Потребление и инвестиции как компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты понятий потребления и сбережения в кейнсианской модели, изучит проблематику, и состояние в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………….4
КОМПОНЕНТЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ...5
1.1 Модель совокупного спроса……………………………………………………..5
1.2 Модель совокупного предложения……………………………………………...6
1.3 Неценовые факторы совокупного предложения……………………………….8
1.4 Сдвиги на графиках потребления и сбережений………………………………12
ИНВЕСТИЦИИ. ФУНКЦИИ СПРОСА НА ИНВЕСТИЦИИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ. ПАРАДОКС БЕРЕЖЛИВОСТИ………14
2.1 Сущность инвестиций и их виды. Спрос на инвестиции……………………..14
2.2 Мультипликатор…………………………………………………………………20
2.3 Парадокс бережливости………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28

Работа состоит из  1 файл

текст.docx

— 215.65 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования

«ЧАСТНЫЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» 

Кафедра финансов 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему

«Потребление  и инвестиции как компоненты совокупного  спроса в кейнсианской модели макроэкономического равновесия»

По дисциплине: Макроэкономика 
 
 

                Выполена:

                   Факультет: Экономический

              Специальность: ЭиУПР

                                                  Курс: 2

                                                    Группа:

                                                                                    Студент(ка):

                    Руководитель работы:

                        
                 
                 

Минск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………….4

КОМПОНЕНТЫ СОВОКУПНОГО  СПРОСА В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ...5

    1. Модель совокупного спроса……………………………………………………..5
    2. Модель совокупного предложения……………………………………………...6
    3. Неценовые факторы совокупного предложения……………………………….8
    4. Сдвиги на графиках потребления и сбережений………………………………12

ИНВЕСТИЦИИ. ФУНКЦИИ  СПРОСА НА ИНВЕСТИЦИИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ. ПАРАДОКС БЕРЕЖЛИВОСТИ………14

2.1 Сущность инвестиций и их виды. Спрос на инвестиции……………………..14

2.2 Мультипликатор…………………………………………………………………20

2.3 Парадокс бережливости………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Модели  потребления, сбережения и инвестиции играют важную роль в национальной экономике. В странах, в которых  потребляется лишь незначительная часть  доходов и делается много инвестиций, происходят стремительное увеличение выпуска продукции, значительный рост доходов и заработной платы; эта  картина была характерна для Соединенных  Штатов Америки В XIX столетии, для  Японии -- в XX и для «экономического  чуда» в странах Юго-Восточной  Азии, которое наблюдалось там  в течении послед- них трех десятков лет. И наоборот, в странах, где  потребляется значительная часть полученного  дохода, таких как многие бедные страны в Африке Латинской Америке, практически не инвестируется строительство  новых заводов и закупка нового оборудования, наблюдается не-значительный рост производительности труда и  заработной платы. Говоря на языке макроэкономики, потребление значительной части  национального дохода влечет за собой  снижение инвестиций и медленный  экономический рост, в то время  как потребление не-большой части  национального дохода способствует увеличению инвестиционной активности и стремительному экономическому росту.

     Взаимодействие  между потреблением и инвестициями играет абсолютно иную роль в краткосрочном  периоде, на протяжении деловых циклов. Когда экономические условия  дают толчок быстрому увеличению потребления  и инвестиций, это повышает совокупные расходы и совокупный спрос, увеличивая при этом производство продукции  и уровень занятости в краткосрочном  периоде. Экономический бум конца 1990-х годов в США во многом был  обусловлен быстрым ростом потребительских  расходов. В случае, когда потребление  уменьшается из-за высокого налогообложения  или в связи с исчезновением  уверенности в завтрашнем дне, это  ведет к снижению совокупных расходов и может привести экономику в  состояние рецессии, как случилось  в 1990-е годы в Японии.

     Цель  работы – рассмотреть теоретические  аспекты понятий потребления  и сбережения в кейнсианской модели, изучит проблематику, и состояние  в нашей стране. 
 
 
 

1 КОМПОНЕНТЫ  СОВОКУПНОГО СПРОСА В КЕЙНСИАНСКОЙ  МОДЕЛИ 

1.1 Модель совокупного спроса 

     Кривая, характеризующая зависимость между  уровнем цен и реальным объемом  производства, на графике выглядит так же, как кривая спроса на отдельно взятом рынке (рис. 1.1.1).

 

Рис. 1.1.1 Кривая совокупного спроса 

     Напомним, что уровень цен представляет собой дефлятор, выраженный в процентах, а реальный объем производства есть ВНП или НД (ЧНП) в денежных единицах, которые рассчитываются как соответствующие  номинальные ВНП или НД (ЧНП), деленные на дефлятор. Если в построение модели совокупного спроса ввести условие, что объем денежной массы остается постоянным, то становится очевидным  тот факт, что с повышением уровня цен реальный совокупный спрос на производимый продукт падает, а с  его понижением растет.

     Какие-либо дополнительные объяснения этой закономерности представляются излишними. Рассматриваемые  в учебниках так называемые ''эффекты'' процентной ставки, реальных кассовых (денежных) остатков и импортных  закупок лишь конкретизируют некоторые  экономические отношения, связанные  с движением уровня цен. Содержание этих эффектов заключается в том, что при росте уровня цен:

     1) возрастает потребность в деньгах,  необходимых для сохранения уровня  реальных потребительских и производственных  расходов, в связи с чем растут  процентные ставки;

    2) реальная  покупательная способность денег  при сохранении их номинальной  массы сокращается;

    3) импортные  товары становятся относительно  дешевле, что стимулирует сокращение  покупок отечественных товаров  иностранцами и рост покупок  иностранных товаров гражданами  страны. 

При снижении уровня цен происходят обратные процессы.

