Повышение конкурентоспособности предприятия с введением онноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Конечная цель всякого предприятия – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

В современных условиях в Белоруссии происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Одной из важнейших задач становится повышение инновацивности предприятий, а именно: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного управления и использование новейших маркетинговых стратегий. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии современных предприятий.

Содержание

Введение 3

1. Повышение конкурентоспособности предприятия с введением инноваций 5

1.1 Конкуренция и конкурентные преимущества предприятия 5

1.2 Конкурентоспособность предприятия факторы и методы ее оценки 6

1.3 Организационно – экономический механизм обеспечивающий конкурентоспособность предприятия 8

1.4 Роль инновации в повышении конкуренции производства 9

1.5 Анализ инновационной стратегии предприятия 14

1.6 Пути и факторы повышения конкурентоспособности продукции с введением инноваций 16

2.Расчётная часть 17

2.1 Расчёт капитальных вложений (инвестиций) в основе производственные фонды 17

2.1.1 Расчёт количества оборудования 17

2.1.2 Расчёты величины производительных площадей 17

2.1.3 Расчёты величины вспомогательной площади 18

2.1.4 Расчёт величины капитальных вложений в здания 18

2.1.5 Расчёт величины капитальных вложений в рабочие машины и оборудование 18

2.1.6 Расчёт величины капитальных вложений в транспортные средства 19

2.1.7 Расчёт величины капитальных вложений в универсальную технологическую оснастку 19

2.1.8 Расчёт величины амортизации 20

2.2 Расчёт себестоимости единицы продукции 20

2.2.1 Расчёт стоимости сырья и материалов 21

2.2.2 Расчёт стоимости возвратных отходов 21

2.2.3 Расчёт стоимости комплектующих изделий, полуфабрикатов и услуг сторонних организаций, носящих производственный характер 22

2.2.4 Определение величины основной заработной платы производственных рабочих на изделие 22

2.2.5 Определение величины дополнительной заработной платы на изделие 22

2.2.6 Расчёт отчислений в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда 22

2.2.7 Определение величины расходов будущих периодов на подготовку и освоение новых видов продукции 23

2.2.8 Определение величины износа инструментов целевого назначения 23

2.2.9 Определение величины общепроизводственных (цеховых) расходов 24

2.2.10 Определение величины общехозяйственных (заводских) расходов 24

2.2.11 Определение величины коммерческих расходов 24

2.3 Определение численности работающих (основных и вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, МТР) фонда заработной платы 26

2.3.1 Расчёт численности основных рабочих 26

2.3.2 Определение численности вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, МТР 26

2.3.3 Определить годового фонда заработной платы всех работников предприятия 28

2.4 Расчёт величины капитальных вложений (инвестиций) в оборотные средства предприятия (цеха) 30

2.4.1 Определение величины оборотных средств (инвестиций) в запасах материалов 30

2.4.2 Определение величины оборотных средств (инвестиций) в запасах полуфабрикатов и комплектующих изделий 30

2.4.3 Определение величины оборотных средств (инвестиций) в запасах малоценных и быстроизнашивающихся предметов 31

2.4.4 Определение величины оборотных средств (инвестиций) в несовершённом производстве 31

2.4.5 Определение величин оборотных средств (инвестиций) в расходов будущих периодов 31

2.4.6 Определение величины оборотных средств (инвестиций) в запасах годовой продукции на складе 32

2.4.7 Определение величины нормированных оборотных средств предприятия (цеха) 32

2.4.8 Определение величины оборотных средств предприятия (цеха) 33

2.4.9 Определение величины ненормируемых оборотных средств предприятия (цеха) 33

2.5 Определение розничной цены 34

2.5.1 Расчёт отпускной цены изделия 34

2.5.2 Расчёт отпускной цены предприятия-изготовителя 34

2.5.3 Расчёт цены сбыта организаций 34

2.5.4 Расчёт розничной цены 34

2.6 Определение технико-экономических показателей работы предприятия (цеха) 35

2.6.1 Определение годового выпуска продукции в стоимостном выражении 35

2.6.2 Анализ безубыточности 35

2.6.3 Определение производительности труда 36

2.6.4 Определение годовой прибыли 36

2.6.5 Определение материалоёмкости продукции 36

2.6.6 Определение фондоотдачи, фондоёмкости, фондовооружённости 37

2.6.7 Определение показателей оборачиваемости оборотных средств 37

2.6.8 Определение рентабельности продукции 38

Заключение 39

Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

купсовая по экономике организации.... Восстановле.docx

— 102.62 Кб (Скачать документ)

