Поведение фирмы в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику. Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, издержек общества исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика рынка чистой монополии
1.1Сущность и возникновение чистой монополии
1.2 Виды монополий
2. Деятельность фирмы в условиях монополии
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом
1.4 Монопольное равновесие
1.5 Ценообразование в условиях монополии и социальная цена монополии
1.6 Монопольная цена и дискриминация цен
3. Общественные издержки монопольной власти
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1..doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

                                                                  10.

       Поэтому чистая монополия – явление в природе столь же редкое как снежный человек: все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не видел. 

       Вторым  определяющим фактором монопольной  власти является количество фирм, действующих  на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации. 

       Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии поэтому является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм. 

       Существует  специальный индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике. Подсчитывается он следующим образом и может быть представлен формулой: 

       Рмон.= Р1 + Р2+РЗ 

       Индекс   Херфиндаля-Хиршмана    используется    правительственными органами регулирования  экономики  в  качестве  легального  ориентира антимонопольной политики. Так, в США с  1982  г.  IHH  стал  основным ориентиром при оценке допустимости разного рода слияния  предприятий. 
 

       1.4 Монопольное равновесие 

       Наиболее  благоприятным на рынке чистой монополии  является положение равновесия монополиста. Этот крайний случай, как бы редко  он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу.

       Для того, чтобы проследить за состоянием монопольного равновесия, рассмотрим графическое изображение рынка чистой монополии: 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    11. 
 
 

        

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.1.3 Равновесие монополиста 

       G - цена на основе предельных  издержек

       F - регулируемая цена

       Е - монопольная цена 

       В условиях монополии цена устанавливается  на слишком высоком уровне. Положения  равновесия максимальной прибыли для  монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения  кривых MR и МС длительного периода и на одной вертикали с ней. При этом Р превышает МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах общества снизит цену до уровня F, где линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более или менее уравновешиваются. 

       На  рис. 1.3 показано длительное равновесие монополиста. Его оптимальная цена превышает средние издержки, и поэтому он постоянно получает "монопольную прибыль". Его Р также выше его МС. Почему? Потому, что понижающаяся кривая его спроса (источник его контроля над ценами) равносильна тому, как это уже было объяснено, что его предельный доход будет ниже цены.

       Максимальная  прибыль, когда MR=MC, предполагает, что  Р выше МС. Мы снова осознаем, что эта разница между ценой, в которую вещи обходятся обществу, и предельными издержками их производства означает, что общественные ресурсы распределяются не наилучшим образом.

       Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли, или же по другим причинам, может  объявить монополию "общественно полезным предприятием" и установить контроль над ее ценами. Положение равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется на рис. 1.3 точкой Р. Здесь Р и АС равны. При равновесии в условиях контроля в точке Р разница между ценой и предельными издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке О. 

                                                             12.

       Если  же говорить о факторах, обуславливающих  рыночное равновесие на рынке чистой монополии, то они следующие: 

       1. Монополия вступает в отношения  только с покупателем своей  продукции; 

       2. Вход в отрасль почти невозможен устанавливаются материальный и искусственный барьеры (также в некоторых монополиях присутствует так называемый государственный барьер) Одним из действенных способов недопущения конкурентов в отрасль является резкое снижение цены на продукцию (в некоторых случаях монополист может позволить снижение цен ниже издержек производства (производство в убыток) для недопущения конкурента в отрасль); 

       3. Информация об этом рынке закрыта; 

       4. А главной особенностью является  специфика ценообразования;

       Так же данный вид рынка зависит от эластичности спроса. Если спрос на продукцию на рынке эластичен, то при росте цены доходы сокращаются. Если же спрос неэластичен, то при  росте цены растёт доход монополиста. Поэтому монополии часто фигурируют на рынках, которым присущ неэластичный спрос. 

       1.5 Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии

        

       1.6 Монопольная цена, лимитирующая  цена и дискриминация цен. 
 

       Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. 

       Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует - монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную "дань", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение. 
 

       Отличают  монопольную высокую и монопольную  низкую цены.  

                                                                 13.

       Первую  устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы.

       Вторую  формирует монопсонист по отношению  к мелким производителям, которые  тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается - она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

       Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

        
Рмон.= Р1 + Р2+РЗ

        
где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;
 

       Р2 -обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; 

       РЗ - монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения. 

       Монопольная цена — специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости  или цены производства, обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного  времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате "ломают" монополию.

       Следует учитывать и то, что монополия  может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать  реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует не эластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

       Рассмотрим  Долгосрочное равновесие, в случае открытой монополии. Пока что фирма  является единственным поставщиком  продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами, которые есть у естественной монополии, ни законодательными барьерами, делающими невозможным вход в отрасль - вотчину закрытой монополии. Как защищаться ей от возможных соперников? Какие варианты оптимального поведения находятся в ее распоряжении? Во-первых, она может взвинтить цену до уровня, обеспечивающего прибыль до тех пор, пока цены вновь не упадут. 

       Заодно  на рынке появятся конкуренты и часть прибыли будет доставаться, часто фирмы именно так и поступают. Много примеров подобного рода можно найти в отраслях, производящих бытовую электронику. Фирма, впервые выбрасывающая на рынок компакт-диски, стереотелевизоры и т. д., практически всегда устанавливает на них высокую стартовую цену.  

                                                                14.

       Вскоре  на рынок выходят фирмы, предлагающие аналогичную продукцию. Рынок превращается в олигополию, где фирме-лидеру может  принадлежать все-таки весьма значительная доля. Однако рыночная цена будет уже  существенно ниже начальной. В случае удачи, к моменту полного исчезновения чисто экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой-нибудь новый вид продукции, который вновь позволит фирме пожать плоды временной монопольной прибыли. Нередко надежда даже на весьма  краткосрочную монопольную прибыль становится мощным двигателем инновационного процесса.

       Однако  в ситуации открытой монополии у  фирмы есть и иной выбор. Вместо того, чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получения краткосрочной  максимальной прибыли, фирма может установить несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам, но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования,

       Поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов. Анализ лимитирующего ценообразования связан с серьезными трудностями. Такая стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов, которые имеют преимущества перед возможными конкурентами во всем, связанном с издержками. Например, компания, впервые выходящая на рынок, должна понести „безвозвратные издержки на создание дилерской сети в целях ознакомления потребителей с новым торговым знаком.  

       Может создаться и такая ситуация, при которой фирма-лидер сумела методом проб и ошибок достичь настолько „низкого уровня издержек производства, который в принципе недостижим для любой фирмы-преследователя. Обладая таким преимуществом в издержках, фирма-лидер может получить чистую экономическую прибыль при столь невысокой цене, которая практически исключает опасность появления новых фирм в отрасли. 

       Совершенно  не обязательно, чтобы перед фирмой стоял абсолютно жесткий выбор: 

Информация о работе Поведение фирмы в условиях чистой монополии