Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:23, курсовая работа
Анализируя поведение какого-то покупателя на рынке товара X, можно заметить, что когда цена этого товара повышается, покупатель начинает уменьшать количество приобретаемых единиц X. Это дает основание для теоретического обоснования двух положений: во-первых, покупатель каждый раз будет приобретать разное количество товара Х при изменении его цены и, во-вторых, что подобным образом могут вести себя остальные покупатели.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная линия: понятие и её основные черты.
Понятие бюджетной линии, её графическое представление…………..5
Свойства бюджетной линии. Реакция потребителя на изменение дохода…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Кривые безразличия.
Понятие кривых безразличия, их представление на графике.……….13
Характерные черты кривых безразличия. Предельная норма замещения.……………………………………………………………………..16
Глава 3. Равновесие в точке касания.
Равновесное положение потребителя………………………………….21
Излишек потребителя…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………
Рисунок
2.3. Невозможность пересечения
Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке 2.3 набор А должен быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество товаров Х, но набор В более предпочтителен. Этот набор включает большее количество товаров Y, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он предпочтительнее. Отсюда набор А предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об эквивалентности наборов А и С.13
Итак, карта безразличия - множество кривых безразличия (отвечающих свойствам 1-4) - дает нам полную информацию о системе предпочтений потребителя (не требуя даже присвоения полезностям наборов благ каких-либо численных значений).
Выпуклый характер кривой безразличия говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при это мна данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия) называется предельной нормой замещения (MRS)
Предельная норма замещения может быть представлена как отношение: MRS = ∆X / ∆Y – по мере увеличения потребления товара X на каждую дополнительную единицу (∆X) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (∆Y), сокращается, то есть предельная норма замещения убывает.
Чем
менее дефицитным становится товар
X, тем меньшим количеством товара
Y мы готовы пожертвовать, чтобы и
дальше увеличивать его потребление. Иными
словами, рост количества товара X приводит
к уменьшению его предельной полезности,
а сокращение количества то вара Y – к
возрастанию его предельной полезности.
Глава 3. Равновесие в точке касания.
Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям:
1.
Он должен находиться на
2.
Оптимальный набор
Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии. Это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.
Согласно определению, бюджетная линия показывает все комбинации продуктов X и Y, доступные для потребителя при данной величине его или ее денежного дохода и данном уровне цен продуктов X и Y.
Равновесное
положение потребителя
Рисунок
3.1. Равновесное положение потребителя.
В точке N совокупная полезность выше,
чем в точке K, она оказывается за пределами
(выше) бюджетной линии, следовательно,
недоступна потребителю. В точке K достигается
наилучшая, или оптимальная, из доступных
потребителю комбинация продуктов X и
Y. В этой точке касания наклон наивысшей
из доступных потребителю кривой безразличия
совпадает с наклоном бюджетной линии.
Поскольку наклон кривой безразличия
отражает предельную норму замещения
(MRS), а наклон бюджетной линии равен PY/PX,
оптимальное, или равновесное, положение
достигается при условии, что
MRS = PY/PX.
3.2
Излишек потребителя.
Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как излишек потребителя. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду.15
Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долларов. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель заплатил бы 60 долларов. Рыночная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину - 60 долларов (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Выходит, индивидуальная оценка полезности 1-й единицы - 80 долларов, 2-й - 60 долларов, их сумма - 140 долларов. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долларов; 3-ю единицу покупатель оценивает в 40 долларов, и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долларов. Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.16
На графике (рисунок 3.2) излишек потребителя - это заштрихованная область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу - линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя. При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.
Рисунок 3.2. Излишек потребителя.
Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие количества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.
Заключение
Проанализировав
практическое использование модели
«кривые безразличия –
Выявлено, что линии потребительского бюджета отражают "объективные" рыночные характеристики, касающиеся величины дохода и цен. Линия бюджета выявляет комбинации продуктов, доступные покупателю при данном денежном доходе и данном уровне цен. Кривые безразличия воплощают же в себе "субъективную" информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем разным товарам. Также кривые безразличия используются при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства и т.д.
По исследованиям можно сделать вывод, что чем менее дефицитным становится товар, тем меньшим количеством другого взаимозаменяемого товара мы готовы пожертвовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара приводит к уменьшению его предельной полезности, а сокращение количества другого товара – к возрастанию его предельной полезности.
Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание.
Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить такую важнейшую категорию, как излишек потребителя, что представляет собой разницу между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду.
Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие количества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.
Список литературы