Неценовые факторы совокупного спроса

Неценовыми  факторами (детерминантами) совокупного  спроса, сдвигающими кривую совокупного  спроса вправо или влево целиком, являются: 

1) массовые  изменения в потребительских  расходах: благосостояние, ожидания  потребителями изменения доходов,  задолженность потребителей, налоги;

2) массовые  изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидаемые прибыли  от инвестиций, налоги с предприятий,  технология, избыточные мощности;

3) изменения  в государственных расходах;

4) изменения  в экспортно-импортных расходах: национальный доход зарубежных  стран, валютные курсы. 

1.2 Модель совокупного предложения 

     Кривая  совокупного предложения имеет  конфигурацию, отличную от кривой предложения  на отдельный товар. Она отражает три различные экономические  ситуации: 1) состояние неполной занятости  и наличия свободных производственных мощностей; 2) состояние, приближающееся к полной занятости; 3) состояние полной занятости (рис. 1.2.1).

 

Рис. 1.2.1 Кривая совокупного предложения

     Первой  ситуации отвечает горизонтальный отрезок  кривой, который означает, что при  росте совокупного спроса производство может быть увеличено не только без  увеличения издержек на единицу продукции, но даже при уменьшении их, что всегда происходит при более полном использовании  имеющихся ресурсов. Этот отрезок  называют по имени его первого  интерпретатора кейнсианским.

     Промежуточный отрезок означает, что экономика  приближается к состоянию полного  использования производственных ресурсов, но начинают обнаруживаться нарастающие  трудности в этом отношении. В  отдельных отраслях оказываются  занятыми все трудовые ресурсы и  производственные мощности. В такой  ситуации расширение объема производства вызывает повышение спроса на дополнительные материальные и трудовые ресурсы  и соответствующий рост цен на них.

     Вертикальный  отрезок кривой совокупного предложения  называют классическим, так как он отражает концепцию классиков рыночной экономики, согласно которой рыночный механизм сам по себе способен приводить  в равновесие цены и ресурсы, спрос  и предложение. Этот взгляд марксисты  не напрасно называют вульгарным, т. е. упрощенным, так как он опирается  на очевидную, но вместе с тем поверхностную  зависимость объемов спроса и  предложения от рыночных цен, из которой  вовсе не следует, что возросший  денежный спрос может быть покрыт путем роста цен, а сокращение спроса вызывает снижение цен на ресурсы  и потребительские товары до равновесного уровня.

     Гипотетически в кратковременном периоде состояние  полного использования экономических  ресурсов действительно может наступить  и на практике это иногда имеет  место. Но в долговременном периоде  в конечном счете всегда находятся  решения, позволяющие создать новое  производство, как за счет освоения новых природных ресурсов и привлечения  рабочей силы из-за рубежа, так и  за счет внедрения новых техники, технологии, организации и управления производством. Что касается предположения, что с уменьшением спроса в  ситуации полной занятости должны снижаться  цены, то это является несостоятельным  теоретическим домыслом: эффект храповика  вместо снижения цен ведет к сокращению объема производства при сохранении прежних цен.

     Суть  эффекта храповика заключается  в том, что в современном обществе тенденции к росту цен и  заработной платы не вызывают сопротивления  ни со стороны рабочих, ни со стороны  предпринимателей. Зато тенденциям к  их снижению дружно сопротивляются как одни, так и другие. Схематично действие этого эффекта можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1.2.2).

Рис. 1.2.2 Эффект храповика 

При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное  положение сместится от b1 до b2, причем реальный объем производства товаров  и услуг возрастет от Q1 до Qf, а  уровень цен - от P1 до P2. Но поскольку  цены не имеют тенденции к понижению, то уменьшение совокупного спроса к  прежнему уровню (oт AD2 к AD1) не возвратит  экономику в ее исходную равновесную  точку b1, а приведет ее в новую  равновесную точку b'2, при котором  уровень цен сохранится (P2), а объем  производства упадет ниже своего первоначального  уровня до Q2. Эффект храповика приводит к смещению кривой совокупного предложения  от P1aAS до P2b2AS. 

1.3 Неценовые факторы совокупного предложения 

     Неценовыми  факторами совокупного предложения  являются изменения: 

- цен  на ресурсы. Увеличение собственных  ресурсов земли, труда или капитала  обусловливает рост предложения  и сокращение цен. Цены на  импортные ресурсы влияют на  объем предложения обратно пропорционально  их изменению. Усиление монополизации  рынка ведет к росту цен;

- производительности  труда и эффективности производства. Их рост обусловливает рост  предложения и снижение цен.  Противоположные изменения вызывают  обратные тенденции;

- правовых  норм. Увеличение налогов сокращает  производство, предоставление государством  субсидий, дотаций и налоговых  льгот обусловливает уменьшение  издержек предприятий и рост  предложения.

     Модели  совокупного спроса и предложения  в координатах ''совокупные расходы - совокупные доходы''

     Модель  спроса и предложения в координатах  совокупных расходов и доходов применяется  в теории при объяснении принципов  регулирования макроэкономического  равновесия. В ней по оси абсцисс  откладывается реальный объем производства товаров и услуг в неизменных ценах, характеризующий совокупный доход в том или ином выражении, а по оси ординат - их потребление  в тех же ценах, называемое совокупными  расходами. При условии пропорционального  изменения производства и потребления, совокупный спрос AD и совокупное предложение AS в таких координатах будут  изображаться прямыми линиями. Если же предположить, что производимый продукт полностью потребляется, объем потребления в каждой точке  равен объему производства (AD = AS), то кривые AD и AS будут совпадать друг с другом и представлять собой  биссектрису прямого угла (рис. 1.3.1).

Информация о работе Потребление и инвестиции как компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели макроэкономического равновесия