       Исходными средствами конкуренции  являются: цена и качество товара; соотношение цены и качества; сервис; престижность; товарный знак  предприятия.

     Конкурентное  преимущество предприятия – какя – либо эксклюзивная ценность, которой  оно обладает  и которая дает  ему превосходство перед конкурентами. Конкурентное преимущество предприятия  можно определить эфективностью  использования материальных и нематериальных активов деятельности субъектов  хозяйствования, повышение качества продукции.

     В итоге конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции.

     Формами проявления конкурентных преимуществ  предприятия являются:

  • стабильность макроэкономических показателей в стране; преимущество в производственных, трудовых и финансовых ресурсах;сравнительно низкая себестоимость  и высокое качество продукции; соответствующая государственная политика в облости защиты и регулировании конкуренции или поддержка товаропроизводителей;
  • преимущества:  а) технического и технологического  характера; б) структурного характера; в) в развитии инфраструктуры рынка; г) маркетингового характера; д) влияние демографических изменений  на сегменты рынка; е) нормативно- правового характера; ж) природно-климатические и географические факторы.

     Основным  звеном в формировании конкурентных преимуществ предприятия являются выбор и разработка его конкурентной стратегии. Для усиления конкурентных позиций предприятия необходимо выбрать одну из стратегий, среди  которых, можно выделить следующие:

  1. Стратегия лидерства по издержкам – предусматривает снижение полных издержек производства.
  2. Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши – ориентирована на узкий сегмент ранка, где предприятие опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства и т. д. [1, c.240-241] .

1.2 Конкурентоспособность предприятия факторы и методы ее оценки

     Конкурентоспособность предприятия – это его способность производить и реализовать на рынке конкурентоспособность товаров и услуг.  Конкурентоспособность предприятия  определяется его конкурентными преимуществами по отношению  к конкурентам на конкурентном рынке, которые проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынке.

        Основополагающая  система факторов  конкурентоспособности предприятия  включает:

  1. параметры эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества;
  2. конкурентную среду и уровень конкуренции в отрасли, степень  приватизации предприятия в стране;
  3. конкурентная стратегия предприятия;
  4. характеристики спроса на товары предприятия;
  5. развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
  6. случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительства);
  7. экономические  и организационно – административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

     Конкурентоспособность  предприятия можно оценить тремя  способами:

  • интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;
  • на основе сравнения показателей конкурентоспособности, конкурентных товаров предприятий на конкретном рынке;
  • на основе сравнения конкурентоспособных товаров и емкости  рынка. [2]

     Первый  метод сводится к определению интегрального показателя конкурентоспособности предприятия (КП), который можно определить на основе соотношения ряда показателей двух конкурирующих предприятий. КП определяется по формуле: 

     где:

     Пр  – сравнительная эффективность  использования производственных ресурсов.

     Фин – коэффициент использования  финансового ресурса.

     Интегральный  показатель КП рассчитывается кА средневзвешенная величина, где  каждый показатель имеет  свою весомость.

     Наряду  с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия  с результативными показателями  его деятельности, этот метод имеет  и недостаток -  трудоемкость и  сложность расчета интегрального  показателя конкурентоспособности. Кроме  этого, по ряду причин процедура оценки уровня  конкурентоспособности предприятия  при помощи  интегрального показателя имеет ряд других проблем,  среди  которых следует выделить:

  • выбор  базового объекта (предприятия-лидера) для сравнения характеристик выпускаемой продукции, соизмеримости сегментов рынка, для которых и предназначена выпускаемая продукция;
  • выбор критерия эффективности использования ресурсов предприятия (рентабельность производства, показатели финансовой устойчивости предприятия и тд. )
  • возможности слежения рынка товаров при недостаточности информации с целью обеспечения возможности  адекватного отражения  в производстве ситуации на внутренних и внешних рынках.

