Поведение фирмы в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику. Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, издержек общества исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика рынка чистой монополии
1.1Сущность и возникновение чистой монополии
1.2 Виды монополий
2. Деятельность фирмы в условиях монополии
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом
1.4 Монопольное равновесие
1.5 Ценообразование в условиях монополии и социальная цена монополии
1.6 Монопольная цена и дискриминация цен
3. Общественные издержки монопольной власти
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1..doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

       2.        Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться. 

       3.        Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно. 

       4.        Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

       Существуют  два типа естественных монополий: 

       а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста). 

       б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

                                                                 
 

                                                                    6.

       Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в  квартиры.  

       Не  всегда рациональной оказывается попытка  проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

       Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

       С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. 

       Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. 

       Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. 
 
 
 
 
 
 

                                                                   7. 
 

       1.3 Условия максимизации  прибыли монополистом 

       Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке  действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что  фирма-монополист контролирует рынок  целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является цена-получателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

       По  мере роста выпуска растут (или  по крайней мере неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет  расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи  дополнительной единицы товара превышает  или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.

            Пусть π - прибыль монополиста ( π = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. 

       Условия максимизации прибыли: 

       Первое  условие: MR = MC, где MR – предельная выручка  и MC – предельные издержки 

       Второе условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ. 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.1.1 Максимизация прибыли

                                                                            8.

       Прибыль максимальна, если при равенстве  предельной выручки предельным издержкам  предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки.  

       В условиях  максимизации прибыли  монополистом предельные издержки, в  отличие от модели рынка совершенной  конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии. 

       Процентное  превышение цены над предельными  издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти. 

       Означает  ли это, что монополист не может нести  убытков? Будет ли монополист иметь  прибыль или нести убытки, зависит  от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних  издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qвыше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна. 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.1.2  Убытки в условиях монополии 
 

       Qm - величина убытков

        
Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит  в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе – ценоискателями).
 

                                                                      9.

       Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они  принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.

       Такой рынок, как монополия – это  рынок с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.

       Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон.  

       Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при  любом положительном объёме выпуска.

       Поэтому условие максимизации прибыли для  любой фирмы, будет точно таким  же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.

       Отсюда  мы получаем чрезвычайно важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт  оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует.

       В связи с этим возникают два  вопроса. Во-первых, как мы можем  измерить монопольную власть, чтобы  можно было сравнить одну фирму с  другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?

       Вспомним  важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной  властью: для конкурентной фирмы  цена равна предельным издержкам, для  фирмы с монопольной властью  цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска. 

       По  меньшей мере три фактора определяют эластичность спроса для фирмы: 

         Первый из них – наличие товаров-заменителей. Чем больше у продукта некоторой фирмы товаров-заменителей и чем ближе они по своим качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях чистой монополии