущего потребления. Согласно этой теории потребление домохозяйств пропорционально уровню не текущих, а перманентных их доходов (равных средней величине доходов за период более 1 года).Неизбежные колебания текущих доходов не отражаются на сложившемся в предшествующий период жизненном стандарте потребления. Полезность этой теории состоит в том, что она объясняет реакцию домохозяйств на временные изменения доходов. Пример: болезнь члена семьи, которая заведомо продлится менее года. Если использовать функцию потребления Кейнса, то потребление семьи сократится пропорционально сокращению текущего дохода. Между тем теория перманентного дохода доказывает, что сокращение потребления - если оно и произойдет - проявится в гораздо меньшей степени, чем сокращение дохода. При этом скорее можно ожидать продажу активов (акций, недвижимости и т.п.) или получения кредита в банке с целью поддержания достигнутого уровня жизни.

       Для упрощения графической интерпретации  функцию потребления в дальнейшем величину МРС будем считать постоянной. Это означает, что график функции  потребления – прямая линия.

      Алгебраически МРС – это числовое значение тангенса угла наклона линии потребления. Наклон любой кривой определяется отношением её вертикального смещения от одной точки к другой к горизонтальному смещению.

      Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления  может быть выражена в виде функции  потребления (рис. 1): 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1 Функция  потребления

      Следует иметь в виду, что существует потребление  при нулевом уровне дохода, которое, к примеру, может осуществляться за счёт продаж ранее накопленного имущества или за счёт займов. Такое  потребление называется автономным. Автономное потребление характеризует  минимальный уровень потребления, необходимый людям.

       Автономное  потребление существует за счёт, во-первых, ранее сделанных сбережений, во-вторых, займов под залог имущества, в-третьих, продажи иных активов домохозяйств.

       Графически  зависимость дохода и потребления  представлена на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Зависимость потребления от дохода

      По  горизонтальной оси откладывается  располагаемый доход, по вертикальной – расходы населения на потребление. Любая точка на биссектрисе угла между осями означает, что доходы равны расходам. Кривая потребления С поднимается на некоторую величину автономного потребления над осью абсцисс и пересекает биссектрису в точке В, которая является точкой нулевого сбережения. Доход в 300 ден. ед., соответствующий этой точке, называется пороговым доходом. При доходе, меньшем этой величины (левее точки В), у населения желание тратить деньги не совпадает с возможностями. Отрезок КМ показывает превышение расходов над доходами, или жизнь в долг при уровне располагаемого дохода в 250 ден. ед. Правее от точки В доходы населения превышают его расходы. Отрезок К’M’ иллюстрирует величину сбережений населения при уровне дохода в 350 ден. ед.

      Дж.М.Кейнс отметил три свойства, которыми характеризуется функция потребления:

  • Значение предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей и меньше средней склонности к потреблению,
  • Средняя склонность к потреблению уменьшается по мере роста дохода, приближаясь к величине МРС,
  • Доход является основным фактором, определяющим потребление.

       Кейнс полагал, что уровень потребления зависит от текущего дохода: потребление = f (текущий доход). Современная трактовка: потребление = f ( текущий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем). Иными словами, в основном потребление зависит от перманентного, постоянного дохода. Кейнс предсказывал, что АРС уменьшается с ростом дохода. Но выяснилось, что на протяжении длительных периодов АРС не снижается. Кроме перечисленных существует множество других концепций потребления, например, доказывающих связь сбережений со страхом перед ядерной войной - в зависимости от представлений о вероятности этой войны. Бюллетень ученых-ядерщиков регулярно анализировал в недалеком прошлом вероятность ядерного конфликта. Была установлена эмпирическая связь: чем выше эта вероятность, тем меньше сбережения. В странах, где вероятность признается более высокой (США - "заслуга" кинематографа) сбережения оказались ниже. В Японии, в которой вероятность признавалась низкой, они были выше. Но это лишь гипотеза. Теория потребления продолжает развиваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сбережения. Кейнсианская функция сбережения. Средняя  и предельная склонности к сбережению.

       Кейнс считал, что потребление подчиняется основному психологическому закону, согласно которому с ростом дохода индивиды увеличивают своё потребление, однако в меньшей степени, чем растёт доход. Оставшаяся часть дохода сберегается. Поэтому сбережения также зависят от дохода: чем богаче семья, тем большую долю дохода она сберегает. Сначала люди определяют величину своего потребления, а всё оставшееся от дохода после потребления сберегают.

       Желание людей сберегать часть дохода обусловлено:

  • стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств;
  • стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям, необходимостью содержать иждивенцев;
  • желанием обеспечить доходы в форме процента;
  • желанием наслаждаться чувством независимости;
  • намерением обеспечить необходимые средства для коммерции;
  • желанием оставить наследство;
  • просто скупостью.

       К такому выводу Кейнс пришёл исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».

       Факторы, определяющие величину сбережений домашних хозяйств, следующие: их доход, уровень  цен, величина накопленного богатства, величина потребительской задолженности, экономические ожидания людей, уровень  налогообложения.

       Совокупное  сбережение (S) – это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т.е. отказ от текущего потребления в целях его увеличения в будущем.

      Средняя склонность к сбережению (APS) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идёт на сбережения:

APS  =  .

      В соответствии с психологическим  законом, сформулированным Дж.М.Кейнсом, с увеличением располагаемого дохода средняя склонность к сбережению возрастает. Потребляемая доля располагаемого дохода уменьшается, и, соответственно, возрастает доля сбережений. Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой долей должна поглотить всю величину располагаемого дохода любого уровня:

APC  +  APS  =    +   =  =    =  1.

      Соответственно, предельная склонность к сбережениям (MPS) – доля прироста сбережений при любом изменении располагаемого дохода:

MPS  = .

где - прирост сбережений.

      Сумма предельной склонности к потреблению  и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после  уплаты налогов всегда равна единице:

MPC  +  MPS  =  1.

То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения; непотребляемая доля любого изменения в величине дохода, по существу, идёт на сбережения. Поэтому MPC и MPS должны поглотить весь прирост дохода.

      Функцию сбережений можно представить как 

S  =  MPS  ×  Y  -  SL,

где SL – величина прошлых сбережений, равная -Са (рис. 3). 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Функция  сбережений.

      Для того, чтобы понять различия в линиях наклона функции сбережений и функции потребления, целесообразно сравнить рис. 1 и 3. Поскольку MPC больше MPS, угол наклона по отношению к оси располагаемого дохода кривой функции потребления больше угла наклона к той же оси кривой функции сбережений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИНВЕСТИЦИИ. ФУНКЦИЯ СПРОСА НА ИНВЕСТИЦИИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ. ПАРАДОКС БЕРЕЖЛИВОСТИ.

      Основной  мотив инвестиций частных фирм –  желание максимизировать величину прибыли. На размер их инвестиций влияют следующие факторы: норма чистой прибыли, реальная ставка процента, изменения  в технологии производства, величина наличного основного капитала, динамика совокупного дохода, экономические  ожидания и уровень налогообложения.

      Очевидно, что группы вышеперечисленных факторов не совпадают. По Кейнсу, не существует механизма, постоянно выравнивающего размеры инвестиций и сбережений. Соответственно, если у классиков предложение товаров и услуг, определяемое предложением факторов производства, создаёт адекватный спрос, и динамичное развитие производства обуславливается прежде всего динамичным наращиванием и эффективным использованием производственных мощностей, то по Кейнсу уровни выпуска и занятости определяются размерами совокупных расходов.

Информация о работе Потребление и инвестиции как компоненты совокупного спроса в кейсианской модели