Второй  метод – предполагает ее оценку   через конкурентоспособность его товаров с учетом весомости реализуемых его товаров на рынках.  Расчет КП осуществляется по следующей формуле: 

где:

  – удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех  продаж за анализируемый период, в долях единиц;

-  показатель значимости  рынка, на котором  реализуется товар  предприятия;

  - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

     Третий  метод  - предполагает  оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и доли, которую предприятие занимает на конкурентном рынке.

     Как второй так и третий методы определения  конкурентоспособности предприятия  связаны с  конкурентоспособностью  товаров этого предприятия.   Делая вывод можно сказать, что товары  предприятия конкурентоспособны, то и предприятие  конкурентоспособно [2, с.67].

1.3 Организационно – экономический механизм обеспечивающий конкурентоспособность   предприятия

     Организационно  – экономический механизм обеспечивающий конкурентоспособность предприятия включает: организационно – экономическое управление на микроуровне; рыночный компонент финансирования предприятия; формы и методы регулирования процессов конкурентоспособности на микро-, мезо - и мегауровнях, которые в совокупности определяют  конечные результаты деятельности предприятия и уровень удовлетворения потребителей в товарах и услугах.

       Первый компонент механизма – управление повышением конкурентоспособности предприятия на микроуровне -  направлен на постоянное решение следующих задач: 

  • Повышение качества продукции и уровня послепродажного обслуживания;
  • Снижение себестоимости  и соответственно цены продажи товаров, а также снижение эксплуатационных затрат у потребителя;
  • Проведение общих маркетинговых исследований и эффективного использования мер маркетинга при сбыте продукции и учетов ее сервисного обслуживания.

     Второй  компонент механизма – рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятия, которое направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе действия законов рынка. Основными рыночными факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность предприятия, являются:

  • изменение типа конкуренции на рынке товаров
  • появление новой ниши на рынке товаров или перегруппировка уже существующих его сегментов;
  • изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров – конкурентов;
  • появление на рынке товаров новых конкурентов;
  • появление на рынке новых товаров – конкурентов, включая товары – заменителя;
  • изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала;
  • изменение потребности и свойств потребителей.

     Третий  компонент механизма – макроэкономическое государственное регулирование конкурентоспособности предприятий – представляет собой деятельность государства, направленную на постоянное поддержание и повышение конкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.

     Четвертый   компонент механизма – регулирование конкурентоспособности предприятия на мезоуровне, отличие которого от регулирования на микроуровне заключается в масштабах регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отросли исходя из его особенностей.

       Пятый компонент механизмарегулирование конкурентоспособности на мегауровне, которое на международной конкуренции и сотрудничестве стран, направленных на поддержание и повышение конкурентоспособности предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности предприятий выступают факторы и тенденции общемирового развития. Основными из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции, как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя то государств усиления открытости их экономики [3, с.405-406]. Основой государственного регулирования конкурентоспособности предприятия и товаров является регулирование НТП, который позволяет создать более прогрессивные средства и предметы труда, формы организации труда, производства и управления, что, в конечном счете, приводит к улучшению качества продукции. 

     Наряду  с развитием НТП главными направлениями  государственного регулирования  конкурентоспособности  предприятий являются:

  • Создание условий и развитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства и малого бизнеса;
  • Проведение эффективной налоговой, ценовой и антиинфляционной политики;
  • Развитие производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;
  • Правовое обеспечение процессов повышения конкурентоспособности отечественных товаров [2, с. 678-679].

1.4 Роль инновации в повышении конкуренции производства

     Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства  в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет  свою собственную стратегию, глубинные  принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми. Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят  лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. На международных рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так и внешние потребности. В процессе внедрения новшеств и внесения улучшений большое значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо которой они не ищут. Иногда инновации являются результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия с введением онноваций