Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику. Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, издержек общества исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования.
Введение
1. Общая характеристика рынка чистой монополии
1.1Сущность и возникновение чистой монополии
1.2 Виды монополий
2. Деятельность фирмы в условиях монополии
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом
1.4 Монопольное равновесие
1.5 Ценообразование в условиях монополии и социальная цена монополии
1.6 Монопольная цена и дискриминация цен
3. Общественные издержки монопольной власти
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Московской области.
ГОУ ВПО МО «Московский Государственный областной» социально гуманитарный
Кафедра экономики и менеджмента.
Курсовая работа
на тему:
Поведение фирмы в условиях чистой монополии
Выполнила: студентка ЭФ
«Национальная экономика»
1 курс очной
формы обучения.
Пряникова
Анна
Проверил:
Доцент Шатсков
Анатолий
Александрович
Коломна-2012
Содержание:
Введение
1. Общая характеристика
рынка чистой монополии
1.1Сущность и возникновение чистой монополии
1.2 Виды монополий
2. Деятельность
фирмы в условиях монополии
1.3 Условия максимизации
прибыли монополистом
1.4 Монопольное равновесие
1.5 Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии
1.6 Монопольная
цена и дискриминация цен
3. Общественные
издержки монопольной власти
Заключение
Список использованной
литературы
В
конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые
за свою многовековую историю развития
столкнулся со сложными проблемами. Возникла
реальная угроза для функционирования
конкуренции этого необходимого атрибута
рынка. На пути конкуренции возникли существенные
препятствия в виде монополистических
образований в экономике. Без принятия
твердых и последовательных мер против
монополизма нельзя надеяться на успех
экономической реформы и переход к рыночной
экономике. Успех экономических преобразований
в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством
монопольных процессов и конкурентных
отношений. Особенно важной становится
проблема демонополизации экономики и
недопущения усиления роли уже действующих
на рынке монополий.
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии
и
как монополизм влияет на экономику.
Проблема монополий в экономике
является одной из основных для любого
государства, независимо от того, рыночная
ли это экономика или же распределительная.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение
экономической сущности монополии, издержек
общества исследование условий максимизации
прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение
монопольного ценообразования.
1.Общая
характеристика рынка чистой
монополии.
1.1
Сущность и возникновение
Чистая
монополия (1) — ситуация, когда на рынке
присутствует только один поставщик данного
вида товаров и услуг.
Чистая
монополия (2) – это тип рынка, при котором
единственный производитель контролирует
выпуск товара, у которого нет заменителей,
а появление конкурентов маловероятно
вследствие высоких барьеров входа в отрасль.
Монопо́лия (от греч. Моно — один и полео — продаю) . Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом смысле продукт монополии уникален. Это накладывает определенный отпечаток на рекламу: поскольку у чистого монополиста отсутствуют прямые конкуренты, т.е у него нет необходимости "завоевывать" потребителей. Его рекламная деятельность носит характер связей с общественностью и проводится ради престижа и формирования благоприятного общественного мнения. Барьеры вступления новых фирм на этот рынок труднопреодолимы.
Первые
в истории монополии
Монополии появились и в России, но их
развитие было своеобразным. Первые монополии
образовались в 80-х годах 19 века ( Союз
рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие
развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе ( металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара. Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.
Экономическая
власть устанавливается по мере роста
размеров капитала и сосредоточения
производства какого-то товара в отдельных
руках. Такое сосредоточение является
результатом концентрации и централизации
производства в отдельных отраслях, победы
над конкурентами, обычно более мелкими.
С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.
Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист.
Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится особый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делается вино - совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам -то продавец вина также предстает как монополист.
Здесь
мы видим, что в принципе монополистом
может стать любой товаропроизводитель,
который производит уникальный товар,
непохожий на другие товары. Если талант
человека проявляется в способности создавать
оригинальные вещи или идеи, то талантливый
человек может тоже быть монополистом.
Таковым, к примеру, можно считать художника,
выставившего свои неповторимые полотна
на продажу. Значит, монополия может быть
порождена талантом отдельных людей.
В
некоторых отраслях существование
монополии может быть обусловлено
отраслевой спецификой. В этом случае
говорят о наличии в них
естественных монополий. К таким отраслям
относятся, например, железнодорожный
транспорт, электроснабжение, водоснабжение,
газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных
компаний, которые конкурировали бы между
собой, обеспечивая проезд пассажиров,
например, из Челябинска до Уфы, экономически
невыгодно. Полученные доходы у этих компаний
не смогли бы покрыть издержки производства.
Иметь в подобных отраслях одну компанию
вполне естественно и нормально, то есть
экономически выгодно как с точки зрения
интересов отдельных компаний, так и всего
общества.
1.2
Виды монополий
Существуют
разные виды монополий, которые можно
классифицировать на три основных:
1. естественная
2.
3.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными
признаками естественной монополии
являются следующие:
1. Деятельность
субъектов естественных монополий эффективнее
в отсутствии конкуренции, что связано с
существенной экономией на масштабах
производства и высокими условно-постоянными
издержками. К таким сферам относят, например,
транспорт. Затраты на доставку груза
или перевозку одного пассажира тем ниже,
чем больше грузов или пассажиров
перевозятся в данном направлении.
Информация о работе Поведение фирмы в условиях чистой монополии